Проект по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
проект по коррекционной педагогике

Молодцова Ирина Николаевна

Познавательно-игровой долгосрочный проект для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx137.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»

Проект по развитию мелкой моторики

у детей дошкольного возраста с ОВЗ

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

C:\Users\Andrey\Desktop\работа\2433953103.jpg

Подготовила: воспитатель

Молодцова Ирина Николаевна

г. Семенов 2022 год

ПРОЕКТ: «Ловкие пальчики».

Подготовила: Молодцова Ирина Николаевна- воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Ромашка», г. Семенов Нижегородская область.

Вид проекта: познавательно – игровой, долгосрочный (в течение 2022-2023 учебного года).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Участники проекта: дети с ОВЗ, группа компенсирующей направленности, педагоги и сотрудники ДОУ, родители. 

  1. Этап «Целеполагание»

Актуальность проекта

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.  На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

Актуальность данной темы обусловлена именно тем, что у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается выраженные в разной степени отклонения в развитии движения пальцев рук. А развитие мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Все упражнения и задания по данному проекту проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.


Цель:

создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  • Знакомить детей с пальчиковыми играми в разных видах деятельности;
  • Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх;
  • Формировать умение различать правую и левую руку;
  • Развивать умение согласовывать движения с речью;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать речь, память, внимание, воображение.
  • Вовлекать родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.


Предполагаемые результаты:

  • Повышение качества коррекционно-образовательного процесса;
  • Повышение уровня развития мелкой моторики рук;
  • Проявление интереса к пальчиковым играм.
  • Расширение словарного запаса детей;
  • Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

  1. Этап «Разработка проекта»
  • Разработка темы;
  • Формулировка цели проекта;
  • Подбор и изучение методической литературы по данной теме;
  • Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом и их особенностями;
  • Подбор дидактического материала и пособий.
  • Разработки рекомендаций, консультаций для родителей по развитию мелкой моторики.   

  1. Этап «Выполнение проекта»

№ п/п

Мероприятия

Дата

1

Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР»

Октябрь

2

Разучивание пальчиковой гимнастики «Осень», «Осенний букет»

Октябрь

3

Д/и.: «Подари листочки дереву».

Цель: Учить детей располагать комочки пластилина на веточках дерева и прижимать их пальчиком.

Ноябрь

4

Д/и.: «Лучики для солнышка».

Цель: Размазывать пластилин- «лучик»

Худ. слово:

Туча прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Доброе, лучистое!»

Ноябрь

5

Консультация для родителей в печатном виде «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать».

Ноябрь

6

Пальчиковая игра «Шалун»

Худ. слово:

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

Ноябрь

7

Д/и.: «Бусы для мамы»

Цель: Учить детей вздевать макароны на шнурок

Развивать усидчивость, сосредоточенность. Учить детей нанизывать на шнурок макароны-«бусины», перебирать их. Совершенствовать умение работать кончиками пальцев

Ноябрь

8

Упражнение: «Месим тесто»

Цель: Научить детей «месить тесто», в наполненном горохом, блюде.

Худ. слово:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

Декабрь

9

Комплекс пальчиковой гимнастики «Зима пришла».

Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто щекочет — пух!

Разрывание белой бумаги на маленькие кусочки («Снежные хлопья»)

Декабрь

10

Д/и.: «Волшебные конфеты»

Цель: Учить детей опускать в бутылочку смятые комочки бумаги.

Познакомить детей с бумагой и её свойствами. Учить мять бумагу, формировать из неё комочки. Развивать умение проталкивать полученные комочки бумаги в бутылочку пальчиком.

Декабрь

11

Пальчиковая игра «Игрушки»

Худ. слово:

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо – книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять

Учить детей поочерёдно загибать по одному пальчику, начиная с большого.   Развивать умение разгибать все пальчики одновременно. Стимулировать мыслительные функции, развивать речь детей.

Декабрь

12

Комплекс пальчиковой гимнастики «Елочка».

