развитие внимания у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Комарова Любовь Андреевна

Полноценная речь - необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к нарушениям в развитии личности.

Внимание-это особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Внимание детей с нарушениями речи отличается рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске разных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.

Имеются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от раздражителя (зрительный или слуховой): детям с нарушением речи намного труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Контроль за собственной деятельностью часто не сформирован или значительно нарушен, причем наиболее страдает контроль, связанный с анализом условий задания.  В основном контроль возможен при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.

Особенности внимания детей с ОНР проявляются в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски знаков преобладают над другими видами ошибок. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» но всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений. 

Характерная особенность внимания детей с ОНР – отвлекаемость, под воздействием ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых.

            Г.Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, в результате исследования зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями речи получены данные о недостаточной сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, 1991).

Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с ОНР воспринимают образ предмета в усложненных условиях с трудностями: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности ответов, появляются ошибки опознания, число которых увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
При решении поставленной задачи дети с ОНР чаще пользуются простыми формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону. Дети с ОНР нередко при примеривании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.

Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития запоминания и узнавания букв: они с трудом дифференцируют написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

У дошкольников с ОНР проявляются ошибки в зрительном узнавании предметов.  Трудность наблюдалась в сложных случаях в ситуациях наложения, зашумления, а также при исследовании буквенного гнозиса. При составлении рассказа по цепи сюжетных картин дети с ОНР больше времени тратили на разложение картинок в нужном порядке, не могли выявить временные, причинно-следственные связи, не понимали смысла сюжета, не смогли составить полноценный рассказ.

Таким образом, нарушения зрительной сферы у детей с ОНР проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. 

И для того, чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на определенном предмете или задании предлагается выполнить следующие упражнения:

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

6. Узнать предмет по контурному изображению.

7. Найти различия в двух предметных картинках.

8. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

9. Узнать зашумленные предметы.

10. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

11. Найти одинаковые предметы, объекты.

12. Назвать недорисованные изображения предметов.

13. Определить, что неправильно нарисовал художник.

14. Определить, что забыл нарисовать художник.

15. Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

16. Найти спрятанные в рисунках предметы.

17. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

18. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

19. «Лабиринты».

Также нарушение слухового внимания мешает дошкольникам овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у наших детей снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем.

Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому мы уделяем большое значение развитию фонематического слуха.

 В этой работе выделяются следующие этапы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  3. различение слов, близких по своему звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие навыков элементарного звукового анализа.

Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонацией и средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание. 

Игры, которые помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:

Игра с пластилином

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. По просите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется, «ниткография».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Развиваем тактильные ощущения

Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже не много читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.

Рисуем буквы в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, ф, Х, Ш.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола.

Вот некоторые игры для развития слуховой памяти:

«Будь внимателен»

Правила игры: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно. Во время ходьбы ведущий дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

 «Запомни, повтори»

Правила игры: Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Способствование развитию внимания, памяти, мышлению, речи детей, подвижности и гибкости кистей рук. 

Дидактическая игра: «Что звучит»

Логопед поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда учитель убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убираются за ширму. Логопед повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». 

Оборудование: барабан, бубен, дудочка, флажки.

Игра «Топни-хлопни».

Задание для детей: «Послушай внимательно слова, если ты услышишь слово, которое подходит к теме «Транспорт» - хлопни в ладоши и обрадуйся, если это ненужное слово, рассердись и топни ногой».

Логопедические игры-лото

Ход игры: найти положение заданного звука в слове.

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте при использовании различных игровых технологий позволяет избежать появления или минимизировать проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения, что позволит младшему школьнику быть более успешным при обучении грамоте.

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать дифференцированно, учитывая психические и физиологические особенности и индивидуальные возможности детей на групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми. В дальнейшем задания и упражнения усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, увеличивается темп выполнения заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_detey_s_narusheniyami_rechi.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Полноценная речь - необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к нарушениям в развитии личности.

Внимание-это особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Внимание детей с нарушениями речи отличается рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске разных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.

