Семинар с элементами практики "Инновационное оборудование в системе работы с детьми с особыми образовательными потребностями"
статья по коррекционной педагогике

Мишина Наталья Владимировна

Благодаря стремительному развитию технологии, наша жизнь во многих сферах деятельности значительно упрощается. Одним из таких достижений является интерактивное оборудование. . Практика показывает, что применение песочной терапии с кинетическим песком в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ, оказывает благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние, на развитие мелкой моторики и координацию движений, способствует развитию и укреплению навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми, развивает когнитивные способности ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                                  г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                   fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Региональный семинар с элементами практики

 «Инновационное оборудование в системе работы с детьми

 с особыми образовательными потребностями»

Выступление на  тему: «Использование инновационного сенсорного материала (кинетический песок) для формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

Подготовила: Мишина Н. В.

 воспитатель высшей

 квалификационной категории

г. о. Клин

27.04.2022г.

      Благодаря стремительному развитию технологии, наша жизнь во многих сферах деятельности значительно упрощается. Одним из таких достижений является интерактивное оборудование. Это технические системы, которые могут «вести диалог» с человеком и менять сценарий в соответствии с реакцией людей. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое адаптировано для самых маленьких. С помощью интерактивного оборудования педагог детского сада, сможет эффективнее организовать образовательное пространство и в полной мере вовлечь своих воспитанников в процесс обучения.

Практика показывает, что применение песочной терапии с кинетическим песком в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ, оказывает благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние, на развитие мелкой моторики и координацию движений, способствует развитию и укреплению навыков общения, взаимодействия с окружающими людьми, развивает когнитивные способности ребенка. Она раскрывает скрытые потенциалы ребѐнка и корректирует дефекты развития. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  предполагает сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным и занимательным.

Овладение математическими представлениями  лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности - в игре. И как писал К.Д. Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!» Именно поэтому мы, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, в том числе и по ФЭМП.

 В настоящее время в работе с дошкольниками широко используется  «кинетический песок» - песок  нового поколения. Этот инновационный материал был изобретен в Швеции в 2013 году, и довольно быстро завоевал определенную популярность. Кинетический песок, на 98% состоит из обычного чистого песка, равноизмельченных кристалликов кварца. Остальные 2% смеси - вязкое вещество, которое не позволяет песку засохнуть и постоянно поддерживает его в «рабочем» состоянии. Кинетический песок на 100% нетоксичен и безопасен для детей-аллергиков (не содержит глютена и казеина).

Кинетический песок может как крупной, так и более мелкой фракции, но в целом он, как песок в песочнице, разница лишь в том, что он очищен и отсортирован по фракции. Цвет песка тоже натуральный, но есть и разноцветный.

Кинетический песок не теряет своих свойств: если его намочить, ничего не произойдет, после сушки он опять станет прежним;  его можно промывать при необходимости. Хранить песок удобно в пластиковых контейнерах с крышкой, чтобы смесь ни пылилась.

Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников в практике работы проводятся  специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления  о величине и форме, позволяют научить ребенка считать, решать задачи, сравнивать, ориентироваться в пространстве, развивают логическое мышление, формируют целостное восприятие предмета. А включение в игры с песком мелких игрушек, природного и бросового материалов  (камешков, ракушек, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, что позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство.

Игры с песком можно использовать, как в совместной деятельности воспитанников с педагогами, так и самостоятельной, ведь кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время, в чем мы сейчас  с вами и убедимся, уважаемые коллеги.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

 Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.

Упражнение «Чувствительные ладошки или «Здравствуй песок»

 Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? (ответы участников). Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.

Подобные упражнения используются в начале работы с песком (или занятия). Это развивает  мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность. Таким образом, мы почувствовали песок, познакомились с ним, и настроились на дальнейшую работу.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. При помощи взрослых ребенок усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у воспитанников. 

Упражнение на развитие пространственных представлений

Уважаемые участники, возьмите геометрические фигуры и расставьте  согласно инструкции:  синий треугольник положите  в верхний  правый угол,  оранжевый  круг - в нижний левый угол, желтый квадрат - в нижний правый, сиреневый прямоугольник - в верхний левый, многоугольник - между синим треугольником и оранжевым кругом.

Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в  пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания   пространственных направлений,  отношений  и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда  и рисования. Поэтому, сейчас предлагаем вам графический диктант, но вместо карандаша и листа бумаги,  мы будем использовать песок и развивающее математическое пособие «Палочки Кюизенера». Отметьте начало пути – от камешка, и далее следуем инструкции ведущего:

ДВЕ палочки - влево,

ДВЕ палочки - вниз.

ДВЕ палочки - вправо,

ДВЕ палочки  - вниз,

ДВЕ палочки – влево. Что получилось? Цифра 5!

Замечено, что легче всего выучить ребёнку цифры и особенно то, как они выглядят внешне, когда он сделает их своими руками не один раз. Можно, конечно, лепить, рисовать, делать аппликации, но всё это довольно долго, а вот создание шедевров из песка не потребует много времени, поэтому повторять игру можно многократно. Необходимо показать, как построить цифру и предложить детям повторить.

