Логопедические упражнения и игры для занятий с ребёнком дома
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ткаченко светлана Николаевна

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был здоров, счастлив, успешен в учёбе. Немаловажную роль в этом играет речь ребёнка.К сожалению, в последнее время появляется всё больше детей с различными речевыми нарушениями. Если в возрасте 4−5 лет ребёнок неправильно произносит слова, родителям следует обратить внимание на проблему и решить ее либо самостоятельно, либо с помощью логопеда. Главное, не пускать это на самотек и постараться разобраться до школы, так как любые речевые особенности потом могут перерасти в дисграфию, то есть они станут ошибками при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_uprazhneniya.docx443.36 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические упражнения и игры для занятий с ребёнком дома

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был здоров, счастлив, успешен в учёбе. Немаловажную роль в этом играет речь ребёнка.К сожалению, в последнее время появляется всё больше детей с различными речевыми нарушениями. Если в возрасте 4−5 лет ребёнок неправильно произносит слова, родителям следует обратить внимание на проблему и решить ее либо самостоятельно, либо с помощью логопеда. Главное, не пускать это на самотек и постараться разобраться до школы, так как любые речевые особенности потом могут перерасти в дисграфию, то есть они станут ошибками при письме.

В процессе логопедических занятий параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводятся артикуляционная гимнастика и упражнения на развитие речевого дыхания.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сопоставляя с артикуляцией фонемы, которую будет ставить и с индивидуальными особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка. Таким образом, создается комплекс упражнений, который предназначен для определенных групп звуков. Такие упражнения можно выполнять с ребёнком и дома.

В дошкольном возрасте у детей нередко встречается:

  • Замена звуков. Например: «ш» в речи меняется на «с», «р» на «л». Вместо слова «шуба», ребенок говорит «суба»; «ш» часто превращается в «ф» — получается «фапка» вместо «шапка»;
  • Пропуск трудного звука. Например, вместо слова «лапа» у него получается «апа».

Всё это так называемые звуки позднего онтогенеза, еще их называют звуками верхнего подъема языка. К пяти годам они должны быть полностью сформированы. Почему этого могло не произойти вовремя? Скорее всего нарушения речи возникли из-за того, что у ребенка слабое дыхание, неразвитые мышцы челюсти или языка.

Слабое дыхание также ведет к искажению речи. Может быть, ребенок поздно начал жевать твердую пищу, долго сосал соску, долго ел из бутылки. Все это могло поспособствовать логопедической проблеме. А возможно, у ребёнка просто не развит фонематический слух.

Если у малыша слабая артикуляционная позиция языка, щек, слабое дыхание, искажение речи, он надувает щеки, когда говорит — надо начинать заниматься. Почти любую логопедическую проблему можно решить за достаточно непродолжительный срок. Фонематический слух развивается довольно быстро.

Если в 3 года мы играем с ребенком, то у детей в возрасте 5−7 лет уже должна быть развита познавательная активность. На занятиях уже нужно заниматься, а не просто играть. Логопед обычно сажает дошколят лицом к зеркалу и просит выполнять упражнения. Их можно делать и дома.

Речевое дыхание

«Снежок»
     Возьмите кусочек ваты, распушите ее — это будет «снежинка». А ребёнок пусть изображает ветер, который гоняет снежинку по двору. Снежинка летает туда, куда дует ветер. Ребёнок должен дуть на снежинку ртом, круглыми губами, плавно. А вдыхать при этом должен через нос.

«Самолетик»
Сделайте из бумаги самолетик или бантик, прикрепите на ниточку. Держите ниточку, малыш должен дуть на самолетик, чтобы он летал как можно дольше. Ваша цель, чтобы выдох был как можно более долгим.

«Дерево»
Вместе сделайте дерево — бумажные полоски прикрепите к карандашу. Теперь посмотрим, как ветерок колышет листву: пускай ребёнок дует на дерево. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щеки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

«Птички»
Сделайте из бумаги птичек и поставьте их на край стола. Дуйте по очереди с ребенком на птичек. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели далеко-далеко. Посоревнуйтесь, чья птичка улетит дальше.

