Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
В данном материале содержутся данные уровня развития ребенка с ОВЗ , задачи индивидуального маршрута развития, содержание работы по предметным областям , система работы узких специалистов, работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный маршрут | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Ф.И.О. родителя Заведующий МБДОУ
_______________ (ФИО)
___________________
Согласовано:
зам.зав.по ВМР __________(ФИО)
Согласовано:
ст.воспитатель_______ (ФИО)
Индивидуальный образовательный маршрут
развития ребенка
(средняя группа)
Ф.И.О. ребенка:
Разработали:
Воспитатель (ФИО)
Воспитатель (ФИО)
Учитель-логопед (ФИО)
Педагог-психолог (ФИО)
Учитель-дефектолог (ФИО)
Муз. руководитель (ФИО)
Инструктор по ФК (ФИО)
Особенности ребенка
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Заключение ТПМПК: Имеет особенности в физическом и психическом развитии.
Заключение невролога: Моторная алалия.
(Имя ребенка) посещает ДОУ с 01.09.2017 года.
Ребенок воспитывается в полной семье. Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Крупная моторика развита слабо – повторяет все движения, но требуется помощь педагога. Незначительно нарушены темп и ритм движения.
Мелкая моторика развита слабо – объем движений не полный, переключаемость не точная. Самостоятельно пользуется столовыми приборами. Ведущая рука правая.
Контакт со взрослыми и детьми устанавливает легко.
Познавательный интерес – во время образовательной деятельности невнимателен, постоянно отвлекается; медленно запоминает и быстро забывает. Плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу); не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.); испытывает затруднения при устанавлении простейших причинно-следственных связей (на улице снег - зима), не понимает содержание сюжетных рядов и картин.
Интеллектуальные умения - не называет фамилию, имя, отчество родителей, знает и называет только свое имя. Не знает времена года, город, адрес.
Соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), называет основные цвета. Классификацию не проводит. Пирамидку собирает без учета величины.
Временные и пространственные представления не сформированы.
Работоспособность нестабильная. Не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, не стремится преодолеть затруднения, возникающие в процессе деятельности, бросает работу. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.
Не умеет узнавать музыкальное произведение по вступлению, фрагменту мелодии. Затрудняется выполнить самостоятельно танцы, запомнить последовательность движений.
Не сформированы все компоненты речи, есть звукоподражания, отдельные простые слова. Обращенную речь понимает не всегда, требуются многократные повторы простых инструкций. На вопросы отвечает односложно. Не составляет описательный рассказ по предметной, сюжетной картинке. Не владеет диалоговой речью.
На фронтальных занятиях ребенок интерес проявляет по настроению, индивидуальные занятия приносят положительную динамику.
В игровой деятельности правила игры недоступны для понимания ребенком на данном возрастном этапе. Игровые навыки и умения не сформированы. Не умеет поддерживать игру.
Проявляется эмоциональная неустойчивость, быстрая смена поведения от спокойного до гиперактивного.
Особенности группы:
В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель индивидуального маршрута развития ребенка: Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи индивидуального маршрута развития ребенка:
Развитие навыков самообслуживания.
Развитие умения подражать.
Развитие крупной и мелкой моторики.
Стимуляция речевого развития.
Развитие понимания обращенной речи.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание | Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности, куда включаются совершенствование навыков общей и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации, визуального и тактильного восприятия. | Двигается легко –ходьба и бег сформированы в соответствии с возрастом; спрыгивает со скамейки и поднимается на нее с помощью взрослого; Хорошо выполняет строевые упражнения. Расширились умения прыгать на двух ногах. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое | Развивать координацию слуха, развивать певческие навыки, развивать ритмопластику , учить подражать подпеванию гласных. | Дидактические игры направленные на развитие координации слуха. Сюжетные игры хороводы ,вовлечение в танцевальные игры с сопровождением муз инструментов. Игры способствующие развивать эмоциональную отзывчивость на звучание некоторых муз инструментов. | Развита координация слуха, приобретены певческие навыки, освоила элементы ритмопластики, подпевает подражая гласными звуками пробы в итоговом мероприятии |
Речевое развитие | Развитие понимания обращенной речи. Развитие речевой активности. Накопление словарного запаса. | Активно использует в речи звукоподражания, называет предметы, простые действия. Отвечает на простые вопросы. Использует в речи предложения из 3-4 слов. Научится владению описатель-ного рассказа по картинке, по серии сюжетных картин с помощью наводящих вопро-сов. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей. | Называет и соотносит цвета, раскладывает предметы на группы; Строит постройку по образцу Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). | Деятельностные пробы |
Социально-коммуникативное | Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие. Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности. Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться. | На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Элементарные попытки самостоятельной игры. | Деятельностные пробы, наблюдение |
Система работа узких специалистов:
узкие специалисты | области | Проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Отсутствие игровой деятельности | - Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту; - продолжать развивать представления о сенсорных эталонах. Слуховое восприятие: - различение громких-тихих звуков; Тактильное восприятие: - снятие негативных проявлений на прикосновения; -Развивать произвольность внимания, умение сосредотачиваться на одном задании в течении 3 минут; - формировать умение работать за столом. -Сличает определенный предмет/картинку со словом. - Продолжать формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы с использованием пальчиковых красок/ пластилина ; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; - выполняет простые инструкции педагога; - формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом: - организация стереотипной игры. | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. - находит и показывает квадрат и треугольник, круг; - показывает основные цвета: зеленый, красный, желтый. - Различает громкие-тихие звуки; -Отсутствуют негативные проявления на прикосновения; - Ребенок сосредотачивает внимание на одном задании в течении 3 минут; - ребенок работает за столом. -Сличает определенный предмет/картинку со словом. -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. -Умеет раскрашивать изображение не заходя за его границы с использованием пальчиковых красок/ пластилина. - умеет нанизывать бусы. -Четко выполняет простые, односложные инструкции педагога; | Наблюдение. Наблюдение. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. |
