Словообразование (игры)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ионова Ольга Юрьевна

Активное словотворчество идёт в возрасте 3 - 5 лет. Взрослые могут помочь практически (в играх и упражнениях) освоить способы словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразование (игры)

Формирование навыка образования новых слов - важный этап в речевом развитии ребенка. Активное словотворчество идёт в возрасте 3 - 5 лет. Взрослые могут помочь практически (в играх и упражнениях) освоить способы словообразования.

Во многие игры можно играть с мячом. Действия с мячом могут быть такие: перебрасывание мяча, перебрасывание с ударом об пол, прокатывание мяча, сидя на ковре.

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

«Ласковые имена»

Мамы очень любят своих детей и потом называют их ласковыми именами:

Катя…- Катенька, Юля… – Юленька и т.п.

Соня…- Сонечка, Таня… - Танечка и т.п.

Оля… - Олюшка, Ваня…- Ванюшка и т.п.

«Малыши» (Можно играть с мячом)

У малыша – шапочка, а у взрослого – шапка (называем части тела, одежду, обувь, посуду, мебель…)

«Скажи ласково» (Можно играть с мячом)

У взрослого нос, а у ребёнка…- носик (называем части тела, одежду, обувь, посуду, мебель…)

Образование названий детёнышей животных

«Помоги найти взрослого» (Можно играть с мячом)

Тигрёнок ищет…- тигра и т.д.

Словарный материал: лев, слон, олень, лось, лиса, гусь, утка.

«Животные и их детеныши» (Можно играть с мячом)

Тигра… - тигрёнок и т.д.

Словарный материал: лев, слон, олень, лось, лиса, гусь, утка, мышь.

Словарный материал на следующем этапе: волк, заяц, кролик, у белка, ёж, медведь, верблюд.

Для детей с ТНР лучше для игр, приведённых ниже, брать слова из одной лексической темы.

Образование относительных прилагательных

«Что из чего сделано?»

Лимонный сок…- из лимона

Резиновый мяч…- из резины и т.д.

«Какой сок (пюре, суп…)?»

Сок из моркови …- морковный сок

Каша из риса …- рисовая каша и т.д.

«Подскажи словечко»

Лист осины …- осиновый лист

Ложка из дерева — деревянная ложка

Кофта из шерсти… - шерстяная кофта и т.д.

«Новые улицы»

Улицу, на которой находится фабрика, назовём – Фабрична улица.

Улицу, на которой много сосен, назовём … - Сосновая улица

Образование имён прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

«Назови ласково»

Взрослый произносит часть фразы, а ребёнок её заканчивает.

Вариант 1. Цветочек синенький, а цветок … - синий.

Вариант 2. Чашка синяя, а чашечка …- синенькая.

Образование глаголов приставочным способом

«Подскажи слово»

Машина ехала и к дому …(подъехала), вокруг дома… (объехала), дальше …(поехала) и т.д.

Если платье длинное, его можно …- подшить

Если пуговица оторвалась, её можно …- пришить и т.д.

Рекомендуемые приставки: в-, вы-, от-, за-, под-, до-, с-, на-, пере-, при-.

Возможные слова: плыть, бежать, лететь, читать, сыпать, варить, рисовать, красить и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидиктическая игра на словообразование

Пользуясь карточками детям удобно и интересно побирать слова....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей c ОНР.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей....

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей

перечень игр по развитию лексико-граматического строя  речи по темам...

Игры и упражнения на формирование у дошкольников навыков словообразования

Игры и упражнения для детей разных возрастных групп...

Игры и упражнения для формирования словообразования

Игры и упражнения для формирования словообразования...

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.

ОСЕНЬ1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.Ход. На с...