Имеются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от раздражителя (зрительный или слуховой): детям с нарушением речи намного труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Контроль за собственной деятельностью часто не сформирован или значительно нарушен, причем наиболее страдает контроль, связанный с анализом условий задания.  В основном контроль возможен при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.

Особенности внимания детей с ОНР проявляются в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски знаков преобладают над другими видами ошибок. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» но всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений. 

Характерная особенность внимания детей с ОНР – отвлекаемость, под воздействием ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых.

         Г.Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, в результате исследования зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями речи получены данные о недостаточной сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, 1991).

Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с ОНР воспринимают образ предмета в усложненных условиях с трудностями: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности ответов, появляются ошибки опознания, число которых увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
При решении поставленной задачи дети с ОНР чаще пользуются простыми формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону. Дети с ОНР нередко при примеривании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.

Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития запоминания и узнавания букв: они с трудом дифференцируют написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

У дошкольников с ОНР проявляются ошибки в зрительном узнавании предметов.  Трудность наблюдалась в сложных случаях в ситуациях наложения, зашумления, а также при исследовании буквенного гнозиса. При составлении рассказа по цепи сюжетных картин дети с ОНР больше времени тратили на разложение картинок в нужном порядке, не могли выявить временные, причинно-следственные связи, не понимали смысла сюжета, не смогли составить полноценный рассказ.

Таким образом, нарушения зрительной сферы у детей с ОНР проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. 

И для того, чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на определенном предмете или задании предлагается выполнить следующие упражнения:

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

6. Узнать предмет по контурному изображению.

7. Найти различия в двух предметных картинках.

8. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

9. Узнать зашумленные предметы.

10. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

11. Найти одинаковые предметы, объекты.

12. Назвать недорисованные изображения предметов.

13. Определить, что неправильно нарисовал художник.

14. Определить, что забыл нарисовать художник.

15. Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

16. Найти спрятанные в рисунках предметы.

17. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

18. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

19. «Лабиринты».

Также нарушение слухового внимания мешает дошкольникам овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у наших детей снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем.

Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому мы уделяем большое значение развитию фонематического слуха.

 В этой работе выделяются следующие этапы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  3. различение слов, близких по своему звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие навыков элементарного звукового анализа.

Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонацией и средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание. 

Игры, которые помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:

Игра с пластилином

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. По просите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется, «ниткография».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Развиваем тактильные ощущения

Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже не много читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.

Рисуем буквы в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, ф, Х, Ш.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола.

Вот некоторые игры для развития слуховой памяти:

«Будь внимателен»

Правила игры: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно. Во время ходьбы ведущий дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

 «Запомни, повтори»

Правила игры: Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Способствование развитию внимания, памяти, мышлению, речи детей, подвижности и гибкости кистей рук. 

Дидактическая игра: «Что звучит»

Логопед поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда учитель убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убираются за ширму. Логопед повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». 

Оборудование: барабан, бубен, дудочка, флажки.

Игра «Топни-хлопни».

Задание для детей: «Послушай внимательно слова, если ты услышишь слово, которое подходит к теме «Транспорт» - хлопни в ладоши и обрадуйся, если это ненужное слово, рассердись и топни ногой».

Логопедические игры-лото

Ход игры: найти положение заданного звука в слове.

Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте при использовании различных игровых технологий позволяет избежать появления или минимизировать проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения, что позволит младшему школьнику быть более успешным при обучении грамоте.

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать дифференцированно, учитывая психические и физиологические особенности и индивидуальные возможности детей на групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми. В дальнейшем задания и упражнения усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, увеличивается темп выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....

Развитие внимания у детей с нарушениями речи

В данной статье рассказывается о видах внимания,о тех проблемах,которые существуют у детей с нарушениями речи,а также пути коррекции....

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Консультация "Игры на развитие внимания для детей с нарушением слуха"

В консультации представлены игры на развитие внимания для детей с нарушением слуха. Материал будет полезен и педагогам, и родителям....

Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи

Развитие слухового и зрительного внимания у детей с нарушениями речи...