Дидактическая система Фридриха Фребеля - взгляд из прошлого в будущее
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дидактическая система Фридриха Фребеля - взгляд из прошлого в будущее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzglyad_iz_proshlogo_v_budushchee.docx | 183.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая система Фридриха Фребеля -
взгляд из прошлого в будущее
В 2017 году МАДОУ «Детский сад № 267» присвоен статус Федеральной инновационной площадки по апробации и внедрению парциальной модульной программы «STEM - образования детей дошкольного и младшего школьного возраста». Много сделано за это время. Полностью реализована дорожная карта: приобретено оборудование по всем направлениям программы, педагоги прошли специальное обучение, вебинары, семинары, выездные семинары, обмен опытом с другими регионами. Это всё - средства и методы реализации STEM-образования, а самое главное - результат деятельности.
Что можно считать результатом? Новые знания и компетенции детей и педагогов? 2021 год является завершающим для данного инновационного проекта, поэтому перед нами встал вопрос рефлексии. Цель данной парциальной модульной образовательной программы «Stem-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» - развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования. Все участники образовательного процесса - педагоги, дети и родители, поучили уникальную возможность погрузиться в необычайно интересный, познавательный мир STEM.
Основой STEM-образования является дидактическая система Фридриха Фребеля, в силу своей универсальности она выступает пропедевтикой более сложных современных модулей STEM-образования в детском саду. Именно этот модуль программы нам представился наиболее интересным, необычным взглядом из прошлого в будущее.
Как итог работы с классическим набором «Даров Фребеля», а также модифицированной его версией нами разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей. Несомненно, деревянные фигуры внешне проигрывают ярким модулям LEGO, однако именно начиная работу с даров, мы убедились в эффективности применения данного дидактического материала для познавательного развития детей дошкольного возраста. Так как философия системы Фребеля строится не только на развитии каких-то отдельных структур или функций, но развивает ребенка как целостную личность с самых первых дней. Важно отметить, что здесь учитывается и вся система взаимодействия ребенка со средой, в том числе и со взрослыми. На этом принципе выстроены действия с мягкими мячиками, где идет развитие не только малыша, но и взрослого, который учится параллельно.
Работая с Фребелевским материалом, мы видим, что развивающая среда - это не только сам материал, но и взрослые, которые выступают в играх Фребеля как обучающий и обучающийся. Это попытка раз вернуть взрослого лицом к ребенку, стать ему партнером, который не только учит, но и учится. Потешки, песенки, активные игры, эксперименты с фигурами, конструирование - все это включает взрослого в «свою» игру, на которой учится ребенок, обучение «на примере» во много раз эффективнее показательного. Сам же взрослый не занимается воспитанием как обязанностью, а воспитывает естественным для себя и ребенка способом, что позволяет избежать дополнительных стрессов, связанных с темой «правильного воспитания», что тоже не маловажно.
Особенно интересно сложилось взаимодействие с родителями воспитанников при реализации Фребелевского модуля программы. При проведении презентации и демонстрации дидактических материалов их удивил и насторожил внешне простой вид деревянных фигур, «обычных мягких шариков». Смогут ли заинтересовать современного ребенка данные пособия? Однако первые же практические занятия развеяли все сомнения и позволили сделать маленькие открытия: цветные шари- ки-это звуки, вкусы, а фигуры при вращении превращаются совсем в другие предметы. Познакомившись с биографией Ф. Фребеля и историей создания «Даров», все ощутили связь времен-прошлого и будущего. Теперь ни для кого не удивительно, что при помощи старинных дидактических материалов можно заложить основы инженерного мышления современных детей.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что при использовании дидактической системы Ф.Фребеля мы подготавливаем ребенка к следующему этапу развития, когда он готов к многоуровневым алгоритмам и сложным понятиям, с которыми встретится на следующих этапах образования. А педагоги и родители получили бесценный опыт и прикоснулись к дидактическим материалам со 100-летней историей, которые эффективны и сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая система Фридриха Фребеля.
Дидактическая системаФридриха Фребеля....
Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ
. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...
Семинар-практикум для воспитателей "Дидактическая система Фридриха Фребеля"
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»
В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образо...
Семинар-практикум "Дидактическая система Фридриха Фребеля".
Показать педагогам дидактическую систему Фребеля,игры и упражнения....
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....
Дидактическая система Фридриха Фребеля
Дары Фребеля способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.Создают условия для организации, как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной, игро...