Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей "Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Влияние компьютерных игр на произвольное
внимание старших дошкольников»
Развитие информационных технологий привело к тому, что сегодня нам сложно представить ребенка старшего дошкольного возраста, не умеющего пользоваться современными гаджетами и не играющего в компьютерные игры. По данным исследований, проведенных в нашей стране, число старших дошкольников, являющихся компьютерными пользователями, составляет почти 90%. Опрос, в котором приняли участие 100 родителей дошкольников, показал, что они рассматривают гаджеты не только как предмет развлечения для своих детей, но и как возможность обучения. За компьютерными играми дошкольники в среднем проводят до шести часов в неделю, но некоторые сильно превышают это время. То есть компьютерные игры занимают существенную часть свободного времени современных дошкольников. При этом сами родители отмечают как положительные изменения в поведении детей после компьютерных игр (36%), так и отрицательные (32%). Как правило, позволяя дошкольнику проводить время за компьютером, родители ожидают от игр развивающего и обучающего эффекта.
Увлеченность детей компьютерными играми вызывает обеспокоенность у психологов, педагогов и врачей. Большинство исследований о влиянии компьютерных игр на развитие детей, проведенных в нашей стране и за рубежом, показало потенциальный вред для личностного развития дошкольников (повышение агрессивности и эмоциональной лабильности, несформированность коммуникативной сферы и др.). Когда же речь заходит о влиянии компьютерных игр на познавательное развитие дошкольников, здесь нет однозначного мнения. Очевидно, что отрыв ребенка от практической деятельности и переход к двухмерному пространству экрана с невозможностью практических проб никак не способствует сенсорному развитию и развитию наглядно-действенного мышления, а в дальнейшем приводит и к проблемам образного мышления. Вытеснение компьютерными играми реальной игры из жизни дошкольника также лишает его возможностей развития, поскольку игра является ведущей деятельностью и именно в ней создаются условия для формирования основных новообразований возраста - воображения, произвольности и др.
В то же время в ряде исследований отмечается, что внедрение компьютерных игр для развития определенных способностей у дошкольников содержит ряд плюсов. К примеру, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме увлекательно для ребенка. Интеграция аудио- и видеозаписи позволяет надолго удерживать его внимание благодаря презентации явлений и объектов в динамике. В компьютерных играх заложен яркий и красочный эффект поощрения ребенка за правильно выполненную игровую задачу, что безусловно повышает его мотивацию к выполнению тех или иных заданий. Нужно отметить, что в последние годы активно внедряются так называемые «серьезные», или «умные», компьютерные игры («serious games»), направленные на решение конкретных задач развития или воспитания детей: формирование важных поведенческих навыков, саморегуляции, самоконтроля и др.
На сегодняшний день существуют успешные попытки создания компьютерных игр, основная цель которых - не развлечение, а решение образовательных, развивающих задач. Пытаясь сделать компьютерную игру эффективным средством развития ребенка, ее создатели опираются на концепции психологических, социальных и физиологических школ. Проведенные исследования позволяют говорить, о том, что, обладая большей привлекательностью, интерактивными возможностями и др., такого типа игры действительно являются более эффективным средством решения поставленных задач, чем традиционные способы работы с детьми].
Среди познавательных процессов особое место занимает внимание, которое влияет на успешность протекания практически всех видов деятельности, и не только на этапе дошкольного детства. Ведь умение удерживать внимание во время уроков на протяжении учебного дня на том, что само по себе не особенно интересно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важным условием успеха в учебной деятельности. С точки зрения понимания внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования новых умственных действий. Поэтому можно говорить о том, что развитие произвольного внимания как высшей психической функции тесно связано со всеми познавательными процессами.
Анализ исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, показал, что в качестве важных факторов, влияющих на развитие ребенка, выступают время, затрачиваемое на компьютерную игру, и содержание предпочитаемых игр.