Массаж кончиков пальцев рук («Пальчики здороваются» сразу обеих рук)

Январь

13

Д/и.: «На что это похоже?».

Цель: Учить рисовать по трафарету (внутренняя обводка)

Учить детей обводить предмет внутри трафарета по контуру. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями

Январь

14

Д/и.: «Помоги мышке разобрать зёрнышки»

Цель: Учить перебирать горох, фасоль.

Развивать мелкую моторику рук, совершенствовать умение брать по одному зернышку пальчиками рук. Учить детей разбирать зёрна, сортировать их по форме. Развивать координацию пальцев.

Январь

15

Упражнение: «Спрячь мышку в норке».

Цель: Учить собирать в кулачок ленточку.

Худ. слово:

На лесном пригорке,

В глубокой, тёмной норке,

Живёт серенькая мышка,

Мышка – малышка.

Ой, куда ты, мышка?

Спряталась малышка.

Побуждать детей действовать пальчиками, учить собирать ленточку в кулачок.

Январь

16

Упражнения на сенсорной панели:

1.«Где чей домик?»;

2. «Пуговки»;

3. «Яблочки для ёжика»;

4. «Весёлые крючочки»;

5. «Цветные палочки»

Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование.

Формировать навыки детей в: шнуровке, застёгивании и расстегивании пуговиц, одевании петельки на крючочек, соответствии геометрических форм, подбирании цветных палочек по цвету. 

      Февраль

17

Комплекс пальчиковой гимнастики «Есть у курочки цыпленок…».

Массаж кончиков пальцев рук («Покормим птичек» - пальцы щепотью).

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти.

Февраль

18

Упражнение «Весёлый карандаш»

Цель: Массаж ладошек

Худ. слово:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

С палочкой волшебной

Поиграю я!

Февраль

19

Разработка методических рекомендаций для родителей по пальчиковых игр в домашних условиях

Февраль

20

Комплекс пальчиковой гимнастики «Милой мамочке моей буду помогать»;

Массаж кончиков пальцев рук (легкое сдавливание);

Нанизывание крупных бус на шнурок - «Бусы для мамы»

Март

21

Д/и.: «Дорожки»

Цель: Учить проводить линию-«дорожку», лисичка догонит зайчика.

Худ. слово:

У зайчонка нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

Так беги скорей сюда!

Учить детей следить за движением карандаша на бумаге, рисовать разные линии – длинные, горизонтальные.

Март

22

Д/и.: «Прищепки»

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика».

Худ. слово: «Хитрый ёжик»

Этот ёжик - чудачек

Сшил колючий пиджачок.

Ходит ёж в саду по травке

Натыкает на булавки

Грушу, сливу, всякий плод,

Что под деревом найдёт!

Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Март

23

Д/и.: «Крошки для птичек»

Цель: Учить детей рвать бумагу.

Худ. слово:

Прилетели птички на моё окно.

Поклевали птички просо и пшено.

Наклонили головы, дарят мне свой взгляд.

За мою заботу спасибо говорят.

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону и плотно прижимать их пальчиком.

Март

24

Консультация для родителей «Кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики»

Апрель

25

Комплекс пальчиковой гимнастики «На полянке дом стоит»

Массаж кистей рук (многократное сдавливание на основе упражнение «Замок для домика»)

Апрель

26

Разучивание пальчиковой гимнастики «Дружная семейка», «Мамины помощники», «Ласточка».

Апрель

27

Игры с прищепками: «солнышко», «ежик», «морковка», «цветок», «тучка».

Апрель

28

Д/и.: «Забавные картинки»

Цель: Учить детей располагать «рыбок» из природного материала в «аквариуме».

Худ. слово:

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять.

Учить детей ориентироваться в определённом пространстве, располагая предметы по всему макету, плотно прижимать «рыбок» пальчиком. Развивать мелкую моторику.

Май

29

Повторение знакомых пальчиковых игр, игры с  конструктором, бусинками, крупой.

Май

30

Рекомендации по развитию мелкой моторики в летний период.

Май

  1. Этап «Презентация проекта»

  1. Презентация проекта на родительском собрании.
  2. Презентация проекта на педагогическом часе в ДОУ.

Приложение 1

Методическое пособие для родителей по проведению пальчиковых игр в домашних условиях

Уважаемые взрослые!

        Мы предлагаем вам пособие, которое поможет вам радостно и с пользой общаться с вашими детьми. Научит вас весёлым играм и даст несколько полезных советов.

       Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежат слова: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Сегодня все современные мамы и папы знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении и развитии речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребёнку к познавательной и творческой активности. Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев существенно улучшает память ребёнка, способствует развитию внимания. Применение музыки делает эти занятия ещё белее интересными и весёлыми, а так же развивает музыкальные способности ребёнка, чувство ритма, оказывает эстетическое воспитание, гармонизирует и обогащает внутренний мир малыша, создаёт благоприятную эмоциональную основу для принятия занятия в целом.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        при проведении пальчиковых игр:

  • Не проводите игру холодными руками
  • Если в новой игре используются новые персонажи, сначала расскажите вашему малышу о них

Используйте максимально выразительную мимику. Удивляйте своих детей!

  • Используйте тембр голоса для придания игре сказочного восприятия малышом.
  • Добавляйте новые игры постепенно, когда дети уже хорошо освоили первые 3-4 игры

Чаще хвалите своего ребёнка, даже если на первых парах

он что-то делает не совсем так.

А САМОЕ ГЛАВНОЕ: будьте искренны в своем желании играть с малышом! Не торопитесь! Помогайте ему!

Никогда не начинайте игру, если ребёнок раздражён или не хочет заниматься, а так же, если вы сами находитесь в данный момент в раздраженном или подавленном состоянии.

И помните, если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо разговаривал, легко и быстро учился, ловко выполнял любую самую тонкую работу – с раннего возраста начинайте развивать его руки, пальцы и кисти.

При составлении данного пособия для родителей применялись следующие издания и методики:

1.Методика раннего музыкального развития Екатерины Железновой «Музыка с мамой»

2.Элементы методики « Музыкотерапия»Татьяны Анатольевны Боровик

3.Т.Ю.Бардышева, Т.Н.Щербакова «Вот как пальчики шагают»

4.Т.А.Ткаченко «Мелкая моторика. Гимнастика для пальцев»

5. Материалы сайта «Умные детки»

           УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

1.Обезьянки.

Обезьянки вышли погулять,      

(Выполняют движение "фонарики»)                    

Обезьянки стали танцевать,                        

(Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать,          

(Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку ("спят"))

Потому что надоело танцевать.                

(Выполняют стряхивающие движения кистями рук "как будто стряхиваем водичку")

2.Мальчик - пальчик.

(Дети по очереди поглаживают пальцы сперва на одной, а потом - на другой

руке. Детишкам 2-2,6 лет гладить пальчики может взрослый)                                                                  

Мальчик - пальчик, где ты был?    

(Поглаживают большой палец)

Я на речке братьев мыл.  

("Моют ручки»)

С этим братцем в лес ходил,              

(Поглаживают указательный палец)

С этим братом щи варил,

(Средний)              

С этим братцем кашу ел,    

(Безымянный)            

С этим братцем песни пел.              

(Мизинчик)

 3.Ладушки.

(Дети выполняют хлопки в ладоши.    

Малышам до 1,5 - 2 лет может помочь взрослый, придерживая их ручки своими)

Ладушки, ладушки,                      

Где были? - У бабушки!              

Что ели? - Кашку,

Кашку-малашку!

Кашка сладенька,

Бабушка добренька

Кашку поели

И полетели!                 

Полетели, полетели, полетели…                      

(Перебирают в воздухе пальцами)

На головку сели.      

(Ладони кладут на голову.)

4.Где же ручки.

Где же, где же наши ручки, наши ручки, наши ручки? (2 раза)            

(Прячут руки за спиной)

Вот ручки, наши ручки, пляшут, пляшут наши ручки,                          

(Выполняют движение "фонарики")

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали, стоп!                                    

