Консультация для педагогов "Развитие произвольной сферы старших дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Полева Галина Петровна

Сформированность произвольной сферы – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. Произвольность – это способность действовать по правилам, заданным извне. Можно говорить о произвольности поведения, то есть соответствия поведения ситуации, и о произвольности  мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, то есть об их целенаправленности. Уже в старших группах детского сада образовательная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Как педагоги могут способствовать развитию произвольной сферы у дошкольникв рассказывается в данной консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области        

 средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский    Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация для воспитателей

«Развитие произвольной сферы

 у старших дошкольников»

C:\Users\User\Desktop\консультации ноябрь 2023\1662420236_305063_url.jpeg

Подготовила:

педагог-психолог

Полева Г.П.

2023-2024 у.г.

«Развитие произвольной сферы у старших дошкольников»

Сформированность произвольной сферы – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. Произвольность – это способность действовать по правилам, заданным извне. Можно говорить о произвольности поведения, то есть соответствия поведения ситуации, и о произвольности  мыслительных процессов: внимания, памяти, мышления, то есть об их целенаправленности. Уже в старших группах детского сада образовательная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Ребенку предъявляется требование обязательно  делать то, что ему не всегда хочется делать, он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно поддерживать активное внимание на занятиях.

Для формирования таких функций, как произвольность, концентрация внимания, самоконтроль, необходимо, прежде всего, развивать у детей понимание:

  • цели деятельности (что сделать),
  • программы деятельности (как сделать),
  • значимых условий деятельности (разбить программу на этапы),
  • умение исправлять ошибки (самоконтроль).

В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком своих действий вслух. Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у детей способности к построению собственной программы.

Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления и т.п.), можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей. Поэтому воспитателям совместно с родителями данных детей необходимо уделять значительное внимание формированию произвольности поведения ребенка, его волевой сферы. Для развития этих особенностей в условиях дома (семьи) родителям в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • больше играйте с детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает  развивать произвольное поведение старших дошкольников;
  • не делайте за ребенка то, чему он должен научиться сам;
  • активизируйте самостоятельную деятельность ребенка, удовлетворенность ребенка от достигнутого им самим;
  • старайтесь учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.

Игры  на формирование и развитие  произвольности ребенка

«Отвечай наоборот». Ребенку задаются любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Нужно ответить наоборот – если это правда – «нет», если неправда – «да». Для поддержания интереса можно задавать смешные вопросы.

«Да и нет - не говорить». Это известная детская игра, которая также способствует развитию произвольности. На заданные вопросы надо отвечать правдиво, не употребляя слова «да» и «нет», при необходимости можно усложнить игру – ввести запрет на приставку «не». Вопросы можно подбирать так же, как и в предыдущей игре.

«Условный сигнал». Взрослый и ребенок договариваются об условном сигнале, это может быть слово или жест (хлопок в ладоши). Услышав этот сигнал, ребенок должен отреагировать: произнести определенное слово или произвести какое-либо движение. Для усложнения можно вводить несколько сигналов, на которые надо по-разному

реагировать.

«Рыба, птица, зверь». Водящий рассчитывает игроков «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Он произвольно останавливается на одном из игроков. Тот, на котором счет остановился, должен быстро (на счет до трех) назвать соответствующее слово (название рыбы, птицы или зверя). Если он не успевает или не следит за счетом – выбывает, игра продолжается дальше. Можно вводить для считалки и другие понятия (фрукт, овощ, ягода; куст, дерево, цветок и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР.  Подборка литературы по данной теме.   ...

Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"

Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"...

Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений

Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.В связи с этим можно утверждат...

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников»

Консультация для родителей "Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников"...

Консультация на тему: «Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников»

Консультация на тему:«Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников»...