Для выявления предпочтений в выборе компьютерных игр был проведен опрос родителей дошкольников (100 человек) и их детей. Оказалось, что наиболее распространенными являются развивающие компьютерные игры (61%), симуляторы (22%) и аркадные игры (17%). В качестве развивающих игр, как правило, производители предлагают традиционные дидактические игры для дошкольников, перенесенные на экран монитора (лабиринты, «Исключение лишнего», «Поиск пары», «Прочтение пиктограмм» и др.), сюда же относятся пазлы и раскраски. Игры-симуляторы создают ситуации максимальной включенности игрока в процесс, задача которого состоит в имитации управления каким-либо аппаратом или транспортным средством, осуществлении какой-либо деятельности (различные варианты гонок, «Парикмахер», «Кондитер», «Чистим пони» и др.). Аркады предполагают короткий по времени, но интенсивный игровой процесс («Тетрис», Рас-Man). Ребенку необходимо пройти какое-то количество постепенно усложняющихся уровней, каждый из которых может быть одномоментно представлен на экране. Обычно игрок имеет несколько «жизней».
Положительное влияние на характеристики произвольного внимания старших дошкольников оказали развивающие игры. У 53% детей после 20-минутного сеанса игры было зафиксировано улучшение таких характеристик произвольного внимания, как концентрация, распределение и переключение. В то же время ухудшение этих характеристик произошло только у ю% детей, играющих в развивающие игры. У остальных детей в этой группе (37%) либо не произошло никаких изменений в характеристиках произвольного внимания, либо нельзя говорить об их однозначности.
Наименее положительное и наиболее негативное влияние на характеристики произвольного внимания старших дошкольников оказали аркады и симуляторы.
Чтобы выяснить, как связана продолжительность игры ребенка на компьютере с развитием произвольного внимания, был проведен опрос родителей и их детей о том, сколько времени в день они (дети) проводят за компьютерными играми. Опрос показал, что половина дошкольников (50%) тратят на компьютерные игры от 45 до 6о минут в день, 41% - от 20 до 30 минут в день, 9% проводят за компьютерными играми более 6о минут в день. Разделив детей, участвовавших в экспериментальном исследовании, на три группы в соответствии со временем, затрачиваемым на компьютерную игру в день, измерили их уровень развития произвольного внимания.
Среди дошкольников, принимавших участие в эксперименте, наиболее высокий уровень развития произвольного внимания продемонстрировали дети, затрачивающие на компьютерные игры от 45 до 6о минут в день. Наиболее низкий уровень был выявлен у играющих больше часа в день - как правило, это дети, имеющие неограниченный доступ к компьютеру. Средний уровень развития произвольного внимания продемонстрировали дошкольники, играющие в компьютерные игры 20-30 минут в день. Эти результаты позволяют констатировать, что неограниченный доступ к компьютерным играм отрицательно влияет на развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. А так как внимание является условием функционирования всех процессов познания, то очевидно, что это негативное влияние распространится на познавательное развитие ребенка.
Выводы
Проведенное экспериментальное исследование позволяет говорить о том, что компьютерные игры оказывают влияние на характеристики произвольного внимания старших дошкольников. Это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер.
Влияние компьютерных игр (позитивное или негативное) на характеристики произвольного внимания старших дошкольников может определяться двумя факторами: жанром компьютерной игры и временем, проводимым ребенком за компьютером.
На характеристики произвольного внимания старших дошкольников наиболее положительно влияют развивающие игры. Возможно, это связано с тем, что они требуют концентрации внимания, при этом факторы утомления (интенсивные звуки, быстрая смена картинок, резкие спецэффекты и др.) достаточно низкие.
Наиболее отрицательное влияние на характеристики произвольного внимания старших дошкольников оказывают аркады. Возможно, из-за того, что в них присутствуют факторы, приводящие к утомлению нервной системы (быстрая смена изображения, интенсивная динамика, постоянно нарастающий темп и др.).
И, конечно же, неограниченный доступ к компьютерным играм отрицательно сказывается на развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Источники
1. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1.
2. Войскунский А.Е. «За» и «против» компьютерных игр / Аветисова А.А., Войскун- ский А.Е. II Игра, обучение и Интернет. М., 2006.
3. Клопотова Е.Е. К проблеме изучения субкультуры современных дошкольников / Дошкольное воспитание. 2017. № 1.
4. Клопотова Е.Е., Кузнецова Т.Ю. Использование «серьезных» компьютерных игр в образовательной работе с детьми // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Ритм современной жизни, огромный поток информации, обнов...
Консультация для родителей :«Влияние компьютерных игр на произвольное внимание старших дошкольников»
Консультация...
Консультация для родителей "Влияние компьютерных игр на произвольное внимание дошкольников"
Развитие информационных технологий привело к тому, что сегодня нам сложно представить ребенка старшего дошкольного возраста, не умеющего пользоваться современными гаджетами и не играющего в компьюте...