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Где же, где же наши ножки, наши ножки, наши ножки? (2 раза)            

(Приседая, закрывают ножки руками)

Вот ножки, наши ножки, пляшут, пляшут наши ножки!                          

(Выставляют ножки на каблучок)

  Пляшут, пляшут наши ножки, поплясали, стоп!

Где же, где же наши детки...                                                                

(Закрывают лицо ладонями)

Вот детки, наши детки...                                                                        

(Хлопают ладонями по груди)

Пляшут, пляшут наши детки...                                                              

(Подпрыгивают на месте)

5.Рисование.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

(Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе...)

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали...

6.Тук, ток.

(Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или по коленочкам)                                                                                  

Тук, ток, туки ток

Бьёт кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьёт кулак как молоток.

                                                             

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

(Стучат произвольно, "как больше всего нравится".)

7.Вот лягушки.

(Ладони "прыгают" по коленям (столу).

При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью делать ладонями хороший толчок вверх)

Вот лягушка по дорожке                  

Скачет вытянувши ножки:              

«Ква, ква. Ква, ква.                        

Ква,ква. Ква, ква.»                          

(Руки то сжимаюися в кулак, то резко раскрывают ладони, растопыривая пальцы (приговаривая "ква-ква")                

                                                       

8.Маленькая мышка.

Маленькая мышка                    

По городу бежит,

(Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.)

Глядит ко всем в окошки,        

(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него.)

И пальчиком грозит:                  

Грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку?        

(Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).)

А кто не хочет спать?              

(Переворачивают руки на другой "бок".)

Такого непослушного                

Я буду щекотать!»

(Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.)

9.Паучок.

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,                              

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,                      

(Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.                            

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,                        

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,

качают руками (солнышко светит))

                                           

Паучок ползёт опять,                                

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.                          

("Паучки" ползают на голове)

10.Замок.

На двери такой замок…                  

(Пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

А кто его открыть бы мог…?          

(Локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетены)

Мы стучали…          

(Постукивают друг об друга основаниями ладоней)

Мы качали                

(Кисти рук попеременно поднимаются вверх, пальцы не расцепляются)

Мы кружили        

(Кисти рук крутятся в разные стороны)

И замочек открыли.          

(Пальцы распрямляются, руки расходятся в стороны)

11.Пальчики.

(В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не   шевелить остальными.)                                                                                                                                                                        

                                           

Вот это самый толстый пальчик у меня,        

(Сгибают и разгибают большой палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.            

(Сжимают и разжимают кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня                  

(Указательный палец)

Вот этот самый длинный пальчик у меня,            

(Средний палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,                    

(Безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,              

(Мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья,                

(Выполняют движение "фонарики")

И, когда они танцуют, танцую с ним                    

(Хлопки в ритме текста).

12.Перчатка.

Весёлая мышка перчатку нашла,                  

(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка)

Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.)

Гнездо в ней устроив,                                    

(Ладони смыкаются "ковшом")

мышат позвала.                                            

(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами

Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест))

Им корочку хлеба дала покусать,                  

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных пальчиков.)      

Погладила всех                                              

(Большой палец гладит остальные (скользящим движение от мизинца к указательному.))

и отправила спать.                                        

(Ладони прижаты друг другу, кладутся под щёку (спят).)

13.Поросята.

(Дети по очереди "идут" по столу каждым из пальцев обеих рук)

                                                                                                                             

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,                

(Мизинцы)

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.                      

(Безымянные)

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю                            

("Фонарики")

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю                            

(Сжимают и разжимают кулачки)

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,                      

(Средние)

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.                        

(Указательные)

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,                          

(Большие)

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.            

(Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь)

14.Рыбки.

(Ладони сомкнуты, чуть округлены.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,            

(Выполняют волнообразные движения в воздухе.)  

Лежало большое бревно на песке,                

(Руки прижаты друг к другу. Переворачивают их с боку на бок.)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»    

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»        

(Качают сомкнутыми ладонями «отрицательный жест»).

