АОП на ребенка с ТНР
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Адаптированная образовательная программа на ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_igor_22-_23.docx | 41.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска
Адаптированная образовательная программа
Игорь
Дата рождения
Утверждено: Заведующий МАДОУ № 15 ___________ Н.В. Глушкова | Рассмотрена и принята на заседании ППк Протокол № 2 «14» сентября 2022 года |
Ведущий специалист
Жаворонкова А.С. (учитель-логопед)
Согласовано
______________ (
(Подпись родителя)
Срок реализации: с 15. 09. 2022 г. по 13.05. 2023 г.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ребёнка: Игорь
Дата рождения:
Домашний адрес:
Сведения о семье и ближайшем окружении: Семья полная, многодетная. Воспитанием мальчика занимаются оба родителя. Мальчик обеспечен всем необходимым для нормального развития. Родители заинтересованы в развитии своего ребёнка. Рекомендации педагогов выполняют, принимают участие в мероприятиях группы и ДОУ. Детский сад ребенок посещает не регулярно, часто болеет.
По заключению ПМПК Игорю рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.
АОП для ребенка составлена с опорой на АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Оценка состояния двигательной сферы. Общее физическое развитие соответствует возрасту. Движения недостаточно скоординированы, реакция замедлена, ориентация в пространстве затруднена. Игорь любит сидеть на стульчике или играть в машинки, активные игры играет редко. Мелкая моторика недостаточно развита, ведущая рука правая.
Сформированность навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Сформированы у мальчика в соответствии с возрастом. Самостоятельно пользуется туалетными принадлежностями, соблюдает алгоритм умывания. Одевается и раздевается с помощью педагога. Прием пищи самостоятельный, столовые приборы держит неправильно.
Развитие речи и коммуникативные навыки. В коммуникативный контакт со взрослыми вступает осторожно, может отказаться от общения. В общении со сверстниками и взрослыми пользуется мимикой, качание головой или показом пальчиком на тот или иной предмет, речь отсутствует. Однако, речь в кругу родителей (проявляется в приёмной во время переодевания). Речь маловыразительная, невнятная, неразборчивая, малопонятная для окружающих, речь ребёнка состоит из отдельных слов, предложение составить не может, в основном отвечает на вопросы «да», «нет». В игре с детьми выбирает роль наблюдателя. В индивидуальном общении Игорь показывает неполный уровень знаний и умений, все бытовые команды выполняет правильно.
Сформированность сенсорных (математических) представлений. Различает величины: большой, средний, маленький. Геометрические фигуры: овал, треугольник, прямоугольник показывает. Основные цвета знает, на индивидуальных занятиях берёт в руки называемый цвет палочки.
Особенности игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре организованной педагогом, участие принимает, но бывает, стеснителен, но не отказывается от выполнения предложенной роли или предложенных действий. В самостоятельной игровой деятельности не всегда может себя организовать. В играх, организованных другими детьми, принимает участие, взаимодействует.
Сформированность временных и пространственных представлений. Временные и пространственные представления не сформированы. На картинках при словесном описании воспитателя может показать зиму и лето. Понимает значение пространственных предлогов «на», «под», «за».
Изобразительная деятельность. В продуктивные виды деятельности включается охотно, работы выполняет только по показу и по образцу. Карандаш и кисть с трудом держит правильно, необходимо напоминать. В пространстве листа бумаги ориентируется. При раскрашивании картинок карандашом выходит за края. Выполняет неправильный нажим на карандаш, закрашивает предметы, выходя за контур. Лепные поделки выполняет с частичной помощью педагога.
Конструктивная деятельность. Создаёт простые постройки из двух предметов (башенка, домик) по показу и образцу, используя строительный материал (кубик, призма). Ребёнок может работать в коллективе сверстников. Полученные знания умения в свободную деятельность не переносит.
Отношение ребёнка к занятиям, организация деятельности. От учебной деятельности не отказывается, но часто отвлекается. Внимание не сохраняет до конца занятия.
Доминирующие увлечения и интересы. В свободной деятельности предпочитает играть в спокойные игры, часто играет на детской кухне, конструктором лего или машинки.
Цель и задачи:
Цель: Создание условий для коррекции нарушений развития ребенка через комплексное сопровождение в воспитательно-образовательном процессе специалистами дошкольного учреждения.
