Упражнения для групп ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике
В этой картокете вы найдете упражнения, предназначенные для групп ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_ovz.docx | 314.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие пространственных отношений
между предметами и их частями
Дом для матрешки
Цель. Учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.
Оборудование. Элементы настольного строителя (кубы, трехгранные призмы — для крыши), кирпичики (по два на ребенка), бруски (по три на ребенка), количество наборов должно соответствовать числу детей, более крупный набор у педагога, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими подгруппами).
1-й вариант. Педагог привозит на машине несколько матрешек (по числу детей) и говорит, что для них надо построить домики. Раздает детям кубы, призмы и по одному кирпичику, раскладывая их в случайном порядке. Предлагает детям повторять те действия, которые делает он: берет куб, ставит перед собой (дети повторяют); затем берет призму, медленно ставит на куб, следит, как это делают дети, берет кирпичик, ставит его вплотную к дому на длинное узкое ребро (дети повторяют). «Посмотрите,— говорит педагог,— какой мы построили дом с забором. Матрешкам нравятся их домики». (Берет одну матрешку (побольше) себе, а маленьких раздает детям.) По подражанию действиям педагога они обыгрывают постройку.
2-й вариант. Постройка дома с воротами и забором по обе стороны ворот проводится по той же методике. Для обыгрывания используются не только матрешки, но и другие маленькие куклы, машинки (проезжают под воротами), въезжают во двор и выезжают из него.
3-й вариант. Те же постройки выполняются не по подражанию, а по образцу, т. е. педагог строит свои постройки за экраном, а дети сами анализируют образец и воспроизводят его.
Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
Цель. Продолжать формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот; учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.
Оборудование. Набор мелких игрушек и строительного материала, экран.
Ход игры (проводится Индивидуально и небольшими подгруппами по 2—3 ребенка).
1-й вариант. Педагог сажает ребенка напротив и дает ему два предмета — кубик и шарик, точно такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать, как он, быть внимательным. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педагог фиксирует действие: «Шарик на кубике», тут же меняет предметы местами, ставит кубик на шарик. Ребенок выполняет то же и убеждается, что конструкция неустойчива, кубик приходится удерживать руками. «Кубик на шарике»,— говорит педагог и просит ребенка отпустить руки — кубик падает. Ребенок еще раз убеждается в том, что различия в форме определяют успех действия с предметами. Потом педагог ставит кубик по одну сторону от шарика: «Кубик и шарик рядом». (Ребенок воспроизводит зеркально.) Затем предметы меняются местами. «Кубик и шарик поменялись местами, но все равно остались рядом»,— заключает педагог.
2-й вариант. Те же действия воспроизводятся по образцу. Расположение шарика и кубика педагог меняет за экраном. Результат действия ребенка педагог уточняет словом: «Кубик под шариком, а шарик на кубике; кубик на шарике, а шарик под кубиком».
3-й вариант. Педагог использует настольный строитель, элементы набора «Построй поселок», мелкие игрушки. Все элементы парные. Ребенок сидит так же напротив взрослого. Педагог строит дом из нескольких элементов, ребенок действует по подражанию. Крыша дома кладется плоская, выступающая за пределы дома.
С одной стороны от дома ставится забор, а в конце забора — дерево, с другой стороны от дома — две елки. Ребенок последовательно выполняет за педагогом те же перемещения предметов. Педагог ставит перед домом машину, потом достает игрушечную собаку и кошку (при отсутствии мелких игрушек можно сделать их из картона) и обыгрывает созданную конструкцию: «Стоял на улице дом. (Указывает на дом.) Он стоял в середине улицы. С одной стороны рядом с домом был забор, а рядом с забором — дерево. (Показ.) С другой стороны рядом с домом росли ели. (Показ.) Перед домом стояла машина. (Показ.) По улице бежала кошка. Вдруг прибежала собака и громко залаяла: «Ав-ав-ав». Собака погналась за кошкой, та влезла на крышу. Кошка наверху, на крыше. (Показ.) А собака внизу, под крышей, собака не достанет кошку».
Рассказ повторяется, но расположение всех предметов показывает ребенок (взрослый делает паузы, побуждая ребенка показывать предметы по ходу рассказа). Потом ребенок берет кошку и собаку и иллюстрирует другую часть рассказа, т. е. вторично обыгрывает конструкцию.
Ориентировка в пространстве листа бумаги
В первую очередь ребенок должен понять, что лист — это определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Умственно отсталому ребенку понять это трудно. Ребенка следует научить самостоятельно переносить объемные предметы на плоскость, читать изображения как модель реального пространства, уметь воссоздать ее в действиях с реальными предметами. Дидактические игры могут внести существенный вклад в данную работу.
