"Диагностика детей с заиканием с помощью серийного рисования"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

Серийное рисование — юнгианский терапевтический метод. Суть его в том, что ребенок на протяжении нескольких встреч создает рисунки на свободную тему в присутствии педагога-психолога. По мнению К.Г. Юнга, творчество активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Поэтому, когда ребенок в процессе таких встреч символически выражает проблемные состояния, он получает возможность разрешить внутренние конфликты и исцелиться.

В работе с детьми с заиканием используйте серийное рисование в качестве диагностического инструмента — чтобы исследовать эмоциональную сферу ребенка и отследить динамику изменения его внутреннего состояния в ходе коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal8.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Как провести диагностику детей с заиканием с помощью серийного рисования мандалы?

В группу пришел ребенок с заиканием. Воспитатели и родители просят вас помочь адаптироваться ему в новом коллективе. Какой диагностический инструмент использовать, чтобы выявить психологические трудности дошкольника? Немного о методе серийного рисования.

Серийное рисование — юнгианский терапевтический метод. Суть его в том, что ребенок на протяжении нескольких встреч создает рисунки на свободную тему в присутствии педагога-психолога. По мнению К.Г. Юнга, творчество активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Поэтому, когда ребенок в процессе таких встреч символически выражает проблемные состояния, он получает возможность разрешить внутренние конфликты и исцелиться.

В работе с детьми с заиканием используйте серийное рисование в качестве диагностического инструмента — чтобы исследовать эмоциональную сферу ребенка и отследить динамику изменения его внутреннего состояния в ходе коррекционной работы.

Процедура диагностики

Продолжительность встречи — 20–30 мин. Частоту встреч определите сами, главное — они должны быть регулярными.

Подготовьте для работы: лист бумаги формата А4 белого цвета, посередине изобразите круг — мандалу; акварель, карандаши, пастель, мелки, фломастеры — желательно люшеровских цветов. Продумайте музыкальное сопровождение.

Если после встречи ребенок захочет забрать рисунок — не препятствуйте, но обратите его внимание: важно, чтобы рисунок хранился в папке.

Инструкция ребенку: «Здравствуй, Настя! Сегодня хороший день, и я рада тебя видеть. Ребята, которые приходят ко мне, любят рисовать и беседовать. А ты любишь рисовать?.. Давай порисуем! Ты можешь рисовать и говорить, о чем угодно, об этом никто не узнает. Я буду хранить твои рисунки в своем кабинете, а когда мы закончим наши встречи, я отдам их тебе. Договорились?.. Вот и хорошо.

Начнем рисовать… Посмотри, я принесла тебе бумагу и карандаши. На листе нарисован круг. Разукрась его так, как ты хочешь».

Рисунок может быть на свободную тему, а также на тему, которую определите вы.Когда ребенок рисует, фиксируйте, в каком состоянии он находится — напряжен или расслаблен. Когда закончит работу, попросите рассказать, что он чувствовал, переживал. Если ребенок не может самостоятельно начать рассказ, задайте наводящие вопросы:

  • Что ты изобразил на рисунке? Это какая-то история?
  • У твоего рисунка есть название?
  • Тебе нравится твой рисунок?
  • Ты хочешь что-нибудь изменить в нем — добавить, исправить?
  • Какое у тебя сейчас настроение?

Попросите ребенка дать название рисунку, а также выясните:
1) с чем у него ассоциируются цвета, которые он применил;
2) какое значение он придает использованным символам.

Интерпретация результатов

При анализе содержания рисунков помните об особенностях, характерных для рисунков детей с тяжелыми нарушениями речи, и основных стадиях серийного рисования (типичных образах и темах).

Характерные особенности рисунков детей с заиканием:

  • переизбыток красного цвета и его темных оттенков — бордового, вишневого, малинового, пурпурного;
  • обилие штриховки;
  • разделение круга посередине;
  • гипертрофированная внешняя граница мандалы — нарисована жирной линией.

Красный цвет — источник жизненной энергии, стимулирует и согревает. Он свидетельствует об эмоциональности, физической активности, решительности, а при переизбытке — о неуправляемой энергии, агрессивности. Его присутствие в мандале указывает на наличие энергии преобразования. Учтите также: красный цвет предпочитают дети 4–10 лет, потому что он означает «красивый».

В большинстве рисунков круг разделен пополам, при этом красный цвет и его оттенки соседствуют с более спокойными цветами: светло-желтым, светло-зеленым, голубым. Это может говорить о внутреннем конфликте, недостаточном балансе между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе — что характерно для детей с диагнозом «заикание».

Гипертрофированная граница мандалы свидетельствует о том, что ребенок очень эмоциональный, ранимый, нуждается в защите, стабильности и надежности.

Стадии серийного рисования:

1) начальная — рисунки отображают внутренний мир, образы отражают проблемы, потерю контроля и наличие негативных чувств;

2) средняя — эмоции в чистом виде, борьба добра со злом;

3) завершающая — ребенок рисует положительные образы, забавные сценки.

У детей с заиканием две первые стадии сливаются в одну. На первых рисунках часто можно увидеть кресты — признаки нерешительности, неуверенности, беспокойства (первая стадия), а также разделение мандалы пополам — что символизирует борьбу противоположностей (вторая стадия).

На завершающей стадии о динамике происходящих с ребенком изменений свидетельствуют:

  • переход от преобладания красного и его темных оттенков к гармоничному сочетанию основных цветов;
  • смягчились штриховки;
  • появились конкретные положительные объекты (солнце, цветы, птицы, конфеты, глобус) и сюжета.

Мандала выражает сиюминутное психическое состояние ребенка. Объективно судить о его состоянии можно только по нескольким мандалам, которые он нарисовал через определенные промежутки времени. В рисунке со временем что-то меняется, а то, что не меняется — определяет психические особенности ребенка.

Результаты применения метода

Примеры из практики

Пример 1. На консультацию к педагогу-психологу детского сада комбинированного вида, который посещают дети со зрительными и речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи и заиканием), пришла мама Кристины 6 лет с диагнозом «заикание». По ее словам, в последнее время девочка стала заикаться сильнее, запинаться «буквально перед каждым словом». Мама связывала ухудшение речи дочери с появлением отчима. Родного отца Кристина не знала. Новый папа хорошо относился к девочке, заботился о ней, но она игнорировала его присутствие.

Педагог-психолог пригласила Кристину к себе в кабинет. Девочка сразу обратила внимание на стоявшую возле окна песочницу и попросила разрешения потрогать песок. Девочка гладила, разравнивала поверхность, пересыпала песок в ладошках, делала «песчаный дождик». Потом она долго рисовала круги на поверхности песка и, наконец, взяла игрушки и стала строить в песочнице кукольный домик. В конце встречи педагог-психолог предложила Кристине лист бумаги с нарисованным на нем кругом и попросила разукрасить его.

Для работы девочка выбрала акварельные краски. Все пространство вокруг круга она закрасила оранжевым цветом. Линию границы сделала очень жирной (местами ее толщина доходила до 2 см). Пространство внутри круга разделила вертикально пополам. Одну половинку закрасила лиловым, другую — красным цветом. Кристине рисунок очень понравился. Она назвала его «Пещера скелетов» и пояснила: «Здесь убили и съели динозаврика».

Кристина приходила на занятия три-четыре раза в неделю. На следующих ее рисунках уже не было сюжета, но она по-прежнему закрашивала лист темными оттенками красного цвета и делила мандалу вертикально или горизонтально пополам.

Через полтора месяца девочка стала изображать на рисунке положительные объекты (оленя, лошадь, солнце) и использовать желтый, зеленый и синий цвета. Учитель-логопед в это время отметила устойчивую положительную динамику: девочка меньше заикалась, вела себя на занятиях спокойно и проявляла инициативу. Мама Кристины сказала, что отношения между дочерью и новым папой стали более близкими и теплыми.

Пример 2. Ксения, 4 года. Тяжелая форма заикания. Педагога-психолога обратить внимание на нее попросила учитель-логопед детского сада. На групповых занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию речи девочка скучала. Ее сажали за отдельный столик и разрешали рисовать.

Учитель-логопед принесла рисунки ребенка педагогу-психологу. Это были нарисованные акварельными красками, восковыми мелками и карандашами круги, разделенные пополам. Цветовая гамма — та же, что у Кристины. Только в представленных рисунках часто встречались цветы, солнце, морковки и птицы.

Поскольку никаких поведенческих и эмоциональных отклонений у девочки не выявили, решили наблюдать за Ксенией и собирать ее рисунки. Через два месяца состояние ребенка с тяжелой формой заикания заметно улучшилось.

Рекомендуем прочитать

1. Диагностика в арт-терапии. Метод «мандала» / Под редакцией А. А. Копытина. СПб.: Изд-во Речь, 2005.

2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Изд-во Речь, 2006.

3. Аллан Дж. Ландшафт детской души. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006.

4. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. СПб.: Изд-во Деметра, 2003.

Эти книги помогут вам полно и точно интерпретировать содержание рисунков, в том числе сочетания цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная психологическая работа методом "Серийное рисование".

«Серийное рисование» - метод коррекционной работы с детьми, основанный на принципах юнгианской терапии.  Очень простой  по сути и по  необходимым материалам, он  позволяет в ...

Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов.

Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспи...

Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью методики "Семейная доска"

Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью методики "Семейная доска"...

Игры в помощь воспитателям ДОУ по входной и итоговой диагностике детей дошкольного возраста

Данные игры можно использовать для входной и итоговой диагностики детей дошкольного возраста в ДОУ в познавательной области. Воспитатель проводя эти игры, фиксирует ответы, затруднения, успешные выска...

Развитие речи детей среднего возраста при помощи техники нетрадиционного рисования ( рисование на манной крупе) НОД "Такая разная осень"

Цель: развитие речи детей 4-5 лет посредством развития  мелкой моторики при помощи техники нетрадиционного рисованияЗадачи: Образовательные:-учить составлять небольшой рассказ, используя наглядно...

диагностика и коррекция заикания

Шевцова Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...