Консультация для воспитателей: "Развивающие игры для аутичного ребенка"
консультация по коррекционной педагогике

В данной статье даны различные виды игр для ребенка с аутизмом. Указаны этапы работыпри проведении игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_dlya_rebenka_s_autizmom.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развивающие игры для аутичного ребенка»

                                                       

                                                        Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

Г. Калининград

2023

          Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир.

Игра развивает мышление, внимание, память, фантазию, чувства, волю детей, а так же формирует взаимоотношения со сверстниками, избавляет от тревожности, накопившихся страхов и негативных эмоций. Игра предоставляет ребенку возможность пережить как можно больше положительных эмоций. Знакомит маленького человека с ограниченными возможностями здоровья с самыми разнообразными сторонами окружающего мира как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений. Формирует поведение ребенка.

У аутичного ребенка есть любимые игры - одна или несколько.

Родителей такие игры часто раздражают. Ведь ребенок может часами бродить по кругу, проговаривая слова или напевая невнятную песенку. Многократно расставлять игрушки рядами и складывать их обратно. Все это создает трудности при взаимодействии ребенка и взрослого. Приходится пробовать разные варианты участия в игре "на ощупь". Часто ребенок реагирует на такие попытки негативно, показывая, что не нуждается в партнере. Для ребенка ситуация повторения одних и тех же действий комфортна и привлекательна. Ребенок доволен собой. Наличие комфорта и удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основой взаимодействия с ребенком.

На первом этапе необходимо понаблюдать за игрой ребенка на расстоянии, вникнув в структуру и суть стереотипной игры. Медленно попробовать организовать взаимодействие с ребенком внутри его игры (подать ему нужную деталь, негромко повторять за ребенком его фразы и слова). В следующий раз использовать любимую игрушку ребенка, действуя так же тактично, осторожно и постепенно. На этом этапе все усилия направлены на завоевание доверия ребенка.

На следующем этапе внесите в стереотипную игру новую сюжетную линию. Предложите ребенку сенсорные игры.

В отличие от обычных дети с РАС долго находятся на этапе изучения предметного мира, где основной мотив их действий с игрушками и предметами - привлекательные сенсорные свойства. Стремлением извлекать из окружающего различные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам : ему нравится нюхать, пробовать на вкус, вертеть, крутить, подбрасывать, стучать. Но действовать с предметами в соответствии с инструкцией и правилами, функциональным назначением данного предмета дети отказываются, т. к. социальное назначение этих вещей для них менее важно, чем их сенсорное свойство.

Сенсорными называют игры, цель которых - дать маленькому человеку новую чувственную информацию (ощущения).

Ощущения могут быть самыми удивительными и разнообразными:

- тактильные (посредством прикосновений, ощупывания: различные по фактуре материалы, различные по форме и величине предметы- мячи, кубики, бусины, шары, ленты и веревочки. Соприкосновения и объятия с другим человеком).

- двигательные (танцы, прыжки, бег, ходьба).

- вкусовые (различные на вкус продукты и блюда).

- обонятельные (запахи окружающего мира знакомые, любимые и родные, новые и неизвестные).

- слуховые (шуршание, скрип, шелест, звуки живой природы и музыкальных инструментов).

- зрительные (яркие цвета, их смешивание, перетекание и перевоплощение друг в друга).

Видов сенсорных игр множество:

- игры с красками:

"цветная вода", рисование на мокром листе, "волшебные краски";

- игры с водой:

брызганье, переливание,"веселая капелька", "плывут по морю корабли", мытье посуды, купание кукол, посещение бассейна;

- игры с мыльными пузырями:

«Дует теплый ветерок", "Догонялки и хваталки";

- игры с тенями и светом:

" солнечный зайчик", "фонарик", "огонек", "свечка";

- игры со льдом: "Растопи льдинку","Разноцветный лед", "Фигуры из льда", "Снежная королева";

- игры с крупами и песком: "Клад", "Сокровища гномов". "Дождь. Град", "Покорми птичек крупой", "Сварим кашку", "Руки прячем мы в крупе".

- игры с пластичным материалом:

мнем, отщипываем, размазываем, надавливаем, катаем шарик, катаем колбаску, режем кусочки ,"Картина из пластилина";

- игры со звуком:

"Послушай и назови", "Я музыкант", используются свистульки, бубен,  погремушки, дудочка, гармошка.

- игры с ритмами:

хлопки, топанье, танцы, пение, "Веселый хоровод", "Звериная зарядка" и др.

Совместное рисование - это особый игровой метод, где ребенок и взрослый рисуют различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Сначала изображаются особо значимые для ребенка предметы. Затем рисуется то, что нравится ребенку "по его заказу", тем самым закрепляется интерес к совместному творчеству. Постепенно вводятся новые варианты исполнения рисунка, новые детали изображения. Используются различные материалы: краски, карандаши, фломастеры, мелки. Сам рисунок варьируется по величине, форме, цвету и положению в пространстве. Следующий этап вовлекает ребенка в процесс рисования, побуждает к активной деятельности. Необходимо стимулировать маленького художника. Например, "забывайте" дорисовать в изображении важную деталь и когда ребенок заметит этот, предложите ему самостоятельно завершить рисунок. В конце работы обязательно проиграйте этот сюжет с использованием любимых игрушек и предметов. Используйте полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).

Такое рисование всегда сопровождается эмоциональным комментарием.

Каждый вид игры решает свою задачу. Стереотипная игра- это основа взаимодействия с ребенком. Дает возможность переключить внимание ребенка если его поведение выходит из-под контроля. Сенсорная игра дает новую чувственную информацию, помогает установить контакт с ребенком. Совместное рисование - это замечательная возможность для аутичного ребенка, чтобы проявить активность, развить его представление об окружающем мире.

Все игры взаимосвязаны между собой и подкрепляют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....

Игры с аутичным ребенком

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫОсобенности сенсорных игрСенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:- зрительные (например, ре...

Как играть с аутичным ребенком

Как играть с аутичными детьми Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми. 1.  Принимать ребенка таким, какой он есть.2.  Исходить из интересов ребенка.3.  Ст...

Игры с аутичным ребенком

Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей...

Сенсорные игры с аутичным ребенком

Уважаемые педагоги, специалисты и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации и проведения занятий по сенсорному развитию аутичных детей. Данный ма...

Консультация для родителей "Игры с аутичным ребенком дома"

В данной консультации описываются игры, которые хорошо подойдут детям с аутизмом. Игры очень простые, не требуют специальной подготовки или образования от родителей ребенка....