А третья сказала: «Мне хочется спать!»      

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук, рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.        

(Быстро качают ладонями дрожь).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!            

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот)).

Плывите скорей, чтобы не проглотил!»        

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают)).

15.Краб.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Дети раскачивают

руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.)                                          

Ветер дует, задувает,                

Пальму в стороны качает.          

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими)).

А под пальмой краб сидит        

и клешнями шевелит,                

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

                                               

Чайка над водой летает  

(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены

в стороны (крылья). Дети "машут"ими в воздухе.)

И за рыбками ныряет,              

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняют волнообразные движения).

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.        

(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открывают и закрывают «рот» крокодила).

Под водой на глубине            

Крокодил лежит на дне.

(Перевернув руки на другую сторону, повторяют движения).

А под пальмой…

16.Часы.

(Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,                    

(Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком.                      

(Руки скатываются на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»              

(Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

17. Весёлый счёт.

Один остался Джон один

(большой палец вперёд и на себя)

Сам себе он господин

Два (показать пальцы)

В окошко мышь влетела

(жест «мышка»)

И в горшок залезть хотела

(спрятать «мышку» в кулачок)

Три (показать пальцы)

За бедной мышкой кошка

(плавные крадущиеся движения руками, имитирующие походку кошки)

Сразу прыгнула (жест «прыжок») в окошко

А четыре (пальцы) кто?

Щенок (руки выполняют роль передних лапок при исполнении команды служить)

Прибежал (шлепки по коленям) и сел у ног

Пять (пальцы)

Большая черепаха (пальцы сжаты в кулак, вращающиеся движения «волна»)

Задрожал Щенок от страха

(руки так же, как и раньше, мелкая дрожь)

Что за трудная загадка

(руки на висках, покачивание в сторону)

Как добиться здесь порядка

(пожимаем плечами)

Джонни думал и гадал   - 2 раза

(указательный палец поднести ко лбу)

А потом себе сказал - 2 раза

(грозим пальчиком по кругу попеременно одной и второй рукой)

Догадался! (правой рукой ударить по правому колену)

Всё понятно (жест тот же)

Буду я считать обратно (загибаем пальцы рук)

Пять (пальцы)

И быстро как могла

(жест «черепаха», упереть кулак в ладонь и прерывистыми движениями изобразить)

Черепаха уползла.

А четыре кто?

Щенок! (жест «щенок»)

Он и тапок уволок

(спрятать одну руку за спину)

Три!

Схватила кошка мышь

(жест «мышка» обхватить сверху рукой)

Нет, голубушка, шалишь!

(грозим пальчиком мышке)

Два, но мышка убежала

(руку за спину)

Кошка мышь не удержала

(жест «нет» указательным пальцем перед собой)

Снова дома Джон один

(большой палец перед собой)

Сам себе он господин

(большой палец на себя)

18.Ветер (без музыки)

Ветер дует нам в лицо

(махаем руками на лицо)

Закачалось деревцо

(руки вверх, качаем из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише

(жест «вниз», приседаем)

Деревцо все выше, выше

(выпрыгиваем вверх, руки вверх)

19. Бабушка (без музыки)

Бабушка очки надела

(соединяем указательные и большие пальцы, образуя два круга, подносим к глазам)

У стола

 (одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки вытянута, соединяем обе руки, образуя стол)

На стул присела

(поворачиваем руки из положения «стол» в положение «стул»)

Только книжку развернула

(открытые ладошки соединить мизинцами и ребром ладоней)

Улыбнулась и уснула

(ладошки прижать друг к другу и положить под щечку)

20. Строители (без музыки)

Я стучу, стучу, стучу

(сжатой в кулак одной рукой стучать по раскрытой ладони другой руки)

Сто гвоздей заколочу

(поменять руки)

Буду строить дом, дом

(ставим поочерёдно один кулачок на другой)

Будем жить все вместе в нем

(сложить ладошки, образуя крышу дома)

21.Ладошки (без музыки)

(выполнять указания, следуя стихотворению)

Подними ладошки выше и сложи над головой

Что же вышло? Вышла крыша

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой

Что же вышло? Вышел мостик

Посмотри какой прямой.

