СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА
статья на тему

Суравнева Марина Анатольевна

 В ЭТОЙ СТАТЬЕ ДАЮТСЯ ПРОСТЫЕ,НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,КОТОРЫЕ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМАМИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С  ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА

  Многие  родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог.

  А родителям детей ,с задержкой психического  развития, приходится  тесно сталкиваться с наукой дефектологией и знакомиться со специалистами этой области.

  Педагог-дефектолог  - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи и развитием умственных способностей у детей.

  В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.

Советы дефектолога родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!  

Конспект  НОД       Область «Познание»,  в старшей группе   детей с ЗПР

                                                                                  Учитель -дефектолог -  Суравнева М.А.

Тема: Вода. Свойства воды

Задачи:

  1. Продолжать расширять представления детей об объекте неживой природы – воде и ее свойствах в процессе опытов. Закрепить знания о том, кому нужна вода и как человек ее использует в своей жизни.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, обоняние, вкусовую чувствительность через опытническую деятельность; мыслительные процессы через решение проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать у детей положительное отношение к наблюдениям; бережное отношение к использованию воды.

Словарная работа:

Названия свойств воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная. Активизировать в речи детей произношение глаголов: льется, журчит; антонимов: пустой-полный, сухой-мокрый, теплый-холодный, чистый-грязный.

Оборудование:

Пять прозрачных стаканов с водой, детское ведерко, клеенка, мягкие тряпочки, чашки с кипяченой водой по количеству детей, камушки, маленькие ложки, цветная гуашь, сахар, лимон, таз с холодной водой, чайник с горячей водой

Ход НОД

1.Орг.момент.

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня пришли к нам, они хотят посмотреть, как вы умеете заниматься. Давайте поздороваемся с гостями.

- Ребята, хотите узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься? (Да)

- Тогда отгадайте загадку:

«Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реке бежит, шумит»

- Что это? (Вода)- Сегодня, ребята, мы вместе в вами будем наблюдать за водой, поиграем с ней и проведем интересные опыты.

2.Основная часть.

- Сегодня, ребята, мы вместе в вами будем наблюдать за водой, поиграем с ней и проведем интересные опыты.(Предлагаю детям сесть за стол)

- Ребята, я думаю, что вы хорошо знакомы с водой.

- Где вы видели воду?- Правильно, ребята. Вы не раз ходили по лужам, гуляли под дождем, пускали кораблики в ручье, купались в озере. В помещении вы видели, как вода течет из крана.

- А теперь подумайте и скажите, кому нужна вода?

- Правильно, молодцы! А нам в детском саду нужна вода? Для чего?

- Если перестать поливать растения, что с ними произойдет?

- Да, ребята, без воды все живое на Земле погибнет. Вода нам необходима и ее нужно беречь и разумно использовать. Человек без пищи может прожить много дней, а без воды нет. Кажется, что воды на Земле много и на всех хватит, но в нашем городе и в других городах живет много людей и чтобы воды на всех хватило, мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а в раковину выливаем грязную воду. И много людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.- Что можно сделать для того, чтобы меньше тратить воды? - Люди даже придумали пословицу о воде:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»    - Давайте вместе повторим пословицу

(Ставлю перед каждым ребенком стакан с водой)- Ребята, посмотрите и скажите, что в ваших стаканах? (Вода)

- А теперь рассмотрите воду и скажите, какая она? (бесцветная, прозрачная, сквозь нее все видно)

- Закройте глаза.   (Бросаю в каждый стакан по камешку).

- А сейчас откройте глаза, посмотрите в свои стаканы и скажите, что вы в них видите? (Камешки)

- Почему камешки видны в воде? (Потому что вода прозрачная) - Повторите вместе.

- А сейчас начнется «волшебство».   (Добавляю в один стакан красную гуашь)

- Какого цвета сала вода? (Красная)

- Посмотрите внимательно, виден ли теперь камушек в воде? (Нет)

- Почему? (Вода стала непрозрачная)

- Правильно, подкрашенная вода непрозрачна.

- Ваня, какого цвета у тебя в стакане вода? (Бесцветная) - Повторите вместе.

- Правильно, вода прозрачна и бесцветна. Она становится непрозрачной и приобретает цвет, когда в нее добавляют краску.

- Ваня, чтобы вода в твоем стакане стала зеленой, какую краску надо добавить? (Зеленую)

- А ты, Света, какого цвета хочешь получить воду?

- Посмотрите, ребята, какая разноцветная у вас получилась вода. Можно такую воду пить? (Нет)

- А какую воду можно пить? (Чистую, прозрачную) (Убираю стаканы с окрашенной водой)

(Даю детям налитую в чашки кипяченую воду и предлагаю ее попробовать)

- Ребята, имеет ли вода вкус? (Нет)

- Какая вода? (Безвкусная)

- Повторите вместе.

(Растворяю в воде сахар и предлагаю детям попробовать)

- Какая теперь вода на вкус?

- Правильно, вода сама по себе безвкусная, она приобретает вкус от того, что в нее добавляют.

- Ребята, понюхайте, чем пахнет вода в ваших чашках?

- А теперь я каждому в чашку добавлю сок лимона (Выдавливаю сок из половины лимона)

- Понюхайте, вода пахнет? (Да)

- Чем пахнет вода?

- Если в воду ничего не добавлять, она будет иметь запах? (Нет)

- Правильно, вода не имеет запаха.

- Чтобы вода стала с запахом апельсина, что надо сделать? (Добавить сок апельсина)

- Каждому из вас я наливала воду очень осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь, Егор, вылей свою воду в это ведерко также медленно и аккуратно.