Картина (занятие)
Цель. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки, клееночки, тряпочки по числу детей.
Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он — на большом листе, укрепленном на доске, а они — маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает он. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полосу земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать нужный элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ).
По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел — внизу земля, наверху небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево — с другой стороны. На дереве сидит птица».
Задания на формирование умений выполнять систематизацию
Цель - учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Рассказы-задачи
«ПОМОГИ ПОСТАВИТЬ ПО РОСТУ!»
Ход занятия. Педагог рассказывает: «У девочки Ани был день рождения. Ей подарили матрешку. Аня ее раскрыла и увидела, что там целых пять матрешек. Она захотела их поставить по росту, но перепутала. Расскажи Ане, как ей расставить матрешек по росту». В случае затруднения педагог начинает говорить: «Надо вначале на первое место поставить самую большую матрешку, а потом какую?» Ребенок продолжает: «На второе место - немного поменьше матрешку, а на третье место, посредине, поставить среднюю. На четвертое место - еще меньшую, а на пятое, последнее, — самую маленькую». После того, как ребенок расскажет сам, ему предлагают рассказать Ане, как можно расставить матрешек по-другому: от маленькой до самой большой («Какую матрешку надо поставить на первое место?
А на второе место какую?» и т. д.). В случае затруднения ребенку надо дать пятиместную матрешку, предложить расставить матрешек по росту, а потом помочь рассказать, какая матрешка на каком месте стоит.
«НОВОСЕЛЬЕ У МАТРЕШЕК»
Ход занятия. Педагог рассказывает: «Матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая - на первом этаже; на втором - немного побольше; на третьем - еще побольше, средняя матрешка; на четвертом - еще побольше, а на пятом, последнем этаже - самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажите им, где их квартиры».
В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Кто же живет на первом этаже, а кто на втором?» Можно создать игровую ситуацию и организовать практический опыт детей, а потом предложить им рассказать по реальной ситуации, где живет какая матрешка. Затем можно предложить детям зарисовать эту ситуацию и рассказать о ней.
«ДОМИКИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»
Ход занятия. Педагог рассказывает: «В зоопарке жили разные животные: медведь, волк, лиса, заяц и ежик. Им для зимовки построили домики, разные по величине. Вначале поставили первый, самый маленький. Потом немного побольше. Третий — еще больше. А четвертый — еще больше. Пятый построили самый большой. Расскажи, в каком домике может поселиться каждый из этих зверей. Почему?» В случае затруднения можно организовать постройку этих домиков, обыграть ситуацию и предложить ребенку рассказать, каких зверей куда он поселил. Почему?
Настольные игры
Цель — учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
«КТО СТАРШЕ?»
Оборудование: наборы карточек с изображением следующих персонажей: дедушки, мужчины, школьника, дошкольника, младенца; на обратной стороне - полоски разной длины: самая длинная изображает дедушку, короче — мужчину, еще короче школьника и т.д.
«ЧТО ТЕПЛЕЕ?»
Оборудование: наборы карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее пальто, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне - полоски соответствующей длины.
«ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ?»
Оборудование: наборы карточек с изображением предметов одного размера: гиря, арбуз, кусочек дерева, резиновый мячик, воздушный шарик; на обратной стороне — полоски соответствующей длины.
«КТО БЫСТРЕЕ?»
Оборудование: наборы карточек с изображением различных видов транспорта: самолет, поезд, легковой автомобиль, автобус, пароход; на обратной стороне — убывающие по длине полоски.
«КТО СИЛЬНЕЕ?»
Оборудование: наборы карточек с изображением разных животных: тигр, волк, лиса, заяц, мышь; на обратной стороне - убывающие по длине полоски.
Ход занятия. Педагог раздает детям первый набор карточек, по одной на каждого участника игры, предлагает разложить по порядку (кто старше): сначала самого старшего, потом помоложе и т.д. Когда дети выполнят задание, педагог просит перевернуть карточки и рассмотреть на обратной стороне полоски разной длины. Если карточки подобраны верно, то полоски расположены по убывающей — от длинной к короткой. Если допущена ошибка, нарушается последовательность полосок. В итоге дети обобщают в речи принцип систематизации.
Матрешки
Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование. Матрешки 3—6-местные по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять элементов — четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробовать. Если у кого из детей остается лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.
Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают 4—6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
Что пропало?
