Хромотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Для более эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ и наиболее качественного усвоения изучаемого материала применяю словесные, наглядные и практические методы. В целях достижения максимального коррекционно-психологического эффекта мною используется нетрадиционный метод работы – хромотерапия.
Понятие хромотерапия является производным двух греческих слов (chroma – цвет и therapia – лечение, воздействие цвета на организм ребенка). Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ОВЗ, так как многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при нервных и психических нарушениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hromoterapiya.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Хромотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Для более эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ и наиболее качественного усвоения изучаемого материала применяю словесные, наглядные и практические методы. В целях достижения максимального коррекционно-психологического эффекта мною используется нетрадиционный метод работы – хромотерапия.
Понятие хромотерапия является производным двух греческих слов (chroma – цвет и therapia – лечение, воздействие цвета на организм ребенка). Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ОВЗ, так как многие из них имеют в анамнезе диагноз невролога. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при нервных и психических нарушениях.
Цвет содержит крупные психолого-педагогические возможности. О данном выражении заявляли Е. И. Рогов, Р. С. Немов, М. Е. Евсевьев. Зрению принадлежит самая ответственная роль в процессе познания окружающего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, «красивая пища для глаз» - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало положительные результаты.
Воздействие цвета на организм:
∙ красный – активизирует, стимулирует;
∙ оранжевый – восстанавливает, согревает, стимулирует;
∙ желтый – укрепляет, тонизирует;
∙ зеленый – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
∙ синий – успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции;
∙ фиолетовый – вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.
Отмечено, что многие дети с ОВЗ испытывают напряженность, не уверены в себе, быстро утомляются при выполнении предложенных им заданий. Используя на занятиях с детьми ОВЗ метод хромотерапии можно посодействовать снятию напряженности у детей, поднятию работоспособности, формированию уверенного поведения.
Для того чтобы грамотно использовать цвет, следует понимать его характеристики.
Красный цвет в работе с детьми ОВЗ использую для поднятия уверенности в себе, выделения самого важного материала на занятии. Он также благотворно влияет на детей, у которых наблюдается пассивность, замкнутость, плохое настроение. Красный цвет захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план. Поэтому мною заготовлены карточки на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления на красном фоне. Кроме этого, графические задания дети часто выполняют на красном картоне (штриховки, рисунки по образцам, трафареты и шаблоны изображения предметов для обводки). Красный цвет способен преподнести удовольствие, активизировать деятельность у детей, но при гиперактивности его рекомендуется не применять.
Желтый цвет мною используется при работе с детьми ОВЗ, когда необходимо корректировать когнитивные процессы. Его применение способствует повышению интеллектуальных способностей, улучшает память. Для этого на желтом фоне детям раздаются сюжетные картинки; предметные картинки имеют в своем объеме больше желтого цвета; рисунки-схемы изображаются в желтом контуре.
Оранжевый цвет при коррекционной работе с детьми ОВЗ используется при выполнении упражнений, способствующих развитию творчества (например, использование фигурных линеек оранжевого цвета способствует активизации творческих способностей, позволяет научить детей составлять из геометрических фигур изображения предметов, составлять рассказы по получившимся композициям; выкладывание фигур из спичек оранжевого цвета также совершенствует точность мелких движений руки).
Зеленый цвет благоприятно влияет на мотивацию детей. Ребенок начинает проявлять живой интерес к деятельности и к постижению находящегося вокруг мира. Поэтому начало занятий проходит на ковре зеленого цвета (мотивационный этап). На зеленом фоне мною заготавливаются карточки для индивидуальной работы, используется прием «секрет рисования фигур зеленым карандашом» (уменьшается напряжение глаз при использовании зеленого цвета); работа с зеленой бумагой – оригами.
Синий цвет успокаивает сознание. Этот цвет мною применяется в пальчиковой гимнастике (например, использование пяти шапочек на пальчики из синего цвета; дети надевают шапочки на свои пальчики и начинается игра; все зависит только от фантазии).
Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам.
Для коррекции эмоциональных состояний детей ОВЗ и достижения положительного результата мною используются различные цветовые средства:
- на минутках релаксации - цветовые видеоролики (зеленые изображения оказывают успокаивающее, расслабляющее влияние; помогают рассеивать негативные эмоции);
- применение цветного соленого теста и холодного фарфора способствует развитию положительных эмоций, снятию напряжения, развитию воображения; дети лепят кукол, птиц, горшки, коней, фантастические цветы и расписывают их гуашевыми красками по выбору;
- морские камешки, покрашенные в разные цвета, создают приподнятое настроение у детей, развивают праксические чувства;
- массажные мячики одного цвета применяются для снятия напряжения;
- цветовые круги (желтый круг – уменьшает чувство страха, улучшает настроение; синий – тонизирует активность, зеленый – успокаивает, красный – повышает уверенность);
- бусы зеленого и синего цвета, леска для их нанизывания – снижает напряжение, улучшает настроение;
- набор тканей голубого цвета – понижает агрессию, гнев;
- рисование на оргстекле синими и зелеными красками способствует снятию напряжения, хорошему эмоциональному состоянию;
- для занятий используется круглый стол, на котором периодически меняется клеенка (желтого, красного, оранжевого цвета), применяются видеоролики этих цветов;
- народные игрушки (глиняные, дымковские, филимоновские, семеновские);
- аппликации, особенно обращается внимание на цветовые сочетания.
Самооценку в конце занятия провожу с помощью модели «Сфетофор» (зеленый – понял всё и могу применить; желтый – понял всё, но ещё не могу применить; красный – еще не совсем понял, не доволен своей работой).
Используя метод хромотерапии, можно предположить, что он оказывает максимально возможные успехи на развитие детей и принадлежит к числу эффективных показателей в обучении детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...
Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –...
"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"
Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"...
"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"
Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"...
"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"
Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"...
"Сочетание традиционых и инновационных методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка учителя-логопеда Дорониной Н.О. для детей дошкольного и младшего школьного возраста, отражающая этапность и последовательность коррекционного воздейстия при нарушении звукопрои...
Консультация на тему:"Использоввание заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
Консультация на тему:"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОВЗ"...