Игры с песком на логопедических занятиях
материал по коррекционной педагогике

Вишневская Татьяна Юрьевна

В публикации представлены направления работы логопеда с использованием песочной терапии и даны варианты различных игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx41.43 КБ
Файл pesochnaya_terapiya.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

2.1.  ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.
Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«ИНДЮКИ»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«КАЧЕЛИ»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«ГОРОЧКА»

Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

«ДОРОЖКА»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«ДВА ГОРОДА»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"МОЙ ГОРОД".

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«СТРОИТЕЛИ»

Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование: Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«РОДНЫЕ СЛОВА»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование: песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»

Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

развитие СВЯЗНой РЕЧи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«ДВЕ ИГРУШКИ»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

«ПОЛОСКИ»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

(зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

"ПОСТРОЙ СТУПЕНЬКИ".

Цель: научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение , а дети чертят соответствующую схему.

«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

Игры с рисовой крупой дошкольнику с ДЦП

РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»

Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

«НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛЬЦАМИ»

Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
  • Обучающиеся чувствуют себя более успешными.
  • На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

ИГРЫ С ПЕСКОМ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Игры на развитие фонематического восприятия Путешествия к звукам Игра-сказка «Путешествие в страну «А». Есть прекрасная страна - Где принцессу зовут А, (взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А). В реке плещутся Акулы (в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции ―Киндер-сюрприза на них тоже наклеена буква А). Аисты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А). А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут (в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А). Чтобы здесь нам поиграть, Надо много слов назвать. Привести сюда друзей В чьих названьях - А. - Смелей! (произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А) С милым звуком Е ―Живет в той сказочной стране Спокойный, добрый, милый Е. Он утром Ели объезжает И все игрушки проверяет. И мчатся с ним по веткам Ели, Как по зеленой карусели, ―Медведь и ―Белочка, ―Скворец, и ―Лев и даже... ―Огурец! Но вот, друзья мои, беда – Забыл другие он слова, Где тоже есть наш милый Е. Поможем мы его беде? С волшебником И ―На облаке мягком, Что в небе парит, Звук И, как волшебник, Над миром летит... Он счастье несет, И добра всем желает, И где что рассыпалось, Соединяет! Он любит Индейцев, Изюм и Икру,И любит в песочке Простую игру! Он рад и с тобою В песок поиграть, Чтоб ты все слова С звуком И мог назвать! С бедным О ―В огромной, пустынной стране Лнмпопо, Живет одиноко прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, Зачахнет звук О там один от тоски! Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук О поскорее спасти? Игра “Город волшебных букв” (Стихи Д.Фролова) ―Давайте строить Город Букв! Песок у нас здесь есть. Пусть каждый нарисует сам Какие буквы есть! На пары делимся друзья, Здесь ты сидишь, а рядом - я, Ты лепишь буквочку мою, А я должна слепить твою. Вот так мы весело играем Из букв мы Город собираем! Перед началом игры взрослый и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: ―Вылепи, пожалуйста, мою букву!. Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв. Измени букву Задание: ―Я-вылеплю букву, а ты - выкопай ее. Или: ―Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я... И другие. «Спрячь ручки» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.«Слоговые дорожки» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки. «Два города» Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы. "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях. Игра «Эхо». Логопед произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребѐнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. - та-ка-па - па-ка-та - ка-на-па - га-ба-да - па-ба-па - по-бо-по - пу-бу-пу - пы-бы-пы - та-да-та - да-та-да - ла-га-ка - га-ка-га Игры на развитие навыков языкового анализа и синтеза (развитие слогового анализа и синтеза, развитие фонематического анализа и синтеза). «Полоски» Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. «Исправь ошибку» Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. «Раздели слова на слоги» Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.Заколдованное слово Найдите общий звук в словах ―Машина, ―Музыка и ―Мак. Вы отгадали, или - как?.. Все верно - это буква М, Не испугаешь вас ничем! (Взрослый выкладывает на песок букву М) Вторая буква, вам на страх, Есть сразу даже в трех словах: ―Шары, и ―Крыша, и ―Столы. Ну как? Теперь узнали вы? Что ж угадали букву Ы, Прекрасно знаете все вы! (Взрослый выкладывает на песок букву Ы) А третья есть в словах: ―Шалаш, И ―Шуба, ―Шапка, ―Ералаш. Вы ―зашипели все так дружно, Что и подсказывать не нужно! Да, это буква Ш, конечно, Вы все сегодня так прилежны! (Взрослый выкладывает на песок букву Ш) Ну, а четвертую сейчас Вы отгадаете за раз! Слова здесь: ―Кукла, ―Лук, и ―Кошка. Ну как? Подумайте немножко... Была задача нелегка, Но вы решили - буква К! (Взрослый выкладывает на песок букву К) Ну а последнюю, друзья, Не отгадать никак нельзя: ―Арбуз, ―Акула, ―Ананас - Здесь буква спрятана от нас! Вы - молодцы все! Как всегда! Вы отгадали букву А! (Взрослый выкладывает на песок букву А) Кого же мы расколдовали? Какое имя мы узнали? (Дети складывают буквы в слово) Все верно! Это наша МЫШКА! Небось, дрожит еще трусишка! (Взрослый ставит в песочницу фигурку мышки) В волшебной маленькой стране Теперь на праздник вышли все! Пошел такой веселый пир, Какого и не видел мир!