Подними ладошки выше и сложи ты их дугой

Что же вышло? Вышли гуси,

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и скорее помаши

Что же вышло? Вышли птички.

Посмотри, как хороши!

22. Мышка

 За печкой мышонок сухарик грызёт

(перебираем ноготками обеих рук, создаем звук, имитирующий хруст, далее по тексту)

К мышонку крадется на цыпочках кот

Крадётся, крадётся, крадётся, крадётся,

Крадется на цыпочках кот.

И говорит понарошку: «Ну дай от сухарика крошку.

Ну дай мне, ну дай мне, ну дай мне, ну дай мне

Ну дай от сухарика крошку.»

Мышонок в ответ: «Не мешай-ка!

Ловил бы мышей, попрошайка!

Ловил бы, ловил бы, ловил бы, ловил бы

Ловил бы мышей, попрошайка!»

ПЕСЕНКИ       -    МАССАЖКИ

     Стихи и песенки для игрового массажа очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей доверять другим и сопереживать.  В семье или детско-родительской группах игровой массаж можно проводить с 12 месяцев

      Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать части тела.

      На занятиях в группе дети с 3-4 лет с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.

    При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

      Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.  Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

       Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.

           Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по-разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж

     Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.  

1.ЛАДОШКА

(1) Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(5) Твоя ладошка, как дорожка,

по дорожке ходят кошки.

1 -  медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке

2 -  дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

3 -  указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.

4 -  потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

5 -  осторожно переступать пальцами обеих рук

2.ДУБ

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами

4 - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку

3.МЯЧИК

(1) Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко

Скок и скок и скок, и скок, не скачи под потолок,

Скок и скок и стук, и стук, не уйдёшь от наших рук.

(1) – легко и ритмично постукивать по спинке

4.  КАПУСТКА

(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим              

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(3) Мы капустку   давим, давим, мы капустку   давим, давим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

5.  ЁЖИК

(1) Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по *пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,  

В тёмный лес, где ты живёшь!

1 -  катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать               ноготками

6.  ДОЖДЬ

(1) Посмотрите, дождь полил, воробьишку намочил. (2 раза)

(2) Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил. (2 раза)

(3) Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил. (2 раза)

(4) Скачет он к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил и  утёнка намочил.(2 раза)

(5) Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил. (2 раза)

(6) Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

1 -  постукивать пальцами по плечам и спине

2 -  быстро похлопывать кончиками пальцев

3 - лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата

4 -  попеременно постукивать руками (косточками согнутых пальцев)

5 - «идти» ладошками обеих рук

6 – хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками».

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву

2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней

3 -  нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением  

4 -  легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

7. ЛИСТОЧКИ  
(1) Дождик травку поливает,

(2) Ветер дерево качает

(3) Листики висят, висят

(4) И тихонько вниз летят.

(5) Дети в садик выбегают

(6) И листочки собирают

(7) Их к себе домой несут

(8) И в коробочку кладут.

1 - легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев

2 -  положив руки на плечи, слегка раскачиваем

3 - тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч

4 - медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника

5 - пробежать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке

6 - легонько пощипать

7 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке

8 – положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша и закрыть его пальчики в кулачок.

8. ЛЕТО

(1) Летом солнышка лучи стали очень горячи.

Да, да все лучи, да, да горячи,

(2) Даже старый воробей начал прыгать веселей

Чив, чив, воробей, чив, чив, веселей.

(3) Лягушонок длинноног по дорожке скок да скок,

Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.

(4) Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук

Жу, жу; толстый жук, жу – жу, сел на сук.

(5) Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,

Уф, уф, на берёзах, уф, уф, на дубах.

