Советы учителя-дефектолога: «Как разговаривать с неговорящим ребенком»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Щемелёва Наталья Николаевна
  1. Всегда используйте личные местоимения, обращаясь к ребенку и говоря о себе: «Ты улыбаешься, я очень рада». «Ты ел суп, это здорово!» Постарайтесь не использовать «Миша съел суп, мама очень рада». Как будто речь идет о другой маме и другом малыше. Очень важно формировать понимание речи и осознание себя: есть я, есть другой и именно тут крайне важно использование местоимений.
  2. Для осознания образа «Я», важно, чтобы ребенок прочувствовал это на теле. Задавая вопрос: «Кто молодец?», помогайте формировать ответ у ребенка: «Я молодец!», и прилагайте руку ребенка к его груди, что бы он понимал на теле, о чем вы говорите.  
  3. Задавайте вопросы, подразумевающие ответ «Да»: ребенок тянется к яблоку, показывает на него пальцем и что-то говорит на своем. Опуститесь на уровень глаз ребенка, посмотрите на него и спросите: ты хочешь яблоко? Выдержите паузу и помогите ему ответить, показав пример: «Да, хочу» И только после этого давайте яблоко.
  4. Дайте ребенку выразить свои желания: не предугадывайте его потребности, если ребенок мокрый, не стремитесь тут де переодеть его, дайте ему время осознать, что ему некомфортно, подойти к вам и только после этого задайте вопрос с ответом «да»: тебе мокро, ты хочешь, чтобы я помогла тебе переодеться?». Выдержите паузу и ответь за ребенка «Да».
  5. Чаще задавайте вопросы ребенку: «Ой кто это бежит перед нами? Вместо «Смотри, перед нами собачка». И обязательно отвечайте потом. Только дайте время ребенку подумать и ответить. Помогите ему, сказав первую часть слова.
  6. Всегда предоставляйте ребенку выбор, побуждая к ответу «Это»; что ты наденешь: это или это? Дайте малышу возможность показать на понравившуюся вещь и сказать «Это». Повторите и при нем это слово пару раз.
  7. Чаще задавайте вопрос «Кто?». Ребенок принес рисунок вам, а вы спрашиваете: «Кто так красиво нарисовал?» Помогаете ему произнести ответ: «Я».
  8. Сделайте семейный фотоальбом и рассматривайте фотографии членов семьи, задавайте вопрос: «Кто это? Папа. А это кто? Это ты».
  9. Рассказывайте или читайте ему любимое стихотворение несколько раз, а через несколько дней делайте паузу перед последним словом в строчке, давая ему возможность закончить строчку.
  10. В присутствии ребенка разговаривайте с другими людьми о нем так как будто он полноценный участник диалога, если задают вопрос о ребенке, а он находится рядом, то обратитесь к малышу: «Миша, тетя Аня задала вопрос о тебе, и сейчас мы будем говорить о тебе».
  11. Если ребенок отказывается от чего-то. Остановитесь, поймайте взгляд ребенка и скажите ему: «Ты не хочешь?» Выдержите паузу и вместе с ним ответьте: «Нет». Подключите жест мотания головой из стороны в сторону. Это поможет ребенку почувствовать, что его желания важны и его слышат. И вы дадите ему пример выражения своего несогласия с ситуацией вербально, а не истериками и криком.

 

И всегда, всегда! Очень радуйтесь если ребенок отреагирует, скажет хоть что-то! Он вступил в общение с Вами! Это здорово!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Буклет745.9 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ДАЮТСЯ ПРОСТЫЕ,НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМАМИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С  ЗПР...

Советы учителя-дефектолога.

В статье представлены советовы дефектолога как приучить ребенка носить очки, ухаживать за очками, подбирать для ребенка игровой материал....

Советы учителя-дефектолога

Семья , как развивающая среда....

Советы учителя-дефектолога

Развитие мелкой моторики в домашних условиях...

"Советы учителя-дефектолога"

Как обучать ребенка в быту?Как проводить занятия за столом в домашних условиях?Как сделать занятия привлекательным для ребенка?...

Советы учителя – дефектолога Желтовой Е.Г.: 9 причин забрать у ребенка планшет

Огромный поток информации, порой лишней и вредной, делает даже взрослого человека беспокойным. Что же тогда говорить о детях, которые еще менее стойкие к различным волнениям. Кто-то что-то сказал в со...