Консультация для родителей "Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Кочеткова Татьяна Викторовна

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с ОВЗ, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с ОВЗ. Этот материал содержит основные этапы работы по обучению детей коммуникации с помощью карточек PECS, а также раскрывает ошибки взрослых, которые могут возникнуть  в процессе обучения данной системе общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kartochek_peks.docx836.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, синдромом Дауна, тяжелыми нарушениями речи (ТНР))»

Дети с тяжёлыми нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой активности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов.

Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, коррекционные педагоги совместно с родителями должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.

Что такое ПЕКС (РЕСS)?

ПЕКС (PECS) – это система общения при помощи обмена карточек. Она была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.

PECS – система альтернативной коммуникации, которая изначально была создана для детей с аутизмом. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых отмечаются трудности с речью и общением.

Основной целью применения в коррекционной деятельности данной системы является организация взаимодействия с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, с. Дауна, тяжелыми нарушениями речи).

Основные задачи, которые ставятся при работе с карточками ПЕКС:

- формирование мотивации к общению;

- развитие коммуникативных навыков (навыка общения с собеседником);

- стимулирование речевой активности;

- совершенствование у детей возможности понимания речи.

Этапы работы с карточками ПЕКС (PEKS).

Работа с карточками ПЕКС (PEKS) включает в себя 6 этапов. Каждый из этапов требует тщательной отработки полученных навыков.

1 этап. «Как осуществлять общение». Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру и оставляет в его руке.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых (на занятии эту роль выполняют педагоги, а дома при отработке навыка участвуют родители ребенка). Один из взрослых - коммуникативный партнёр - сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый - помощник - сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру.https://lh6.googleusercontent.com/wxzSJMlBPYhm6mu2ZRusHeF1BbSk818ln_7iNta58c6C5T-N5xIBs_TyyKzSm_yHO3cxXv-xvEOseZrR3wHMipNSWDJajN07v-HE04N6OOVlpsIlY4h4IN9ww-0AjyXUz6LsZS2E

2 этап«Расстояние и настойчивость». Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.

Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

Конечная цель: ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к взрослому, привлекает его внимание, и кладет ему в руку карточку.

https://lh5.googleusercontent.com/lZLFanLEOUK3L3nv0QoxxFSF2KO1XFJ5644D2EAmoV5LTlYmxZ5yKQDAL4LJbrTUbj1Y7TwMbOF0u5lcxH1O-lJnN0FL-Lz9TVPjqixGo2-flt9QBPKQYLxiTUnvq4cgBV20fLHHНа этом этапе предпринимаем следующие шаги:

Шаг 1: Достаньте карточку из альбома для занятий.

Шаг 2: Увеличивайте расстояние между взрослым и учеником.

Шаг 3: Увеличивайте расстояние между учеником и альбомом для занятий.

https://lh4.googleusercontent.com/vwFhtodvdz4b2iRXqCLj_31Q0N94bGB5dwTQpqis8XereGPaUy5wynPjHJ4tSY9V74_-zSAMRS1Y2530j7KaWwN98Y4VU_AKAFSHtXLUh0P0C-ef8haY8n58B0M380LOy0qNFsHCШаг 4: Выявить и устранить дополнительные подсказки (взгляд, поза, обстановка и т.д.)

3 этап. «Различение карточек». Конечной целью данного этапа является умение ребенка попросить желаемый предмет. Ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.

 Стратегия обучения – представляет собой последовательность из 4 шагов:

Шаг 1. Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка.

Шаг 2. Реакция ребёнка - он выбирает 1 карточку и даёт её педагогу.

Шаг 3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет.

Шаг 4. Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом.

4 этап. Структура предложения.

Цель данного этапа: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.

 Стратегия обучения – состоит из 4-х шагов:

Шаг 1. Выкладывание предложения из 3-х карточек.

Шаг 2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки.

Шаг 3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки.

Шаг 4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (Этап 3).

https://lh4.googleusercontent.com/jIsGOi3WM-3BfH51QM6D5QXvlIWFJ5oqHJinP-R9zS5gcGB9sFyfFPn9POeGVeiIUZd-a9SNSU_Koaphd2tQ4knS1G5aNq40uIizghuTm14bya_O1Qi-RZBRBeqhA548RbDmjTy_5 этап. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?». Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

Стратегия обучения состоит из следующих шагов:

Шаг 1. Составление предложения из трех карточек (без различения карточек).

Шаг 2. Различение между карточками, изображающими наиболее или наименее предпочитаемые свойства (например, предпочитает рисовать синими карандашами, а красный цвет берет редко).

Шаг 3. Различение между карточками, изображающими два и более предпочитаемых свойств желаемого предмета.

Шаг 4. Усложнение заданий на различение свойств (например, я хочу большой, красный кубик; я хочу три больших, красных, треугольных кубика и т.д.).

Шаг 5. Введение дополнительных предметов, обладающих целевым свойством.

6 этап. Комментирование. Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» Спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Стратегия обучения  состоит из четырех шагов:

Шаг 1. Задайте вопрос «что ты видишь?».  Продемонстрировать, правильную вводную картинку.

Шаг 2. Повторить вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS.

Шаг 3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание.

Шаг 4. Повторите, поместить вводную карточку обратно на обложку альбома и повторить вопрос.

Трудности, с которыми можно столкнуться при обучении с помощью карточек ПЕКС(PEKS).

Причиной трудностей при усвоении навыка альтернативной коммуникации у детей могут служить ошибки взрослых. Ошибки бывают следующие:

Ошибка 1. Страх.

При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий. Опасения возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению.

Ошибка 2. Закрепление «не коммуникативных» действий.

На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.

Ошибка 3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек.

Пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек.

Ошибка 4. Ограниченная среда обучения (лишь занятиями, либо квартирой).

Важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

Ошибка 5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях.

Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение становится принужденным и бессмысленным.

Ошибка 6. Закрепление неправильной цепочки поведения.

Ребенок должен привыкнуть сам приносить карточки для желаемого предмета, а не направлять руку взрослого для удовлетворения желания.

Ошибка 7. Зависимость от подсказок.

Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

Ошибка 8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. 

Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов.

Ошибка 9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек.

Чтобы ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто нужно научиться говорить ребенку «Нет» на его назойливые просьбы.

Ошибка 10. Не поэтапное обучение.

Последовательное обучение позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для вашего ребенка коммуникативным навыкам.

Основные преимущества использования карточек ПЕКС (РЕСS):

1. ПЕКС (РЕСS) – это способ коммуникации, который позволяет безречевым детям быстро приобрести навык общения с другими людьми.

2. С помощью ПЕКС (РЕСS) можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью ПЕКС (РЕСS) общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Мифы и заблуждения о ПЕКС (PEKS).

Миф 1. Мы используем картинки, значит, мы используем ПЕКС (PECS).

PECS — это не название каких-то определенных картинок и не синоним использования изображений. Это конкретный способ обучения человека  коммуникации с помощью изображений. В рамках этого способа ребенка или взрослого последовательно учат выражать свои желания и потребности, а также комментировать происходящее в окружающем мире. Обучение включает 6 отдельных этапов, а также стратегии для обучения тому, как включать качества предметов (например, цвет и размер) в свой язык.

Миф 2. ПЕКС (PECS) только для тех, кто совсем не говорит.

PECS может предоставить систему эффективной функциональной коммуникации людям без какой-либо устной речи, но ее также можно использовать для обучения отдельным важным навыкам тех, кто может говорить.

  • Основной акцент в обучении ПЕКС (PECS) делается на том, чтобы научить человека инициировать коммуникацию с другим человеком самостоятельно. Некоторые люди могут говорить, но им сложно понять необходимость социального взаимодействия. Например, они могут говорить в пустой комнате или обращаться к холодильнику. С помощью ПЕКС (PECS) их можно научить социальному подходу.
  • Другие люди могут говорить, но только в том случае, если им задают вопрос или подсказывают, что сейчас нужно что-то сказать. ПЕКС (PECS) может научить таких людей спонтанно инициировать коммуникацию.
  • ПЕКС (PECS) может быть системой альтернативной коммуникации для тех, кто не говорит, либо системой вспомогательной коммуникации для тех, кто может говорить.

Миф 3. PECS только для маленьких детей.

PECS использовалась в разных странах мира для людей в возрасте от 14 месяцев до 85 лет. Хотя процесс обучения может отличаться для людей разного возраста и с разными типами коммуникативных нарушений, PECS может быть эффективной системой функциональной коммуникации для разных возрастных групп.

Миф 4. PECS обучает только просьбам.

Просьбы — это первый навык, которому обучают в рамках PECS, но последний этап протокола обучает комментированию (например, «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»). PECS не сводится только к удовлетворению потребностей и желаний, она также предусматривает обсуждение окружающего мира с другими людьми.

Миф 5. Если ребенок что-то попросил с помощью PECS, то нужно выполнить эту просьбу, и в результате ребенок станет «избалованным».

В протоколе PECS важно выполнять каждую просьбу только во время первого и второго этапа обучения. Это то время, когда ученик должен начать доверять новой системе коммуникации и своим коммуникативным партнерам. Если мы начнем говорить «нет» слишком рано, то ученик может отказаться от попыток коммуникации, потому что согласно его опыту, это не всегда работает.

Однако после того, как ученик достиг мастерства на второй стадии PECS, мы уже уверены, что он будет настойчив в своей коммуникации. После этого уместно научить человека тому, что он всегда может попросить то, что хочет, но иногда ответ на просьбу будет «нет».

МИФ 6. Если мы используем PECS, то эта система помешает человеку начать говорить.

Как и в случае с любой другой системой альтернативной коммуникации, применение PECS повышает вероятность, что человек начнет использовать устную речь.

Было проведено много исследований, посвященных появлению устной речи у пользователей PECS, и результаты указывают на то, что речь может быть прямым результатом применения PECS.

Мы также знаем, что даже если человек не начнет говорить благодаря PECS, то у него будет эффективная система коммуникации с разными людьми из своего окружения.

Миф 7. PECS только для людей с аутизмом.

Изначально PECS была разработана в США в рамках Программы по аутизму Делавера, так что она происходит из области аутизма. Однако с тех пор прошло более 30 лет, и различные исследования показали, что эта система подходит для людей с разными коммуникативными нарушениями. PECS применяется при аутизме, синдроме Дауна, синдроме кошачьего крика, синдроме Ангельмана, задержке психического развития, задержке речевого развития, речевой диспраксии, травмах головного мозга и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование карточек PECS в работе с детьми, имеющими нарушения коммуникативных навыков

Система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек PECS, помогает стимулировать речь детей, имеющих проблемы в речевом  общении...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...

Консультация для родителей на тему: «Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, синдромом Дауна, тяжелыми нарушениями речи (ТНР))».

- Что такое ПЕКС (PECS).- Этапы работы с карточками ПЕКС (PEKS);- Трудности, с которыми можно столкнуться при обучении с помощью карточек ПЕКС(PEKS).- Основные преимущества использования карточек...

Введение карточек PECS в работу с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В статье раскрываются этапы внедрения карточек PECS в работу с детьми с расстройствами аутистического спектра....