Особенности обучающихся с задержкой психического развития
презентация по коррекционной педагогике

При задержке психического развития  (ЗПР) отмечается недостаточность функций центральной нервной системы, что приводит к более позднему формированию познавательных процессов, моторики и речи... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deti_s_zpr.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обучающихся с задержкой психического развития Работу выполнила: учитель-логопед Родионова И.Г.

Слайд 2

При задержке психического развития (ЗПР) отмечается недостаточность функций центральной нервной системы, что приводит к более позднему формированию познавательных процессов, моторики и речи. В поведении и эмоциях у детей с ЗПР проявляются черты, характерные для более младшего возраста. В этих случаях принято говорить о «незрелости» ребенка, которая в младшем школьном возрасте выражается в нестабильных эмоциях, неспособности к волевому усилию, трудностях регулирования своего поведения при соблюдении правил и норм, преобладании игровых интересов над учебными, невозможности организации учебной работы без контроля со стороны взрослого.

Слайд 3

Дети с ЗПР быстро истощаются, теряют интерес к работе. Они быстро устают при умственной нагрузке. При наступлении утомления не могут сосредоточено работать, могут проявлять излишнее двигательное беспокойство. Работоспособность ребенка с ЗПР неустойчивая, при этом, на пике – дети сосредоточены и продуктивны, на спаде – допускают много ошибок, с трудом осмысливают учебный материал. Темп деятельности чаще пониженный, им требуется дополнительное время при ответе, для восприятия и переработки информации, выполнения задания.

Слайд 4

Важная для школьного обучения функция регуляции собственных действий и поведения оказывается у детей с ЗПР также недостаточной. Они импульсивны, совершают действие не подумав, не замечают ошибок, даже если полученный результат не сходится с образцом. Школьникам трудно спланировать свою деятельность, придерживаться плана последовательных действий, они отвлекаются, переключаются на внешние раздражители, теряют ход выполнения задания, его цель. Интерес к заданию быстро угасает, особенно когда возникают трудности. Они проявляют низкую способность к волевому усилию, не стремятся преодолевать затруднения. Им также часто трудно сдерживать эмоции, соблюдать правила и школьные требования дисциплины без напоминания.

Слайд 5

Затрудняют процесс обучения у детей с ЗПР особенности мотивационной сферы. У них долгое время не формируются учебные мотивы, преобладают игровые интересы. Они редко проявляют познавательный интерес, не стремятся улучшить свой результат и осмыслить задание, понять причины ошибок. Снижение познавательной активности приводит к тому, что ребенок мало любознателен, не стремится узнать новое.

Слайд 6

Познавательная деятельность детей с ЗПР У детей с ЗПР внимание неустойчивое, быстро отвлекаемое, дети часто не могут сосредоточиться, если есть внешние раздражители. Школьники не могут удерживать в поле внимания несколько объектов одновременно, что указывает на снижение его объема. Также они затрудняются распределять свое внимание и переключать его. Восприятие детей недостаточно и не обеспечивает полноту информации. Оно характеризуется фрагментарностью, отсутствием целостности. Школьники могут затрудняться в распознавании предмета, который расположен в непривычном ракурсе, могут не узнать предмет по его части им нужно более длительное время для восприятия и переработки информации, построения целостного образа. Недостатки в восприятии приводят к тому, что школьник может не замечать часть из того, что демонстрирует ему учитель, фрагментарно воспринимать окружающий мир, не иметь целостности представлений и образов.

Слайд 7

У детей с ЗПР отмечаются недостатки как в непроизвольном запоминании, так и в произвольной памяти (то, что выполняется намеренно и с усилием). Обучающиеся слабо запоминают материал, нуждаются в многократном его повторении и закреплении. Отмечается неточность его сохранения и воспроизведения. Школьники могут привносить другие слова или придумывать что-то от себя, когда их просят повторить или рассказать, что они запоминали. При этом они могут назвать всего несколько запомнившихся слов и считают задачу выполненной, не стремятся припомнить больше. Слабая способность к сохранению информации может быть связана с трудностью осознания того, что значит запомнить. Они часто самостоятельно не используют приемы заучивания, например, проговаривание вслух, повторное осмысленное повторение и др. Продуктивность запоминания может снижаться по причине недостаточно устойчивого внимания, из-за того, что дети часто отвлекаются во время заучивания. Особенностью памяти является то, что наглядно подкрепленный материал они запоминают гораздо лучше, чем тот же по содержанию в словесной форме.