А интерес?  Как вариант, можно предложить оживлять сказки, и вносить в них свои идеи! Начинаем рассказывать любую сказку, и время от времени задаем  вопрос «Сколько?», который будет менять сюжет. Ответ нужно именно вылепить из песка  в виде цифры.

Пример: жили-были… сколько поросят? Попала Маша в домик, а там жили….  сколько медведей?  Белоснежка…. Сколько гномов? Шла Красная Шапочка по лесу…. сколько минут? Вылепите, уважаемые коллеги, любую из названных цифр.

Как можно заметить, некоторые вопросы просто дополняют, другие полностью меняют сюжет. Играя так, ребенок не только запомнит цифры совершенно естественно, но ещё дополнительно будет развивать фантазию и научится сочинять, лучше усвоит сюжеты любимых сказок.

Освоить цифры в пределах 1-го десятка поможет  игра «Уборка цифр», выложите на песке цифры от 1 до 9.

Данная игра тренирует навыки счета, закрепляет знания последовательности цифр, развивает понимание речевой инструкции. Коллеги готовы?

Задания:

- уберите цифру, которая стоит после цифры 7;

- уберите  цифру, которая показывает на 1 меньше, чем 6;

- уберите  цифру, которая показывает на 4 больше, чем цифра 5;

- уберите  цифру, которая стоит перед цифрой 4;

- уберите  цифру, которая больше 6, но меньше 8;

Назовите цифры, которые остались на песке.  Спасибо.

Одно из начальных математических понятий, которое необходимо освоить дошкольнику – деление целого на части. Это умение позволяет правильно воспринимать и устанавливать соотношение между объектом и его частью. С необходимостью деления дети дошкольного возраста сталкиваются очень рано - в повседневной жизни, игре. Например, кто из нас не делил апельсин, мандарин, яблоко и прочее.

Но педагогический опыт подсказывает, что без целенаправленного обучения делению целого на части, у дошкольников не сформируется понятий «целого» и «части».

Игра «Подели пирог» знакомит дошкольников  с понятием «целое» и «часть» Уважаемые коллеги, испеките пирог из кинетического песка.

 (Пока участники лепят пирог) Деление целого на части является важным направлением в подготовке дошкольников к вычислительной деятельности, умению понимать смысл задач и в их решении.  Для первых подобных занятий ни в коем случае нельзя использовать ножницы. Отрезанные части ребенок будет воспринимать как отдельные целые объекты. Именно поэтому изучение деления целого на части нужно начинать с помощью целого предмета. Например, можно использовать лист бумаги, который делится на части путем сгибания.

Задание. Найдите половину пирога, 1\4, 1/8 и т.д. Для этого с помощью стеки участники делят пирог пополам, а затем каждую половинку ещё пополам.

Как можно назвать каждую часть(Одна четвёртая, одна восьмая).

Что большецелый пирог  или одна четвертая часть пирога?

Что меньшеодна четвертая пирога  или одна вторая часть пирога?

Что большеодна вторая пирога  или одна четвёртая пирога?

Что меньшеодна четвёртая пирога  или одна вторая пирога?

Дети способны создавать на песке интересные сооружение,  придумывать удивительные сценарии игр. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.

Игровое упражнение «Песочный телеграф». Так, например, с целью получения детьми  тактильного удовольствия, обучению переводу тактильных ощущений в знаки, можно использовать это упражнение. 

Ход. Участники выстраиваются в колонну в затылок друг другу.

Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего участника геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом - нарисовать фигуру пальцем на спине соседа.

Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр.

Уважаемые участники, мы  приготовили для вас «Чудесные мешочки», а в них…. давайте посмотрим, что там лежит? Участники по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы: - Что за геометрическая фигура у тебя в руке? Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте это изображение на песке. Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру».

К моменту поступления  в школу дети должны располагать целым комплексом математических знаний. Ребёнку необходимо иметь представление о множестве, числе, форме, величине; уметь ориентироваться во времени и пространстве, и один из помощников, как вы убедились – кинетический песок.

В завершение, хочется отметить, что математика обладает уникальным развивающим эффектом.  «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!»

А для того, чтобы подвести итог нашей работы, мы  предлагаем Вам оставить своё мнение о нашем мастер-классе на песке.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.

Игрушек маленьких набор,
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя  Познания Дорогу.

Уважаемые педагоги, благодарим Вас за работу, и желаем вам творческих успехов!  Открывайте мир вместе с ребёнком! Вместе - это всегда лучше, чем просто рядом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями"

Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье - это одна из высших человеческих ценнос...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

«Бизиборд как метод сенсорной интеграции в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы)

Сeнcoрнaя интeгрaция для дoшкoльникoв – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундaмeнт бoлee сложной интеграции, сопровождающей чтeни...

Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Тезисы на тему: "Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями" были написа...