«Обучение ребёнка дошкольного возраста с Синдромом Дауна навыкам одевания»
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
«Обучение ребёнка дошкольного возраста
с Синдромом Дауна навыкам одевания»
В современное время все большую популярность приобретает инклюзивное воспитание и обучение, которое предусматривает совместное пребывание в социуме здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
И в нашей группе компенсирующей направленности обучается ребёнок с Синдром Дауна. Ребёнок имеет характерные для данной патологии симптомы. В первую очередь, это интеллектуальная недостаточность и выраженные особенности физического развития.
Учитывая эти факторы, для ребёнка с Синдром Дауна первоочередной задачей становится развития его самостоятельности через обучение навыкам самообслуживания.
Мальчик уже успешно справляется со многими навыками самообслуживания: самостоятельно принимает пищу, посещает туалет, умеет умываться, убирает за собой игрушки.
Но процесс одевания для ребёнка является сложным процессом из-за таких его физических особенностей: укороченные конечности, мышечная слабость, гиперподвижность суставов, слабость связочного аппарата, широкие и короткие ладони из-за укорочения средних фаланг пальцев, короткие пальцы, искривленный мизинец.
Кроме того у него замедленный темп деятельности, низкий уровень саморегуляции, слуховая память недостаточно развита, ребёнок испытывает трудности в восприятии инструкций.
Таким образом, целью нашей практики является, создание условий для успешного формирования навыков самостоятельного одевания у ребёнка дошкольного возраста с Синдромом Дауна.
Для решения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
- разработать приёмы, способствующие запоминанию последовательности одевания одежды;
- обучить ребёнка одеванию различных элементов одежды;
- развивать желание ребёнка самостоятельно осуществлять процесс одевания.
На первом этапе практики, мы наблюдали за мальчиком в процессе одевания, выяснили, какие у ребёнка есть навыки на данный момент. Мальчик не стремился к проявлению самостоятельности и сам практически не одевался, не имел навыков одевания элементов одежды, только брал в руки и начинал хныкать, просить взрослого его одеть, а также не знал последовательности одевания, мог сначала взять куртку, а потом кофту и т.д.
Ребенок для освоения навыков одевания имеет необходимые возможности:
- наблюдательность, даёт потенциал ребёнку учиться на примере взрослых и сверстников;
- зрительное восприятие, позволяет ему находить сходство между предметом и его изображением;
- справляется с решением простых одношаговых задач, получает от этого большое удовольствие;
- подражает и проявляет старательность.
На втором этапе практики нами были разработаны приёмы, облегчающие мальчику процесс одевания и запоминания его последовательности, а так же стимулирующие его самостоятельность в этом процессе.
- Прежде всего, для него было организованно место для одевания, это лавочка по высоте соответствующая его росту. Кроме того, лавочка в отличие от стульчика имеет большую площадь сидения, что даёт возможность более комфортному положению на ней ребёнка и ощущению безопасности.
- Использование физической помощи ребёнку взрослым, приём «рука в руке». Это уверенное и даже жёсткое управление руками ребёнка, при этом рука взрослого находится поверх руки малыша и ведёт её. Сам взрослый находился за спиной или сбоку ребёнка, чтобы создать иллюзию самостоятельного выполнения действий.
- При обучении каждого конкретного навыка одевания одежды, мы максимально облегчали ребёнку первые шаги по его освоению. Учили надевать носки на примере маминых и папиных шерстяных носков – больших по размеру и более удобных по структуре и форме, надевать сначала короткие шорты и трусы, футболки и кофты с короткими рукавами, так как длина брюк, длинные рукава являются фактором, осложняющим освоение навыка, и т.д. Общее правило состояло в том, чтобы учить ребёнка навыкам одевания на самом простом материале (крупном, удобном, безопасном). В подборе удобной одежды нам помогали родители, прислушивались к нашим просьбам, следовали нашим советам.
- Составили алгоритм одевания. Сначала мы наклеивали на лавочку картинки с предметами одежды в определенной последовательности, рядом с картинками размещали соответствующий элемент одежды.
- После усвоения данного алгоритма, картинки разместили на стене, а одежду мальчик выкладывает на лавочку в обратной последовательности, размещая следующий элемент поверх предыдущего. Тем самым начиная одеваться, ребёнок берёт каждый следующий элемент сверху всех остальных. Если мальчик начинал путаться в последовательности выкладывания одежды, мы обращали его внимание на алгоритм, размещённый на стене рядом с лавочкой.
- Для стимулирования самостоятельности в процессе одевания необходимо не торопить ребенка, дать ему больше время для выполнения одевания, так как у него собственный темп деятельности. В процессе одевания много говорили, поддерживали его старания положительными эмоциями. Использовали разного рода поощрения и похвалу, чтобы в случае неудачи не спровоцировать отказ от дальнейших попыток освоения действий. Продвигаться в обучении следует медленно и маленькими шажками, начиная с шага, следующего после тех, которые уже освоены ребёнком, и переходить к следующему действию лишь тогда, когда ребёнок к этому готов. А так же надо проявлять терпение и не делать за ребёнка уже освоенные им действия, так как это собьёт его с толку и сформирует ожидание того, что его будут одевать всегда.
На данном этапе реализации практики получили следующие результаты: разработанный алгоритм способствовал запоминанию одевания одежды в определенной последовательности; ребенок овладел приёмами одевания различных элементов одежды; привито желание ребёнка самостоятельно одеваться.
Таким образом, воспитание навыков самостоятельности у детей с синдромом Дауна – процесс долгий, но закономерный, требующий огромного терпения и настойчивости, как от педагога, так и от родителей.
Единство требований взрослых (педагогов и родителей) - важный элемент учебно – воспитательного процесса в целом, и особенно при обучении бытовым навыкам и самостоятельности.
Список литературы:
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. 2009.
Зигфрид М. Пушел. Человек с синдромом Дауна. Москва 1998.
Зимина Лариса. Солнечные дети с синдромом Дауна: Эксмо, 2010.
Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. Изд. 4-е. – М. : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2015.
Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
Интернет – ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/10/osobennosti-vospitaniya-elementov-samostoyatelnosti
- https://azbyka.ru/zdorovie/solnechnye-deti-s-sindromom-dauna-larisa-zimina
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние специфики эмоциональной сферы на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Всероссийская научно-практическая конференция для студентов и молодых ученых «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» Россия, г. Ставрополь, 5 декабря 2014 г. ...
Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Материалы II Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, гор. Сумы, СумДПУ, 16.04.2015г....
Развитие речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В статье раскрывается вопрос развития речи детей дошкольного возраста с синдромом Дауна....
Программа психологического сопровождения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна
Для воспитателей и педагогов психологов...
Социально-бытовая работа с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна
В презентации представлены основные моменты социально-бытовой работы с детьми с синдромом Дауна. Определены цель, задачи, трудности социальной адаптации....
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с синдромом Дауна по формированию речевой деятельности....
"Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....