Мастер-класс для педагогов. "Нейроигры в работе педагога ДОУ"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Щеголева Алевтина Владимировна

Мастер-класс «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие всех блоков головного мозга.

Задачи:

Развивать концентрацию и распределение внимания, произвольное внимание

Развивать память

Развивать координацию

Развивать межполушарное взаимодействие

Развивать самоконтроль

Развивать внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки

Развивать ориентировку в пространстве

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОАУ №170

Мастер-класс «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Подготовил: педагог-психолог

Щеголева Алевтина Владимировна

ОРЕНБУРГ 2023

Мастер-класс «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие всех блоков головного мозга.

Задачи:

Развивать концентрацию и распределение внимания, произвольное внимание

Развивать память

Развивать координацию

Развивать межполушарное взаимодействие

Развивать самоконтроль

Развивать внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки

Развивать ориентировку в пространстве

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста — это игра. Игра является ведущей деятельностью. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Блоки мозга

t1580982765aa.jpg

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, саммомассаж, релаксация, блок упражнений «Здоровые глаза», растяжки, тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук, ног. Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.

2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. Соматогнозис, тактильный, слуховой, зрительный гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов головного мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания и преодоление стереотипов, целеполагание, формирование программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.

Игра для педагогов. Все превращаемся в детей. Сейчас мы с вами снова станем дошколятами для этого закроем глаза и представим себя в возрасте 5-6 лет. И вот вы пришли в детский сад. А я воспитательница Алевтина Владимировна. Дети, давайте поиграем…

ХОД занятия для детей 5-6 лет.

-Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поиграем в интересные игры, но сначала нам надо познакомится.

Упражнение «Имя – движение» 5 мин

Цель: знакомство участников.

Дети группы по очереди произносят свои имена и сопровождают их определенным движением. Остальные повторяют движение.

Упражнение «Воздушный шарик» 2 мин

ИП – стоя. Дети глубоко вдыхают через нос (рот закрыт) и выдыхает через рот. При вдохе живот надувается, при выходе втягивается. Дети могут представить, что в животе у них находится цветной воздушный шарик, который надувается при вдохе, и сдувается при выходе. Упражнение выполняется по команде вдох-выдох, под хлопки взрослого.

Межполушарное рисование 3 мин

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов

Психолог раздает детям многоразовые ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

Игра – лабиринт 5-7 мин

Цель: развитие координации, мелкой моторики, внимание.

Выбирается один ребенок (может участвовать один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки.

Игра «Робот», «Непослушный робот» 5 мин

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания

Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо.

После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.

Затем предлагается стать «непослушным роботом», который выполняет все команды взрослого наоборот. Если взрослый говорит «шаг вперед», то «непослушные роботы» делают шаг назад и т.д.

Игра-мемо 10 мин

Цель: развитие памяти и внимания.

Дети по очереди открывают домики таким образом, чтобы все могли видеть изображенные под ними картинки. Если картинки на плашках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит плашки с одинаковыми картинками. Если картинки на плашках не совпадают, то игрок кладёт их обратно, закрывает домиками, и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных картинок.

Упражнение- игра «Речка-берег» 3 мин

Цель: развить навыки реакции, внимания и переключения.

Дети становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает детям выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока дети не привыкнут. Внезапно порядок меняется, задача детей — переключиться. Если они регулярно ошибаются, нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Игры с мячом 5-7 мин

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание

Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.

Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Завершение. У детей спрашивается, какая игра понравилось больше, что запомнилось, понравилось ли занятие. Ответы детей. 3 мин

Приложение

Примеры работы с карточками

Пример 1

  • Возьмите и положите на стол три карточки (например, кулак, ребро и ладонь).
  • Покажите ребёнку три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром - выпрямленная ладонь.
  • Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками одновременно.

Пример 2

Возьмите и положите на стол три карточки:

  • Фонарики зажглись - пальчики обеих рук нужно выпрямить.
  • Один фонарик погас: нужно сжать пальцы левой руки.
  • Затем погас другой фонарик: пальцы левой рукой выпрямлены, пальцы правой - сжаты в кулачок.

После этого снова зажигаются оба фонарика, потом они по очереди гаснут. Повторите упражнение 6-8 раз, постепенно добиваясь высокой скорости его выполнения.

Названия положений рук в инструкции помогут проще запомнить и воспроизвести жесты, например: зайчик, коза, вилка, фонарики, дом, ежик, замок...

Как усложнить игру

  • ускорьте темп выполнения каждого упражнения; устройте соревнование, кто быстрее сможет выполнить упражнение;
  • выполняйте упражнения со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами (это исключает речевой и зрительный контроль, что заметно усложняет выполнение упражнений).

Виды нейроигр:

На движение : темп деятельности, ритм (Нейроритмика –переключение внимания)

На нейромоторику – это вид двигательной активности, направленный на развитие головного мозга через моторику. : обведи двумя руками, зеркальные рисунки, нарисуй одновременно одной квадрат другой круг и т.д.

Нейротаблицы  на развитие внимания переключаемость, объем, темп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер-класс для воспитателей по теме:" Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников"...

Мастер-класс для воспитателей "Кейс-технология в работе педагога ДОУ"

Огромную роль в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ играет методическая работа образовательного учреждения, а именно организация форм методической работы, эффективность исполь...

Мастер -класс в форме презентации "Биоэнергопластика в работе педагога-психолога"

В данном материале представлена  одна их практик нейростимуляции с практическими упражнениями, которые может использовать психолог в своей коррекционной работе с дошкольниками....

Мастер – класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОО»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ, направленный на знакомство с кейс-технологиями, повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм ...

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»

Мастер — класс для воспитателей «Кейс-технология в работе педагога ДОУ»Цель: знакомство с кейс-технологией педагогов ДОО.Задачи:расширить знания участников мастер-класса о методе кей...