Педагог – психолог предварительно приготавливает 5 предметных картинок с изображением одежды. На столе перед детьми лежат предметные картинки с изображением одежды. По сигналу педагога дети отворачиваются, а в это время одну из картинок убирают. Повернувшись, дети должны узнать, какой картинки не хватает.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающее его качество (гладкий, шершавый). Введение в активную речь предлога («по»; активизация словаря: «дорожка», «идет», «шершавая», «гладите: «кошка», «коза», «собака», «лошадка»).
«Кто (что) спрятался в картинке?»
Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.
Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.
«Самолет»
Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда.
Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту.
Текст (Действия детей)
Пролетает самолет (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)
С ним собрался я в полет
Правое крыло отвел, посмотрел (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Левое крыло отвел, поглядел
Я моторы завожу
И внимательно гляжу (Вращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук))
Как пропеллеры: жу-жу
Поднимаюсь ввысь, лечу.
(Встают на носочки, руки в стороны, начинают движение)
Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у
Летают, как самолеты
Поворот, разворот
Ж-ж, зз-жз-жж-жу-у-у
Я лечу над городами (Движение с наклоном туловища при повороте )
Пролетаю над полями
Над лесами я кружусь (Продолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверх),
Знаю, скоро приземлюсь (Кружение)
Вижу свой аэродром (Руками изображают бинокль, выбирают место посадки).
Отдохну-ка я на нем (Приседание)
«Собери целое»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.
Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.
Дружные фигурки
Цель: развить образное мышление, произвольную память.
Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.
Как играем: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.
Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.
Игра «Дает корова. .»
Цель: развивать внимание, память.
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).
Как играем: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.
Игра «Сравнение величин»
Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.
Необходимый инвентарь: широкая и узкая полоски бумаги, кубики.
Как играем: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.
-Хороводная игра «Ау!»
Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры: Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя, ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей». Кто-то из детей кричит ему АУ! И «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку».
Цель: развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста…(Машинку, куклу, пирамидку)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: воспитывать уверенность в себе, в своих силах.
Ход игры: Ребенок должен закончить каждое из предложенных фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я добьюсь». Для неговорящих детей показать.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны), извинения (извините, простите, жаль, сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель: Развивать умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры: Даем детям задание «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Каждый ребенок загадывает одно желание. В конце можно провести конкурс на лучшее желание для всех.
Игра драматизация «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: формировать представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя, других.
Ход игры: педагог читает стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Игровое упражнение «Улитка»
Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] — комар, [ш] — змея, [ж] — жук, [р] — тигр.
На игровое поле выкладывается определенный символ. Я даю образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
Лабиринт
Упражнение направлено наотработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж. Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора — [р-р].
Полянка
Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов. Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание — для звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием — для [ц] и [ч].
Самолет
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета. Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук — [л-л].
Ступеньки
Упражнение направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цветов.
Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон — со-со-со, заяц — су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения слогов или слов.
Слайд №25
Упражнение «Узоры»
Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]—[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх — владения жука, низ — комара.
Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть — к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию звукопроизношения у детей через игры и игровые упражнения ( средняя группа)
Цели занятия: 1. Уточнить и активизировать словарь детей по теме «весна». Учить отвечать полными предложениями, используя части речи: глаголы...
Годовое перспективно-тематическое планирование работы по развитию ориентировки в пространстве посредством использования дидактических игр и упражнений (старшая группа)
Планирование включает в себя и работу в организованной образовательной деятельности, и в совместной и также в самостоятельной детской деятельности. В плане присутсвуют авторские дидактические игры....
Картотека речевые игры и упражнения младшая группа
в картотеке собраны речевые игры и упражнения в младшей группе...
Комплексы общеразвивающих упражнений младьшая группа
Комплексыобщеразвивающих упражнениймладшая группа ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ С ФЛАЖКОМ КОМПЛЕКС № 1 1. 1 И.п. – стоя ноги на ширине ступни, флажки в обеих руках внизу...
Комплексы общеразвивающих упражнений младшая группа
Комплексыобщеразвивающих упражнениймладшая группа ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ С ФЛАЖКОМ КОМПЛЕКС № 1 1. 1 И.п. – стоя ноги на ширине ступни, флажки в обеих руках внизу...
Картотека речевых игр и упражнений (подготовительная группа)
Картотека речевых игр и упражнений(подготовительная группа) ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6-7 Л...
Картотека общеразвивающих упражнений Средняя группа
Данный материал представлен в виде карточек, с помощью которых очень удобно проводить общеразвивающие упражнения на занятиях по физкультуре....