(Дети строят в песочнице страну, дом для мышки и других фигурок) А все , ребята, только вы! Вы мышку бедную спасли! И все животные, друзья, Вас полюбили навсегда! «Горочка» Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее. «Дорожка» Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками. «Совпадение» Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой. «Цветы на клумбе» Цель: Научить определять количество слогов в словах. Оборудование: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках. Ход игры. Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу. (зачитывает стихотворную инструкцию). На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты. Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем. На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем! Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем. Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку. Односложные слова: мак Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра. Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы. 1. Опиши цветок по цвету, форме. 2. Где растет этот цветок? 3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке? Дети вместе сочиняют сказку о цветах. «Построй ступеньки» Цель: научить определять количество слогов в словах. Оборудование: песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов. Ход игры. На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные. «Начерти на песке» Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение , а дети чертят соответствующую схему. «Напиши на песке» Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК). Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы. Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Строители» Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории: • -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД; • -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. Оборудование:Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики. Ход игры.Логопед предлагает построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей, поход в гости). «Чего не стало» Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Оборудование: песочница с влажным песком. Ход игры. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит рассказать, что изменилось в песочной картине. «Подбери слово» Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое). «Родные слова» Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов. Оборудование: песочница с песком, песочные часы. Ход игры. В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы). «Зверюшки на дорожках» Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах. Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый – медведь. Ход игры.Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу? Логопед с учениками рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. «Волшебный клад» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность. Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница. Ход игры. В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада. Игры на развитие связной речи «Дорисуй картинку и составь предложение» Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ученика - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия. «Начни предложение» Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот). «Что случилось?»При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул») «Две игрушки» На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог с другим учеником. Они их сравнивают, подрисовывая в процессе речи песочную картинку. Воздушный шар. Я круглый. Мяч. Я тоже Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу. Шар. На мне нарисован красивый цветок. Мяч. А я украшен разноцветными полосками Шар. Меня надувают воздухом. Мяч. И у меня внутри воздух. Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки» Тактильная (кожная) форма ощущений является у человека наиболее древней. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и Грабенко Т.М. рекомендуют игровые занятия начинать с развития именно этого вида чувствительности. Отпечатки наших рук На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?». Далее педагог меняет положение рук в песке и продолжает рассказывать о своих ощущениях. Примеры упражнений: ♣ выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;♣ «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; ♣ создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; ♣ «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем, поочередно правой и левой рукой, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком). ♣ Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. ♣ Можно «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. Что же спрятано в песке? Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача — полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. «Мина» Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего — «сапера» — откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками. Вместо руки можно закапать любую игрушку. В процессе раскопок по открывающимся частям предмета ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать, что или кто это? (вариация игры «Чудесный мешочек»). Игра в виде сказки В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям, Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..(ученики засекречивают буквы, цифры, геометрические фигуры и др.) Загадки Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или ―пишет отгадку, вылепливая песочные буквы. Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопясь. Ты, используя разгадку, За задание берись Кто колдует; заклинает; В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка Ёжка) *** Спрятал кто иглу в яйце, А яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей? Кто не верит всем? (Кощей) Отгадал, не называй, Вылепи (выкопай) и прочитай. *** Леший Ёжке к дню рожденья Сочинил стихотворенье. В нем желал он счастья ей, Быть мудрее и (добрей). Что за слово Леший здесь не написал? «Нарисуй картинку пальцами» Логопед предлагает детям нарисовать картину пальцами. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить



Предварительный просмотр:

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт-терапии. «Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой».

Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию. Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки, созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях. В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт-терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу. Особенности метода Метод подходит для всех возрастных категорий.

Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты. Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии: воспитание позитивного отношения к жизни, к себе; воспитание ответственности за свои действия; тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями; лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий; развитие веры в себя.

Принципы метода Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения: песочная арт–терапия; психология; логопедия; развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания; терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе; выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними; воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств; детский психоанализ. Возможности метода Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.

2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.

3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.

4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.


У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии:

 Имеются следующие показания к проведению песочной терапии: переживание возрастного кризиса; неспособность изложить словами свои переживания; наличие психологической травмы; неспособность самостоятельно принять решение; задержка психоречевого развития; эмоциональная заторможенность, «скудодушие»; психотерапия различных зависимостей; уменьшение напряженности; развитие всех видов чувствительности; нормализация мышечного тонуса; расширение кругозора; повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников. Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием.

Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями, имеющими онр, зпр, нарушения зрения, дцп, инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания:

Психологи не рекомендуют песочную терапию в детских образовательных учреждениях детям при наличии следующих состояний: дефицит внимания, гиперактивность; эпилептические припадки; психиатрические болезни; повышенная тревожность; невроз навязчивых состояний; пылевые аллергические реакции; болезни лёгких; заболевания кожи и травмы кистей рук. Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий.

Для лечебной игры используются следующие приспособления: водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий; специальная песочница, меняющая цвет – планшет; чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить; набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины; символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами; сказочные герои – добрые и злые; религиозные предметы и сувениры; естественные предметы – ракушки, веточки, шишки; домашняя утварь; болты, шурупы; пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры. После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения. Требования к педагогу Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры: Чередовать способ донесения информации – конкретность и образность. Необходимо помнить, что использование абстрактных высказываний уменьшает силу внушения. Создать иллюзию выбора – в процессе занятия предлагается несуществующая альтернатива. Во время игры использовать движение по кругу, которое символизирует постоянное возвращение человека к самому себе, соединение в единое целое своего прошлого и настоящего для гармоничного развития в будущем. Во время занятия ребёнку создаются условия, чтобы он не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты решения вопросов. Не забывать создавать трудности, препятствия, учить детей преодолевать сложности во время занятия. Вырабатывать привычку бороться и побеждать. 

Заострить внимание детей на том, что картины из песка легко строятся и разрушаются, на смену старым событиям приходит новая интересная жизнь.

Периодически необходимо менять материал. В зависимости от поставленной задачи использовать песок разной температуры и влажности. Научить отличать ребёнка сухое и влажное, колючее и гладкое, твёрдое и мягкое.

В конце занятия подводить итоги, хвалить и рассказывать о предстоящих играх, чтобы сохранить интерес.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома.

Если родители хотят организовать sandplay дома, то для этого им потребуется:

поддон; песок; миниатюрные фигурки; камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта. В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на: развитие фонематики; коррекцию произнесения звуков; обучение грамотности; познавательные игры; семейная песочная терапия; проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  3. Учим ребёнка бережному отношению к материалу. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.



Игры на развитие слухового внимания и памяти.

Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега. Фантастические игры с трансформерами на песке. Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать. В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр: исторические; найти логические пары; научиться исключать лишнее; провести экскурсию по городу; считать предметы, строить логические ряды; учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры.

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее: описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами; создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое; придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке; нарисовать несуществующее животное, и другие. Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами. Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира. Вот несколько игр: Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон. Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке. Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу. Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей. Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах. Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев. Совет психолога родителям: как расшифровать знаки От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее: Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании. Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали. Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта. О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен. Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение». Заключение Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов: зрение; слух; тактильная чувствительность; сенсорное восприятие. Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком в логопедической работе

В игре с песком развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.В данном материале представлены варианты игр с песком по всем направлениям развития речи детей....

Игры с песком в логопедической работе

Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает ...

Игры с песком в логопедической работе

Игры с песком в логопедической работе Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне...

Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях в ДОУ

Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях...

Картотека "Игры и упражнения для логопедических занятий"

В материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие различных психических процессов, навыков для формирования правильного произношения звуков....

Использование светового стола и цветного песка на логопедических занятиях

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория  детей с отклонениями в развитии. У них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевы...