Развитие графо - моторных навыков у детей с аутизмом.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Андросова Алена Юрьевна

У детей с аутизмом спонтанного формирования не происходит и к началу обучения в школе они не умеют даже держать карандаш в руках и НАУЧИТЬ их этому очень трудно. Поэтому одной из первостепенных задач в процессе обучения младших школьников является преодоление трудностей овладения графомоторными навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grafomotornyh_navykov_u_detey_s_ras.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графо - моторных навыков у детей с РАС.

Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению и социальному взаимодействию. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Главными проблемами при аутизме, является сложность и, в большей степени, невозможность проявления волевого действия в общении с другими людьми. Как следствие, вербальное общение становится практически невозможным или крайне затрудненным. Коммуникативный процесс необходимо выстраивать (Как минимум, чтобы люди могли удовлетворить потребности ребенка. В этом случае ребенок ищет способы как донести свою просьбу, не используя речь). Ввиду того, что у детей с аутизмом плохо сформировано понимание речи (у некоторых детей устная речь отсутствует совсем), с овладением письменной речью возникают проблемы, все учащиеся оказываются моторно - неловки. Так как овладение навыком письменной речи учащимися напрямую зависит от развития крупной и мелкой моторики и ловкость рук и пальцев напрямую связаны с речевым центром, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста испытывают большие трудности в данной области. Для подготовки к усвоению школьной программы в дошкольном возрасте и собственно, ее усвоения в школьном, огромное значение имеет сформированность графо - моторных навыков. У нормотипичных детей основы этих навыков формируются в дошкольном возрасте спонтанно, в школе они только совершенствуются. У детей с аутизмом спонтанного формирования не происходит и к началу обучения в школе они не умеют даже держать карандаш в руках и научить их этому очень трудно. Поэтому одной из первостепенных задач в процессе обучения старших дошкольников и младших школьников с РАС является преодоление трудностей овладения графо - моторными навыками. Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, по обучению навыкам письма не дают желаемых результатов, поэтому необходим поиск новых методов и приемов по формированию обучения письму. Изучение вопросов теории и практики по данной проблеме позволило адаптировать и использовать их при разработке коррекционно-развивающей системы, направленной на формирование графо - моторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра посредством использования авторского протокола Бекеевой Жанны Бримжановны, созданного на основе кинезиологических упражнений и специально разработанных авторских прописей. Говоря о работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора образовательной организации, следует отметить, что одним из направлений в обучении детей с расстройством аутистического спектра является использование кинезиологических упражнений в процессе формирования графо -моторных навыков. Поиск новых методов и приемов по формированию обучения письму способствовало созданию коррекционно-развивающей системы по формированию графо - моторных навыков, посредством использования протокола, кинезиологических упражнений и специально разработанных прописей. Данная коррекционно-развивающая система по формированию графо - моторных навыков, посредством использования протокола, кинезиологических упражнений и специально разработанных прописей может быть полезна для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей-логопедов, учителей- дефектологов детских садов и школ, родителей. Непосредственный процесс формирования графомоторных навыков состоит из 3 этапов:

I. Подготовительный этап. На нем происходит имитация движения крупной моторики, проводятся кинезиологические игры. Педагог (тьютор, родитель) садится на одном уровне с учеником, дает инструкцию: «Делай как я!» Берет карандаш и делает движение в воздухе (крючок или овал).

II этап. На втором этапе осуществляется рисование в воздухе с ориентировкой на написанный знак на ватмане (А3), листе А4, А5. Педагог (тьютор, родитель) находится на одном уровне с учеником, демонстрирует действие с карандашом и плакатом (обводит обратным концом карандаша по плакату три раза) и дает инструкцию: «Делай как я!».

III этап. На третьем этапе обучающийся начинает прописывать письменные знаки (крючки, овалы) в адаптированной прописи. Инструктор, (педагог, тьютор, родитель) предоставляет пропись, дает инструкцию: «Пиши!» Целью заключительного этапа формирования графо - моторных навыков, охватывающего старший дошкольный и школьный возраст заключается в том, чтобы научить ребенка писать прописные буквы.

Окончательное формирование навыка письменной речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра вызывает затруднения особенно на этапе самостоятельного написания элементов букв, складывания из элементов целой буквы, при переходе к самостоятельному написанию, особенно ограниченных строкой, вследствие недостаточно развитого уровня самоконтроля. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков осуществляется согласно индивидуальным планам, с помощью различных методов и приемов, а также с помощью протокола и специально разработанных прописей, встраиваемых в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка. Последовательность работы над формированием навыка письма определялась индивидуально с каждым ребенком в зависимости от того, какой этап крупной и мелкой моторики уже сформирован.

Для достижения эффективных результатов коррекционно-развивающей деятельности была разработана поэтапная система формирования графо - моторного навыка, переходящего в навык письма. В процессе коррекционно-развивающей работы в данном направлении родителями детей с РАС было отмечено, что, с использованием подборки кинезиологических игр в домашних условиях вопрос занятости ребенка стал менее актуальным. Кинезиологические игры для детей с РАС доступны, и в то же время оказываются интересными и полезными. Предоставление прописей позволило планомерно и системно, придерживаясь рекомендаций протокола, продвигаться в становлении графо - моторного навыка и перехода к написанию прописных букв, избавило родителей от расчерчивания и самостоятельной подготовки материалов для домашних тренировок. Также наличие прописей позволило увеличить охват родителей, занимающихся дома, а как итог, улучшилось качество письменного навыка (100%), возросла моторная ловкость крупной и мелкой моторики, повысился интерес к занятиям обучения грамоте (100%). Также немаловажным считаем отметить, что важную роль играет процесс непрерывности образования и преемственности при переходе от дошкольного уровня образования к школьному. Таким образом, углубленная работа по формированию графо - моторного навыка у детей с РАС с использованием подборки кинезиологических игр в сочетании с протоколом, составленным Ж.Б. Бекеевой, и разработанных авторских прописей «РАСточки», при содействии родителей и тьюторов, инструкторов и педагогов дошкольного образования и ресурсного класса, позволяет запустить процесс формирования графо - моторных навыков, вызвать интерес к образовательной деятельности, повысить уровень письменной активности и позволяет безболезненно перейти к обучению письму в обычных тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графо-моторных навыков у детей с ДЦП

В статье "Развитие графо-моторных навыков у детей с ДЦП" можно четко увидеть проблему в работе с детьми такой категории. Здесь предложены специальные упражнения для развития графо-моторных возможносте...

Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 5-7 лет

В статье представлен практический опыт работы по развитию мелкой моторики у детей. Освящены этапы формирования графического навыка, самоконтроля  у детей, описаны игры и упражнения по развитию па...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ"

В данной презентации представлен практический материал для занятий с детьми с ОНР по развитию графомоторных навыков....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ" 2 часть

Продолжение презентации на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ"...

Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет

Развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет...