Дети с нарушениями зрения.
консультация по коррекционной педагогике
- Слепые. Острота зрения в пределах от 0 до 0,05.
- Слабовидящие. Острота зрения в пределах от 0,05 до 0,5 с коррекцией на лучше видящем глазу.
Особенности психофизического развития:
- некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира;
- периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих;
- диспропорциональность.
Особенности внимания.
Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания:
- темп переключения;
- объем;
- устойчивость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с нарушениями зрения.
- Слепые. Острота зрения в пределах от 0 до 0,05.
- Слабовидящие. Острота зрения в пределах от 0,05 до 0,5 с коррекцией на лучше видящем глазу.
Особенности психофизического развития:
- некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира;
- периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих;
- диспропорциональность.
Особенности внимания.
Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания:
- темп переключения;
- объем;
- устойчивость
Особенности ощущения и восприятия:
- Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали;
- Снижена скорость и правильность восприятия;
- Ограниченность получаемой информации обуславливает схематизм зрительного образа, его обедненность.
Особенности памяти:
- кратковременный и долговременный объем осязательной памяти высокий;
- образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию;
- неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования – характерны также и для воспроизведения;
- недостаточность логической памяти;
- объем памяти у слепых по сравни, со зрячими увеличен на 0,7 для слов обозначающих зрительные образы, и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы.
(А.А. Крогиус)
Особенности мышления.
- теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих, основывается в основном на наблюдении, интерпретации и рассуждениях о фактах более высокого развития словесно-логического мышления слепых
- (С.Ф. Струве, А.А. Крогиус, К Брюклен, Б.И. Коваленко).
- теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления, основывается на исследованиях мышления слепых и слабовидящих, выявивших, что недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и образовании обобщений (М.И. Земцова, Ф.Н. Шемякин).
- концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения, связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом ее формирования (А.И. Земцов и его школа).
Особенности речи.
- изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;
- Уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения значительно ниже
нормы по всем показателям: - с позиции раскрытия темы – отражение лишь части предъявляемого материас позиции содержательной – фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, трудности в
соблюдении логичности связной речи; - ла; редкость развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений;
- слабое использование неязыковых средств общения – мимика.
Особенности развития личности и эмоционально волевой сферы:
- Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны.
- Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте.
- Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего.
Особенности деятельности:
- Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности;
- отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий;
- расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом;
- формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом. Учение на первых порах имеет не учебную мотивацию. Мотивами, побуждающими младших слепых школьников к развертыванию активной деятельности, являются непосредственный интерес, а побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится понимание поставленной цели, соотнесение ее со средствами выполнения.
Особенности поведения.
- Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет форВсе выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.
- Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.
- Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих.
Зрительные возможности.
Слепые и практически слепые. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.
Слабовидящие от 0,05 до 0,09. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций.
От 0,01 до 0,04 . При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве.
От 0,4-0,5 и выше . У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения
Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"
Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)
Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...