«Собачка»
Попросите ребенка показать, как дышит собачка, когда ей жарко. Он должен высунуть язычок и быстро, шумно отрывисто дышать. Выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Артикуляционная гимнастика.

Целью логопедической артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Название вызывает у ребенка интерес к упражнению и экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

Логопедические игры

Обращайте внимание малыша на разницу звуков. Играть в логопедические игры можно и дома, и в дороге, например, по пути из садика. Удобно это делать и перед сном.

«На что похожи звуки?»

Вместе придумывайте, что напоминает звук, а ребёнок пускай изображает:
Например, «сссс» — свистим, как ветерок.
«Шшшш» — шипим, как будто колесо сдувается.
«Рррр» — рычит собака, рокочет трактор.
«Лллл» — а это гул самолета.

«Поймай звук»

Когда ребёнок слышит трудный звук, он должен хлопнуть в ладоши. Сначала называйте слоговой ряд, потом слова, которые начинаются с проблемного звука. Затем переходим к продвинутому уровню — буква прячется в середине слова. Когда произносите слово, голосом выделяйте проблемную букву.


«Г, п, ш» — хлопай в ладоши, когда слышишь звук, поймай звук.
«Са, шу, пу»,
«Шуба, рыбка»,
«Машина, кошка».

«Первая буква»

Вы произносите слово («столб», «окно», «рыбка»), а он пусть называет первый звук. Потом можно поменять правила: а какой звук последний? Произносите слова чётко, выделяя голосом трудные для малыша звуки.

Для того чтобы логопедические упражнения принесли заметную пользу, придерживайтесь правил: 
1. 
Регулярность. Занимайтесь по 5-10 минут каждый день, а не по 30-40 минут раз в неделю. 
2. 
Обстановка. Для некоторых упражнений вам понадобятся атрибуты: зеркало (необходимо для артикуляционной гимнастики) или свисток (для упражнений на дыхание). Поэтому, спланируйте заранее, что вам нужно и положите на стол перед ребенком. Так же, желательно убрать со стола все лишние.
3. 
Терпение. Не критикуйте, не передразнивайте и не кричите на ребенка, если упражнение не получается. Помните, вы занимаетесь этим, чтобы улучшить речь ребенка, а не ради галочки перед врачом, воспитателем или учителем. 
4. 
Игровой формат. Ребенок легче занимается и воспринимает материал через игру. К каждому упражнению придумайте свою историю, или волшебную цель — зачем это делать ребенку. 

Много информации о речевом развитии ребёнка можно найти самостоятельно в интернете или обратиться к специалисту.

 Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу.

Литература:

Веселова Е. И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. М., 2015. 64 с.

Воржева Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей. Дошкольная педагогика. 2016. №3. 45 с.

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М., 2018. 160с.

Перегудова, Т. С. Система игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений речи у детей 5-8 лет [Текст] / Т. С. Перегудова, Е. В. Балакирева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — 47с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"

Методическое пособие по теме "Логопедические упражнения и игры для закрепления звука в слогах"...

Рекомендации для родителей . Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома.

Домашние задания учителя-логопеда  направлены на  повторение и закрепление изученного.     Прежде чем заниматься с ребёнком, взрослому необходимо прочитать все задания. Выбрат...

Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома

Домашние задания учителя - логопеда направлены на повторение и закрепление изученного....

Логопедические упражнения и игры по теме «Дикие животные»

Логопедические упражнения и игры по теме «Дикие животные» 1. Развитие мелкой моторики Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца. — Мальчик с пальчик, Где...

Рекомендации для родителей . Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома.

Рекомендации  для родителей .Как организовать логопедические занятия с ребёнком дома. Домашние задания учителя-логопеда  направлены на  повторение и закрепление изученного.  П...