учитель-дефектолог | Позна ние | Представление об основных цветах, форме, величине не сформировано. Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Не ориентируется в пространстве и времени. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, может разложить предметы по величине. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). Графические навыки улучшились | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
музыкальный руководитель | Художественно эстетическое воспитание | Развивать координацию слуха, развивать певческие навыки, развивать ритмопластику , учить подражать подпеванию гласных | Дидактические игры направленные на развитие координации слуха . Сюжетные игры хороводы ,вовлечение в танцевальные игры с сопровождением муз инструментов. Игры ,способствующие развивать эмоциональную отзывчивость на звучание некоторых муз инструментов. | Развита координация слуха, приобретены певческие навыки, освоила элементы ритмопластики, подпевает подражая гласными звуками пробы в итоговом мероприятии | Пробы, участие в итоговом событии |
инструктор по физической культуре | Физическое развитие | Любое задание необходимо повторить несколько раз прежде, чем ребенок начнет его выполнять. | Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторение инструкции. | Такой способ способствует формированию умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). |
учитель-логопед | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Фонематическое Артикуляционная и мелкая моторика требует развития. Фонематический слух не развит. Автоматизация свистящих звуков и звуков [В,Ф]. Постановка шипящих и аффрикат. Развитие слухового внимания, формирование Автоматизация свистящих звуков и звуков [В,Ф] в словах, словосочетаниях. Шипящие и аффрикаты вызваны, на стадии автоматизации в слогах, словах. Улучшится уровень определения наличие заданного Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. восприятие. Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь | Артикуляционная и мелкая моторика требует развития. Фонематический слух не развит. Пассивный словарь резко преобладает над активным. Развитие навыка обобщения Грамматический строй речи не развит Связная речь не развита | Автоматизация свистящих звуков. Постановка шипящих и звуков [В,Ф]. Развитие слухового внимания, формирование фонематического восприятия. Формирование слоговой структуры. Развитие и активизация словаря по всем лексическим темам. Развитие и формирование грамматического строя речи. Развитие и совершенствование связной речи. | Автоматизация свистящих звуков в словосочетаниях и предложениях. Шипящие, африкаты и [В,Ф] вызваны, на стадии автоматизации в слогах, словах. Улучшится уровень определения наличие заданного звука в словах, различения звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Научится употреблять двухсложные, трех- сложные слова со стечением согласных. Пополнится словарь существительных, глаголов, прилагательных и наречий. Научится употреблять простые слова-антонимы. На стадии формирования навыки словоизменения, словообразования, согласование в роде, числе и падеже. Научится употреблению простых предлогов Использует в речи предложения из 3-4 слов. Научится владению описатель-ного рассказа по картинке, по серии сюжетных картин с помощью наводящих вопро-сов. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
- двигательная активность,
- тактильно-двигательные игры
- игровая деятельность
- действия на основе образца, конструирование
- музыкальная
- изобразительная.
За счет чего достигаем результатов:
- Устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями.
- Подачу материала осуществлять небольшими, логически законченными фразами.
- Использование вариативного повторения, при предъявлении нового и закреплении изученного материала.
Условия реализации индивидуального маршрута
1. Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов осуществляется по индивидуальному графику:
Специалист | График |
Дефектолог | Среда (подгрупповое занятие) 1 раз/нед 10:20- 10:40 |
Психолог | Среда 10:00-10:20 |
3. Индивидуальный подход на групповых занятиях
-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале;
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка;
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка;
-многократное повторение материала.
Организация специальных условий для получения дошкольного образования:
Параметр | Исполнение | Ресурс для исполнения | Ответственный |
Изменение в помещении | Наличие уголка уединения (семейный альбом, любимые игрушки, картинки - настроение) | Детский сад | Воспитатель |
Визуальная поддержка | Использование картинок, реальных предметов, схем наглядного моделирования. | Детский сад | Воспитатель, логопед |
Срок реализации индивидуального маршрута -8 месяцев.
Динамический срез декабрь 2017 г.
Пересмотр маршрута – май 2018г.
Работа с родителями:
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями ребенка | Подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. Привлечение родителей к совместным мастер-классам, консультациям, конкурсам, выставкам, и т.д. | Индивидуальное консультирование. Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях. |
Работа с родителями группы, где обучается ребенок | Подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. Привлечение родителей к совместным мастер-классам, консультациям, конкурсам, выставкам, и т.д. | Групповое и индивидуальное консультирование, беседа, опрос, совместные мероприятия |
Работа с детьми группы:
- Работа по развитию умений взаимодействия детей в разных ситуациях (игровая, театрализованная совместная деятельность)
- Развитие навыков взаимопомощи у детей.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Динамический срез ИМ ребенка посредством диагностики.
Диагностика проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка».
«Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка». д\с №14 «Журавлик» старшая группа «Звездочка»...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития....
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка «Выявленные трудности дошкольников» в
Индивидуальный образовательный маршрут развития "Выявленные трудности дошкольников"...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка раннего возраста.
Задержка речевого развития....
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования по физическому развитию
Данный материал содержит план работы с ребенком, который поможет сформирование у ребенка интерес к физической культуре, развить основные физические качества....