       1 - положить ладони на плечики малыша

2 -  указательным и средними пальцами прыгать по спинке под музыку

3 - лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка – ладонь прижата;

4 - поводить указательным пальцем в воздухе и дотронуться до ручки малыша дуть на шейку и руки малыша

Развивать малыша с пелёнок – модно! Но психологи и педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать ненужными, лишними знаниями. Как быть? Просто играть с ребёнком! А поиграть и при этом приложить руку к развитию речи, познавательных способностей, любознательности и мышления не просто приятно, а ещё и очень полезно. Поэтому педагогами   разработаны специальные занятия, на которых мы учим родителей играть с детьми в полезные и интересные игры.

Цель занятий - создать вокруг малышей развивающую среду, с помощью которой они познают мир. Помочь родителям научиться сотрудничать с ребенком как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В основе системы наших развивающих занятий лежат следующие принципы:

  • совмещение игровой и познавательной деятельности детей
  • постепенное усложнение обучающих заданий и условий игр
  • повышение умственной активности детей
  • единство обучающих и воспитательных воздействий

Так как основной вид деятельности на занятиях игровой, хотелось бы детальнее на нем остановиться.

Существует ошибочное мнение, что стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, которая осуществляется под руководством взрослого.

Используемые нами развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры имеет всегда два аспекта:

  • познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать
  • воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения с окружающими, которые мы закладываем

На наших занятиях мы используем синтез общеизвестных методик Монтессори, Никитина, Домана, а также менее известных методик, но не менее значимых, составляя из них целостную развивающую систему.

Мы предлагаем вам несколько простых игр, которые помогут вам развивать вашего малыша и научат вас взаимодействовать с вашим маленьким ребёнком.

Игры на коленках.

В эти игры вы можете играть с малышами, начиная с 6-7-месячного возраста. Как понятно из названия, ребенка нужно усадить себе на колени. Рассказывая ребенку стихи, выполняйте соответствующие действия. Такие игры способствуют развитию у детей чувства ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.

****

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Аня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

*****

Сажаем малыша на коленки лицом к себе и повторяем действия стишка
Зайка серенький сидит и ушами шевелит –
Вот так , вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -
Вот так , вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -
Вот так , вот так надо зайке поскакать.
(свои ноги вверх вниз)
Зайка волка увидал - быстро зайка убежал
(развигаем коленки и малыш падает в ямку).

*****

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так - головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - дружно дерево качали
.
(наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так - и из речки воду пили
.
(наклоны в перёд)

А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так - кверху лапы поднимали!

(поднимаем ручки)

***

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.

Ножками, ножками
Топ-топ-топ,
Глазками, глазками
Хлоп-хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт –
Забодает,
забодает,
забодает!

*****

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!

Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

 ***
Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,

 Ладушки – ладошки!
***

Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек,
Свесил ножки на песочек.
Сунул носик под листочек - спрятался!
(
последнее проделываем вместе с ребёнком закрывая носик-лицо ручками).

Приложение 2

Конспект занятия для детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности)

Тема: «Животные и птицы»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с разнообразием животного мира с помощью пальчиковой гимнастики.

            ЗАДАЧИ:

  • Развивать у детей умение общаться в группе, выполнять многоступенчатую инструкцию, обучаться навыкам коллективной игры;
  • Стимулировать развитие познавательных способностей, артикуляционного аппарата, моторики.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Занятие состоит из 5 блоков:

  1. Приветствие;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Хороводные игры;
  4. Массажно-релаксационные игры;
  5. Рефлексия.

 Общее время занятия – 20-25 минут

МАТЕРИАЛЫ:

-колокольчик для приветствия;

-музыкальный центр;

- диск с музыкой;

-иллюстрационный материал.

Ход занятия:

        1.  Приветствие: * коммуникативный танец «Хей, хей»!).

- Дорогие ребята!  Сегодня мы наши ручки и пальчики будем превращать в птиц и животных, которые живут в лесу и рядом с человеком.

Все зверята, каждое утро делают зарядку. Давайте и мы тоже к ним присоединимся.

 Физкультминутка «Звериная зарядка».