Задачи:
Речевое развитие
Стимуляция речевой активности
Развитие словаря
- Расширять пассивный словарный запас
- Учить понимать обобщающее значение слов
- Формировать понимание простых предлогов.
Формирование грамматического строя речи
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
Развитие просодической стороны речи
- Формировать правильное речевое дыхание.
Коррекция произносительной стороны речи
- Активировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Работа над слоговой структурой слова
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Развитие связной речи и речевого общения
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
- Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Социально-коммуникативное развитие
- Учить испытывать чувство стыда за нехорошие поступки.
- Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу.
- Формировать навык бережного отношения к вещам.
Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность
- Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке.
- Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
- Научить узнавать и различать времена года по существенным признакам сезона.
- Расширять представления об овощах, фруктах, их цвете, форме.
- Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни.
- Формировать представления о разнообразии птиц, об особенностях их внешнего вида и образе жизни.
- Формировать представления о насекомых, об особенностях их внешнего вида и образе жизни.
Развитие математических представлений
- Обучать сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравных группы предметов двумя способами.
- Обучать сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
- Формировать умение сравнивать до пяти предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке.
- Обучать группировке геометрических форм по цвету, размеру, форме.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
- Обучать различению частей суток и их последовательности.
Направления работы педагога-психолога
- Обогащать чувственный и сенсорно-перцептивный опыт.
- Продолжать формировать образы восприятия (узнавать, запоминать предмет, название, его признаки).
- Содействовать развитию мышления.
- Учить с помощью взрослого последовательно выполнять задание.
Для раздела «Социально-коммуникативное развитие»
- Обучать умению общаться в доступной форме при бытовом и игровом взаимодействии с педагогом.
- Обогащать опыт эмоционально-чувственного восприятия социальной действительности.
Направления работы учителя-дефектолога
Художественно-эстетическое развитие
Восприятие художественной литературы
- учить слушать сказки, рассказы, стихи, с помощью педагога понимать их содержание.
- Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций к литературным произведениям и умение соотносить их с текстом.
Конструктивно-модельная деятельность
- Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
- Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов.
- Совершенствовать умение различать детали строительного конструктора.
- Обучать конструированию из бумаги: сгибанию листа пополам.
Изобразительная деятельность
Рисование
- Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть.
- Правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи в одном направлении и не выходя за контур изображения.
- Изображать круглую, овальную, квадратную, прямоугольную формы.
- Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках.
Аппликация
- Формировать умение правильно держать ножницы.
- Формировать умение совершать прямые разрезы, круглые формы из квадрата.
- навыки аккуратного наклеивания деталей.
Лепка
- формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживая поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их.
- Формировать умение украшать вылепленные изделия узорами при помощи стеки.
Музыкально-ритмическая деятельность
- Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу в танцах; выполнять различные плавные движения руками;
- Учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок);
- Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками, платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением.
Физическое развитие
- Обучать ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа.
- Формировать умение выполнять ходьбу с выполнением заданий.
- Формировать умение выполнять упражнения под музыку.
- Расширять представления о здоровом образе жизни, о значении правильного питания, движения, пребывания на свежем воздухе и солнце, гигиены для здоровья человека.
- Содержательный раздел
Сентябрь | Декабрь | Май | ||
Речевое развитие | ||||
| ||||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Направления работы педагога-психолога
| ||||
Познавательное развитие | ||||
Направления работы педагога-психолога
| ||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
• внимательно слушает сказки, рассказы, стихи, с помощью педагога понимает их содержание. • внимательно рассматривает иллюстрации к литературным произведениям и умеет соотносить их с текстом. • ловко и правильно выполняет движения в пальчиковой гимнастике. • умеет сооружать постройки по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов. • умеет различать детали строительного конструктора. • умеет работать с бумагой: сгибать лист пополам. • умеет правильно держать карандаш, кисть. • старается правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи в одном направлении и не выходя за контур изображения. • умеет изображать круглую, овальную, квадратную, прямоугольную формы. • различает цвета и оттенки. • умеет правильно держать ножницы. • умеет совершать прямые разрезы, круглые формы из квадрата. • умеет аккуратно наклеивать детали аппликации.
