Консультация для педагогов "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Моричева Алла Владимировна

Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение «погружают» ребенка в атмосферу творчества, позволяют чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивают воображение и фантазию, дают возможность дошкольникам выразиться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колокольчик» г. Камень-на-Оби Алтайского края

Консультация

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Автор: Моричева Алла Владимировна,

воспитатель

г. Камень-на-Оби

2022 г.

         Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством. 

          Сам термин "творчество" имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности.

         Ребенок с развитыми творческими способностями:

  • умеет применять новый опыт на практике;
  • замечает детали, которые не видят другие;
  • имеет большое количество оригинальных идей;
  • постоянно стремиться познать что-то новое;
  • умеет создавать альтернативные решения;
  • свобода воображения;

        Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме.

        Все задатки формируются еще с детства. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство.
Среди всех видов деятельности, именно творческие способности проявляются раньше всех. Проявления художественно - творческих способностей присутствуют во всех видах искусства, но наиболее актуальным является рисование.

        Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Через разносторонние занятия у детей формируется эстетический вкус, они приобщаются к прекрасному. Учатся видеть красивое в обычных и малозаметных вещах.

        Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.         Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастом детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

          Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        Для каждого возраста можно использовать  разные варианты приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий дети выполняют задания разные по тематике и требующие применения различных приёмов работы. Что помогает детям быстро осваивать работу разными художественными материалами и развить навыки по изобразительному искусству.

        В процессе занятий дети дошкольного возраста имеют возможность для экспериментальной деятельности, смешивая краску с клейстером, нанесением мыльной пены на изображение, сделанное цветными мелками, нанося акварель и гуашь. Непосредственный контакт пальцев рук с краской способствует познанию детьми ее свойств (вязкость, твердость, густоту), а с помощью добавления различного количества воды в акварель, ребенок учиться получать разнообразные цветовые оттенки.

        Некоторые из способов нетрадиционного изображения способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации у дошкольников (рисование мелом на бархатной бумаге, роспись тканей, рисование по стеклу и мн. др.). Рисование с помощью нетрадиционных техник изображения способствует сохранению у дошкольников высокого уровня работоспособности, активности, снижает уровень утомления в процессе всего времени работы отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники изображения позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход, учитывая интересы и пожелания каждого ребенка. Сближению детей способствует такая форма коллективной работы как рисование в несколько рук.

        Развитие в процессе деятельности познавательных процессов и интереса к созданию изображения, приводят к формированию творчества. А положительные эмоции вызываемые деятельностью позволяют ребенку преодолевать возможные трудности в процессе работы. Изображение различных моделей предметов окружающего мира, способствует формированию отношения к ней у ребенка и развивает личные характеристики (волю, самостоятельность, упорство в достижении целей, организованность и мн. др.).

       Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, можно активно использовать игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. Обязательно объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений, стараться вовлечь их в игру и конечно создать положительно-эмоциональный настрой. Особое внимание конечно нужно уделять анализу детских работ. Стараться оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями в сравнении с его прежними работами, придавать позитивный характер.

        Вывод: целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение «погружают» ребенка в атмосферу творчества, позволяют чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивают воображение и фантазию, дают возможность дошкольникам выразиться.

       Роль педагога в развитии творческих способностей: во-первых, сформировать способность смотреть и видеть, чувствовать-познавать-творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования), а во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие творческих способностей дошкольников» 2019 г.

Консультация для воспитателей, содержит полезную информацию  о развитии творческих способностей дошкольников. Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому раз...

Дидактическая игра, как средство художественно-творческого развития ребенка-дошкольника.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами, Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Сформированные в раннем ...

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликация"

Развитие творческих  способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликации  Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека...

Консультация на тему: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная....

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием природного материала".

Материал содержит информацию для родителей о возможности развития творчества у детей при помощи природного материала....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников"

В консультации предложены задания, которые помогают воспитателю в организации детских исследований....