Раз – прыжок.

И два – присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят сладко потянуться,

Обязательно зевнуть.

Ловко хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый

Широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А теперь, ребята, вы будите зайчата

Зайки встали на лужок, собираются в кружок

Прыг-скок, прыг-скок

Сели зайки на лужок, роют зайки корешок

Вот какие зайки, зайки – попрыгайки

А теперь ребята будьте медвежата

Косолапые шагайте, только веток не ломайте

Топ, топ, топ на лужок пришли и стоп

А теперь, ребята, будите лисята

На носочки дружно встали и по кругу побежали,

Побежали, побежали и обратно прибежали

Теперь мы не зверята, а дружные ребята!

2.Пальчиковая гимнастика

«Мышонок»

 За печкой мышонок сухарик грызёт

(перебираем ноготками обеих рук, создаем звук, имитирующий хруст, далее по тексту)

К мышонку крадется на цыпочках кот

Крадётся, крадётся, крадётся, крадётся,

Крадется на цыпочках кот.

И говорит понарошку: «Ну дай от сухарика крошку.

Ну дай мне, ну дай мне, ну дай мне, ну дай мне

Ну дай от сухарика крошку.»

Мышонок в ответ: «Не мешай-ка!

Ловил бы мышей, попрошайка!

Ловил бы, ловил бы, ловил бы, ловил бы

Ловил бы мышей, попрошайка!»

«Маленькая мышка»

Маленькая мышка                    

По городу бежит,

(Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.)

Глядит ко всем в окошки,        

(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него.)

И пальчиком грозит:                  

Грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку?        

(Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).)

А кто не хочет спать?              

(Переворачивают руки на другой "бок".)

Такого непослушного                

Я буду щекотать!»

(Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.)

 

-Воспитатель: А сейчас, ребята, мы отправимся на прогулку в лес на лошадке.

«Лошадка»

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой

Цок, цок, цок! Цок, цок, цок! (язычком цокаем).

Листочки шуршат! (ручки растираем)

Птички поют! Чик-чирик! (ручками машем)

И дятел стучит. Тук –тук-тук-тук! (кулачек стучит об ладошку)

Тележка скрипит! Хррр..

Кикиморы кричат(у-уууу)

Ветер шумит, ветер шумит,

Ехали мы ехали, наконец доехали, с горки ух! В ямку бух!

-Воспитатель: Посмотрите в реке плавает мама-уточка вместе со своими утятами.

Пальчиковая гимнастика «Пять утят»

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

 (Одна из рук — «мама утка». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.
Вторая рука — утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от «мамы-утки» и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются.
«Киваем» кистью руки («мамой-уткой»))

3.Хороводная игра.

Задача: Сплочение детско-родительского коллектива. Переключение с одного вида деятельности на другой.

«Медвежата»

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так - головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - дружно дерево качали
.
(наклоны туловищем вправо и влево)
И  вразвалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так - и из речки воду пили
.
(наклоны в перёд)

А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так - кверху лапы поднимали!

(поднимаем ручки)

4.Массажно-релаксационное упражнение. Направлено на снятие психоэмоционального напряжения.

-Воспитатель: Успокоимся немножко, разомнем свои ладошки.

«Ладошка»

(1) Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(5) Твоя ладошка, как дорожка,

по дорожке ходят кошки.

1 -  медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке

2 -  дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

3 -  указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.

4 -  потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

5 -  осторожно переступать пальцами обеих рук

5.Рефлексия.

-Воспитатель: Ребята, вы так старались- занимались. Давайте погладим наши ручки, погладим наши ножки, погладим себя по головке и скажем: «Мы сегодня молодцы!!!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по развитию мелкой моторики для детей от 2-3 лет "Ловкие пальчики"

В раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети не только приобщаются к элементарной творческой деятельности, но и получают возможность развития мелкой моторики рук, ч...

Перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка. Дети в период освоения грамоты не редко встречаются с трудностям...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста....

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр                                  ...