| ||||
Физическое развитие | ||||
• умеет ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа. • может выполнять ходьбу с выполнением заданий. • умеет выполнять упражнения под музыку. • имеет представления о здоровом образе жизни, о значении правильного питания, движения, пребывания на свежем воздухе и солнце, гигиены для здоровья человека. |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
План взаимодействия с родителями на 2022 – 2023 учебный год группы
№ п/п | Содержание | Сроки проведения | Ответственный |
«Я в Навигаторе!» Регистрация и подача заявок на дополнительное образование дошкольников в Навигаторе дополнительных образовательных программ | Сентябрь | Воспитатели | |
Анкетирование: «Социальный паспорт семьи» | Сентябрь-октябрь | Ст. воспитатель, воспитатели | |
Фотовыставка «Лето для здоровья» - создание фото-галереиоб отдыхе воспитанников; - выявление и пропаганда семейного опыта организации и проведения летнего оздоровления детей | Сентябрь | Педагог - организатор воспитатели | |
Составление планов взаимодействия с родителями | Сентябрь | Воспитатели | |
Родительское собрание «Игра и ее роль в развитии ребенка» | сентябрь | Воспитатели | |
«Растим сознательных пешеходов» Размещение наглядно-информационных материалов для родителей. | Обновление с периодичностью 1 раз в месяц | Воспитатели | |
Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «Яркие краски осени» - привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях | Октябрь | Творческая группа, воспитатели групп | |
«Природа нашего города» Оформление фотогазет совместно с родителями дошкольников | Ноябрь | Воспитатели групп | |
Выставка творческих работ, изготовленных совместно родителями и детьми «В царстве матушки Зимы» - привлечение родителей к изготовлению творческих работ совместно с детьми в домашних условиях | Декабрь | Творческая группа, воспитатели групп | |
Родительское собрание «Нравственно-патриотическое воспитание через словесные и дидактические игры» | Декабрь | Воспитатели групп | |
Оформление наглядно-информационных материалов «Проблемные вопросы в развитии логического мышления ребенка» - изготовление памяток, листовок, буклетов с рекомендациями специалистов | Январь | Учителя-логопеды | |
Видео Мастер-класс для родителей «Развиваемся в игре» Размещение видеороликов мастер-классов на сайте МАДОУ № 15 в разделе «Дистанционное образование» | Февраль | Учитель-логопед Жаворонкова А.С., Учитель-дефектолог Мамедова Ю.И., Педагоги-психологи Скуратова В.А., Железнова Е.Р. | |
«Соберем макулатуру» Экологическая акция по сбору бытовых отходов для вторичной переработки. | Апрель (24-28) | Педагог доп.образования Воспитатели | |
«Светлый праздник Пасхи» Организация творческой выставки детско-взрослых работ | Апрель | Воспитатели | |
Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года» | Май | Воспитатели | |
Родительское собрание «Сотрудничество детского сада и семьи - гарант успешности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении» - презентация итогов образовательной деятельности ДОУ; - анализ работы группы за 2022 – 2023 уч. год. | Май | Заведующий Воспитатели групп | |
Онлайн-анкетирование родителей детей по удовлетворенности деятельностью ДОУ за учебный год | Ст. воспитатель, воспитатели |
3. Организационный раздел
Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.