Слайд 8

Наиболее затрудняет процесс обучения детей с ЗПР это специфичное развитие их мыслительной деятельности. Мышление детей более конкретно, чем у сверстников, им трудно обобщать, понимать скрытый смысл сюжета, текста, пословиц и поговорок. При анализе объекта они не могут выделить все признаки, часто не обращают внимание на малозаметные, но существенные детали. Поэтому приходят к неверному выводу. Также бывает сложно проводить синтез объекта, осмысливать его целостность. Трудности аналитико-синтетической деятельности затрудняют установление причинно-следственных связей. Школьники не всегда правильно могут определить последовательность событий, затрудняются назвать причину природного явления или его следствие и т.д

Слайд 9

Существенные затруднения возникают при обобщении. У них долгое время остается недостаточным словарь обобщающих понятий, им сложно увидеть закономерность в частных случаях одного явления и обобщить информацию, сделать правильный вывод. Операции сравнения и классификация затруднены по причине сложности выделения существенных признаков предмета для проведения сопоставления или группировки, бывает сложно самостоятельно найти основание для группировки, а в ее процессе они могут «соскользнуть» и заменить его. Следует отметить, что все эти особенности наиболее выражено проявляются на словесно-логическом материале. Наглядно-образный и наглядно-действенный планы мышления более приближены к показателям нормы. Поэтому дети с ЗПР значительно продуктивнее выполняют задания, если они визуализируются или подкрепляются действием.

Слайд 10

Развитие мелкой моторики. У детей с ЗПР как правило нет нарушений в общем моторном развитии. Вместе с тем для моторики характерна недостаточная скоординированность движений и прочность межанализаторных связей. Отмечается также замедленность становления моторных функций мелкой моторики, что негативно сказывается на формирование навыка письма, затрудняет графо-моторные функции.

Слайд 11

Речевое развитие. Оно тесно связано с мышлением, поэтому имеющиеся нарушения в речевом развитии относят к категории системного недоразвития речи. Недостатки речевого развития проявляются в разной степени: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематического слуха, обедненность фразовой речи и словарного запаса, присутствие в речи грамматических ошибок на согласование, неточное употребление слов.

Слайд 12

Школьникам с ЗПР также сложно пересказать прочитанный или прослушанный текст своими словами, построить собственное речевое высказывание. В речи они используют упрощенные предложения. Определенные затруднения испытывают школьники, когда их просят дать словесный отчет о совершаемом действии. Они не могут сформулировать мысль, сделать вывод, словесно обобщить выполняемые действия. Дефициты устной речи сказываются на формировании навыков письма и чтения. На письме ребенку бывает сложно сопоставить звук с образом буквы и запомнить графему, провести звуковой анализ слова (правильно выделить последовательность звуков) и записать его, дети часто допускают ошибки на пропуски букв, заменяют буквы, пишут слитно слова. При чтении дети с ЗПР трудно переходят на слогослияние и чтение целыми словами, читают по догадке, заменяют слова. Значительные трудности связаны с пониманием прочитанного.

Слайд 13

Коммуникативные навыки. Дети с ЗПР в целом активны в общении, легко вступают в контакт, стремятся найти друзей. Вместе с тем общение характеризуется недостаточной гибкостью, ему бывает трудно принять позицию собеседника, уступить, при этом дети часто ориентированы на себя и свои желания. Коммуникативные средства, такие как умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, понимать состояние собеседника по жестам и мимике и др., сформированы не в полном объеме. Дети с ЗПР часто решают спор конфликтом, не могут концентрировать внимание на партнере по общению, учитывать и уважать мнение собеседника. Они редко используют навыки конструктивного общения, затрудняются в коллективном сотрудничестве.

Слайд 14

Категория школьников с задержкой психического развития признается специалистами самой неоднородной. Есть дети, трудности в обучении у которых легко преодолимы при специальной организации помощи, но нередко встречаются и выраженные варианты нарушений развития. При этом все дети с ЗПР имеют характерные особенности, которые необходимо учитывать при обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет

Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет...

«Особенности физического и психического развития детей 5 года жизни».

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей....

" Особенности детей задержкой психического развития. Возможные пути коррекции"

Цель работы: изучить особенности детей с ЗПРЗадачи:1. Провести обзор литературы по проблеме ЗПР2. Рассмотреть психические и физические особенности детей с ЗПР3.Изучить проблему обучения и воспитания д...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности речевого и психического развития дошкольников с моторной алалией

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии...

Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей

Особенности речевого и психического развития  развития умственно отсталых детей...