Роль мелкой моторики в развитии ребенка
статья по коррекционной педагогике
Особенности развития мелкой моторики ребенка, ее особенности,. Пример упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_melkoy_motoriki_v_razvitii_rebenka.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами.
Вовлечены следующие сферы:
- Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.
- Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.
- Развитие речи. Когда малыш ощупывает предметы, то в мозг поступают нервные импульсы, в результате чего оказываются задействованы соседние центры (включая речевой).
- Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.
- Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.
Развитие мелкой моторики у детей проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное - уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много не значит хорошо! Не делайте ни чего через силу! Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные (самомассаж кистей и пальцев рук; игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д. Кукольные театры: пальчиковый, варежкой, перчаточный, театр теней; Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Нетрадиционные (самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой).
Пальчиковые игры и упражнения, развивающие мелкую моторику у детей дошкольного возраста.
Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают большой палец.)
Листья рябины, (Загибают указательный палец.)
Листики тополя, (Загибают средний палец.)
Листья осины, (Загибают безымянный палец.)
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец.)
Маме осенний букет отнесем. ( Сжимают и разжимают кулачки.)
Пальчики уснули, в кулачок свернулись. ( Сжать пальцы правой руки в кулак.)
Один! Два! Три! Четыре! Пять! ( Поочередно разжимают пальцы.)
Захотели поиграть! ( Пошевелить всеми пальцами.)
Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)
Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – (Отогнуть пальцы один за другим на счёт.)
Веселятся все! (Покрутить обеими руками.)
Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь (Загнуть пальцы левой руки один за другим.)
Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один, (Загнуть пальцы правой руки.)
Круглый кулачок, как апельсин. Мы делили апельсин, (Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.)
Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.)
Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят. Эта долька - для утят. Эта долька - для бобра. А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти.)
Ушки длинные у зайки, (Указательный и средний - ушки, шевелятся.)
Из кустов они торчат, (Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.)
Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат! Зайка взял свой барабан (Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.)
И ударил бам – бам – бам ! (Безымянный и мизинец стучат по большому.)
Закапали капли, (Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.) Идет дождь (Постучать четырьмя пальцами.)
Он льет как из ведра! (Стучим сильнее.)
Пошел град, (Косточками пальцев выбиваем дробь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Консультация для родителей о важном значении развития мелкой моторики рук у ребенка....
Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием ...
Семинар - практикум для родителей "Роль мелкой моторики в развитии ребенка"
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии то...
роль мелкой моторики в развитии ребенка
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их полноценного развития, в процессе задействована не только двигательная , но и нервная и зрительная системы....
"Роль мелкой моторики в развитии ребенка"
Консультация для родителей...
Роль мелкой моторики в развитии ребенка. "Пальчиковые игры и упражнения"
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания...
Статья РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...