Режим дня для детей средней группы (4 – 5 лет)
(холодный период)
Режимные моменты | Время |
Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак | 8.25-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50 – 9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00 – 9.50 |
Самостоятельная игровая деятельность детей | 9.50 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.10 – 10.20 |
Прогулка (включая подготовку к прогулке): приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность | 10.20 – 11.50 |
Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания самостоятельная деятельность | 11.50– 12. 05 |
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед | 12.05- 12.40 |
Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон | 12.40 - 15.00 |
Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры | 15.00 – 15.15 |
Организованная партнерская деятельность воспитателя с детьми: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации дидактические игры, наблюдение, экспериментирование, досуги, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение книг; игры, самостоятельная деятельность | 15.15 – 16.15 |
Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин | 16.15 – 16.45 |
Игры, самостоятельная деятельность | 16.45 – 17.30 |
Прогулка (включая подготовку к прогулке): приобщение детей к общеприняты нормам самообслуживания; приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование Уход домой: индивидуальный контакт с родителями | 17.30 - 19.00 |
Режим дня для детей средней группы (4 – 5 лет) (теплый период)
Режимные моменты | Время |
Прием детей: индивидуальный контакт с ребенком и родителями; осмотр, свободная игра, утренняя гимнастика | 7.00–8.20 |
Подготовка к завтраку: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; завтрак | 8.20 – 8.50 |
Самостоятельная деятельность детей Игры, | 8.50 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.10 – 10.20 |
Прогулка (включая подготовку к прогулке): приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование, самостоятельная деятельность | 10.20 – 11.50 |
Возвращение с прогулки: приобщение детей к общепринятым нормам коммуникации и самообслуживания самостоятельная деятельность | 11.50 – 12.30 |
Подготовка к обеду: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; обед | 12.30 - 13.00 |
Подготовка ко сну: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; сон | 13.00 - 15.00 |
Постепенный подъем: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; воздушные процедуры | 15.00 – 15.15 |
Игры, самостоятельная деятельность | 15.15 – 16.15 |
Подготовка к уплотненному ужину: приобщение детей к общепринятым нормам поведения во время еды; уплотненный ужин | 16.15 – 16.35 |
Игры, самостоятельная деятельность | 16.35 – 16.45 |
Подготовка к прогулке: приобщение детей к общепринятым нормам самообслуживания; прогулка: приобщение к нормам коммуникации, игры, наблюдения, практическая деятельность (применение новых знаний), экспериментирование Уход домой: индивидуальный контакт с родителями | 16.45 - 19.00 |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Уч.-логоп | 8.30-8.50 ИКЗ | 8.00-8.20 ИКЗ | |||
Пед.-псих | 9.10-9.30 ИКЗ | ||||
Уч.-дефектолог | 11.00-11.20 ИКЗ | 11.00-11.20 ИКЗ | |||
Воспитатель | Изо. Искусство 9.00 – 9.20 (ГЗ) Пространств. отношения 10.00 – 10.20 (ГЗ) | Изо. Искусство 10.00 – 10.20 (ГЗ) | Развитие экологических представлений 9.30 – 9.50 (ГЗ) Художественное конструирование (ГЗ) | Художественная лит- ра и развитие речи 10.20 – 10.40 (ГЗ) Констр-ние 10.50 – 11.10 | Социально - коммуникативное развитие 9.00 – 9.20 (ГЗ) Грамота/РЭМП 10.00 – 10.20 |
Муз. рук | 9.30-9.50 (ГЗ) | 9.30-9.50 (ГЗ) | |||
Физ. инстр | 9.25-9.45 (ГЗ) | 9.25-9.45 (ГЗ) |
Условия для развития ребенка
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Созданы условия речевого, физического, социально - коммуникативного, познавательного, художественно - эстетического развития. Все групповое пространство распределено на несколько центров, способствующих развитию детей:
- игровой центр;
- центр конструктивных и строительных игр;
- центр музыкально- театрализованных игр;
- центр «изостудия»;
- центр экологии и экспериментирования;
- центр детской книги;
- центр патриотического воспитания;
- центр ПДД и ОБЖ;
- уголок дежурства;
- кабинет;
- центр двигательной активности.
Центры наполнены дидактическими играми: «Обобщение», «Четвертый лишний», логопедические игры и картинки на автоматизацию звуков Ж-Ш, Л-Р, З-С, сюжетными картинками по лексическим темам, мнемотаблицами для пошагового описания предметов и явлений, картотеками упражнений и игр для развития речевого аппарата, индивидуальные тетради на развитие грамматического, лексического строя речи, наглядными схемами последовательности действий при аппликации, лепке, умывании; имеются картотеки пальчиковых игр, дидактических игр, направленных на речевое развитие, расширение и активизацию словаря, схемы для связного описательного рассказа о предмете, альбом чистоговорок на автоматизацию звуков. Созданы условия для коллекционирования, экспериментирования, исследовательской деятельности, игр с песком и водой, неоформленным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ № 15 содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Программу составили:
Учитель-логопед __________________ (А.С. Жаворонкова)
Педагог-психолог__________________ Е.Р. Железнова
Музыкальный руководитель ___________(Д.О. Куклина)
Инструктор по физической культуре_____________ Д.С. Сусленок
Воспитатель _________________________ (Н.В. Окишева)
Воспитатель_________________________ (С.А. Никитина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...