«Влияние музыки на развитие речи в группах компенсирующей направленности»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Чипизубова Оксана Николаевна

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи. Речевая патология даёт себя знать при поступлении в школу. Такие дети попадают в разряд неуспевающих, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития речи.  Исходя из особенностей детей, в группах корректирующей направленности нашего учреждения, строится работа по решению коррекционных задач и общих задач музыкального воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

городского округа Павловский Посад Московской области

(дошкольное отделение)

«Влияние музыки на развитие речи в группах

компенсирующей направленности»

Сообщение на педсовете «О работе групп компенсирующей направленности» от 29.09.2022 г.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Чипизубова Оксана Николаевна,

высшая квалификационная категория

2022 год

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи. Речевая патология даёт себя знать при поступлении в школу. Такие дети попадают в разряд неуспевающих, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития речи.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Исходя из особенностей детей, в группах корректирующей направленности нашего учреждения, строится работа по решению коррекционных задач и общих задач музыкального воспитания.

Особенности деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи:

Для детей с диагнозом общее недоразвитие речи, когда нарушена слоговая структура речи, ее темп, ритм и плавность, занятия строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Так как в начале учебного года дети говорят, а не поют, плохо запоминают тексты, названия песен, движения не согласовывают с музыкой, пением, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

У детей, имеющих диагноз дизартрия, нарушено звукопроизношение, «смазана речь», присутствуют замены, пропуски звуков, страдает темп, выразительность. Необходимо воспитывать и развивать у дошкольников способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

В работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушено логическое ударение и восприятие музыки разной тональности, темпа. Необходимо воспитание у детей способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. воспитание умения проявлять свои художественно-творческие способности.

В работе с заикающимися детьми важно развивать мимику лица, чувство самостоятельности, активность; сочетать пение с тактированием; использовать больше медленного темпа и плавных движений.

Виды музыкальной деятельности, используемые в работе с такими детьми,  традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество.

Восприятие музыки - обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа. Стимулируются использование детьми развернутых, глубоких, оригинальных суждений. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

Пение - давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся детей и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями хорошо себя зарекомендовали  упражнения – распевки. Это пение несложных мелодий на гласный звук, затем транспонирование мелодии и смена гласного звука. Например, попевки «У кота - воркота», «Василек» и другие.

Развитие речи во время пения на музыкальных занятиях связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, танцы, игры. С помощью координационно-подвижных и пальчиковых игр, ритмо - речевых фонематических упражнений, в интересной  и непринужденной форме решаются стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Логоритмика - направлена на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Исполнительство. Обучение детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:

    - развитие внимания и памяти;

    - развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);

    - развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);

     - развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);

     - развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа: «На каком инструменте я играю?»,  «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;

    - развитие координации пения с движением пальцев рук («неозвученное пианино»);

    - развитие музыкально-ритмического чувства.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Особенно хочется отметить необходимость взаимосвязи в работе музыкального руководителя с воспитателями, которые больше всего общаются с детьми. Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) мы работаем над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – первый помощник при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное - при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.

Литература.

1. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. Рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей, 1994.

2. Соколова, Е. А. Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 157-158.

3. https://chipizubova-ppds45.edumsko.ru/documents/doc/1686545 

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/12/18/muzykalnoe-vospitanie-v-spetsializirovannyh-gruppah-dou 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на развитие речи детей

Развитие речи детей с помощью различных видов музыкальной деятельности...

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие речи детей"

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...

Влияние музыки на развитие речи дошкольников

Статья в рамках работы по консультированию родителей и педагогов...

Влияние музыки на развитие речи дошкольников

(панорама опыта работы)Выступление на педагогическом совете...

Презентация "Влияние музыки на развитие речи дошкольника"

Презентация "Влияние музыки на развитие речи дошкольника"...

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие речи дошкольников»

Материал будет интересен родителям воспитанников, начиная с самого раннего возраста...

Педсовет. Доклад "Влияние музыки на развитие речи дошкольников"

Доклад "Влияние музыки на развитие речи дошкольников"...