Дети с нарушениями зрения.
консультация по коррекционной педагогике

Гилева Ольга Петровна
  • Слепые. Острота зрения в пределах от 0 до 0,05.
  • Слабовидящие. Острота зрения в пределах от 0,05 до 0,5 с коррекцией на лучше видящем глазу.

Особенности психофизического развития:

  •  некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира;
  • периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих;
  • диспропорциональность.

Особенности внимания.

 Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания:

  • темп переключения;
  • объем;
  • устойчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушениями зрения.

  • Слепые. Острота зрения в пределах от 0 до 0,05.
  • Слабовидящие. Острота зрения в пределах от 0,05 до 0,5 с коррекцией на лучше видящем глазу.

Особенности психофизического развития:

  • некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира;
  • периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих;
  • диспропорциональность.

Особенности внимания.

Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания:

  • темп переключения;
  • объем;
  • устойчивость

Особенности ощущения и восприятия:

  • Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали;
  • Снижена скорость и правильность восприятия;
  • Ограниченность получаемой информации обуславливает схематизм зрительного образа, его обедненность.

Особенности памяти:

  • кратковременный и долговременный объем осязательной памяти высокий;
  • образы памяти при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию;
  • неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования – характерны также и для воспроизведения;
  • недостаточность логической памяти;
  • объем памяти у слепых по сравни, со зрячими увеличен на 0,7 для слов обозначающих зрительные образы, и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы.
    (А.А. Крогиус)

Особенности мышления.

  • теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих, основывается в основном на наблюдении, интерпретации и рассуждениях о фактах более высокого развития словесно-логического мышления слепых
  • (С.Ф. Струве, А.А. Крогиус, К Брюклен, Б.И. Коваленко).
  • теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления, основывается на исследованиях мышления слепых и слабовидящих, выявивших, что недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и образовании обобщений (М.И. Земцова, Ф.Н. Шемякин).
  • концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения, связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом ее формирования (А.И. Земцов и его школа).

Особенности речи.

  • изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием;
  • Уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения значительно ниже
    нормы по всем показателям:
  • с позиции раскрытия темы – отражение лишь части предъявляемого материас позиции содержательной – фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, трудности в
    соблюдении логичности связной речи;
  • ла; редкость развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений;
  • слабое использование неязыковых средств общения – мимика.

Особенности развития личности и эмоционально волевой сферы:

  • Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны.
  • Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подростковом возрасте.
  • Слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего.

Особенности деятельности:

  • Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности;
  • отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий;
  • расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие с предметом;
  • формирование учебной деятельности является длительным и сложным процессом. Учение на первых порах имеет не учебную мотивацию. Мотивами, побуждающими младших слепых школьников к развертыванию активной деятельности, являются непосредственный интерес, а побудительными мотивами интеллектуальной самостоятельности становится понимание поставленной цели, соотнесение ее со средствами выполнения.

Особенности поведения.

  • Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет форВсе выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.
  • Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены.
  • Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих.

Зрительные возможности.

Слепые и практически слепые. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

Слабовидящие от 0,05 до 0,09. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций.

От 0,01 до 0,04 . При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве.

От 0,4-0,5 и выше . У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...