- Ребята, что делает Егор? (Выливает воду)

- Что делает вода? (Льется)  - Повторите вместе.

- Теперь ты, Вика, вылей свою воду в ведерко.

- Ребята, послушайте, как звучит вода? (Она журчит) - Повторите вместе.

- Давайте еще посмотрим, как вода льется и послушаем, как она журчит.

- Ребята, ведро было пустое, а теперь? (Полное)

- Ваши чашки были полные, а теперь? (Пустые)  («Случайно» проливаю воду на стол)

- Ой, ребята, что я сделала? (Пролила воду)

- Почему вода легко проливается? (Потому что вода жидкая) - Повторите вместе.

- Посмотрите, на столе образовалась лужица. Стол был сухой, а стал? (Мокрый)

- Что надо сделать, чтобы стол снова стал сухой? (Его надо вытереть)

- Возьмите мягкие тряпочки и попробуйте вытереть стол.

- Что произошло с тряпкой?  (Она была сухая, а стала – мокрая)

- Куда исчезла вода?  (Она впиталась в ткань)

- Правильно, вода легко впитывается в ткань. Давайте тряпки выжмем над ведром, а потом высушим.

(Ставлю перед детьми таз с холодной водой)

- Ребята, потрогайте воду, какая она на ощупь? (Холодная) - Повторите все вместе.

- Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (Добавить горячей)

(Добавляю из чайника горячую воду)

- Потрогайте воду. Какая она стала? (Теплая) - Повторите все вместе.

- А горячей вода может быть? (Да)

- Потрогайте чайник, какая в нем вода?

- Какой может быть вода? (Холодная, теплая, горячая)

- Ребята, посмотрите в тазу вода чистая или грязная? (Чистая) - Повторите все вместе.

- Если мы в этой воде после прогулки помоем руки, какой станет вода? (Грязная)

- А руки? (Чистыми)

- Правильно, ребята, вода помощник человека – она смывает грязь, делает руки чистыми.

- Ребята, зачем мы с вами наблюдали сегодня? (За водой)

- Что вы запомнили, какая вода?

Этапы НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Орг.момент

Загадка о воде

2.Основная часть

Сообщение темы и цели занятия

Беседа о воде

Пословица о воде

Наблюдение за водой и выявление ее свойств в процессе опытов

1) Вода прозрачная, бесцветная

2)Вода не имеет вкуса (безвкусная)

3)Вода не имеет запаха

4)Вода льется, журчит; она жидкая, легко впитывается

5)Вода может быть холодной, теплой и горячей, чистой и грязной

3.Итог наблюдения

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня пришли к нам, они хотят посмотреть, как вы умеете заниматься. Давайте поздороваемся с гостями.

- Ребята, хотите узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься? (Да)

- Тогда отгадайте загадку:

«Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реке бежит, шумит»

- Что это? (Вода)

- Сегодня, ребята, мы вместе в вами будем наблюдать за водой, поиграем с ней и проведем интересные опыты.

(Предлагаю детям сесть за стол)

- Ребята, я думаю, что вы хорошо знакомы с водой.

- Где вы видели воду?

- Правильно, ребята. Вы не раз ходили по лужам, гуляли под дождем, пускали кораблики в ручье, купались в озере. В помещении вы видели, как вода течет из крана.

- А теперь подумайте и скажите, кому нужна вода?

- Правильно, молодцы! А нам в детском саду нужна вода? Для чего?

- Если перестать поливать растения, что с ними произойдет?

- Да, ребята, без воды все живое на Земле погибнет. Вода нам необходима и ее нужно беречь и разумно использовать. Человек без пищи может прожить много дней, а без воды нет. Кажется, что воды на Земле много и на всех хватит, но в нашем городе и в других городах живет много людей и чтобы воды на всех хватило, мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а в раковину выливаем грязную воду. И много людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.

- Что можно сделать для того, чтобы меньше тратить воды?

- Люди даже придумали пословицу о воде:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»

- Давайте вместе повторим пословицу

(Ставлю перед каждым ребенком стакан с водой)

- Ребята, посмотрите и скажите, что в ваших стаканах? (Вода)

- А теперь рассмотрите воду и скажите, какая она? (бесцветная, прозрачная, сквозь нее все видно)

- Закройте глаза.

(Бросаю в каждый стакан по камешку).

- А сейчас откройте глаза, посмотрите в свои стаканы и скажите, что вы в них видите? (Камешки)

- Почему камешки видны в воде? (Потому что вода прозрачная)

- Повторите вместе.

- А сейчас начнется «волшебство».

(Добавляю в один стакан красную гуашь)

- Какого цвета сала вода? (Красная)

- Посмотрите внимательно, виден ли теперь камушек в воде? (Нет)

- Почему? (Вода стала непрозрачная)

- Правильно, подкрашенная вода непрозрачна.

- Ваня, какого цвета у тебя в стакане вода? (Бесцветная)

- Повторите вместе.

- Правильно, вода прозрачна и бесцветна. Она становится непрозрачной и приобретает цвет, когда в нее добавляют краску.

- Ваня, чтобы вода в твоем стакане стала зеленой, какую краску надо добавить? (Зеленую)

- А ты, Света, какого цвета хочешь получить воду?

- Посмотрите, ребята, какая разноцветная у вас получилась вода. Можно такую воду пить? (Нет)

- А какую воду можно пить? (Чистую, прозрачную)

(Убираю стаканы с окрашенной водой)

(Даю детям налитую в чашки кипяченую воду и предлагаю ее попробовать)

- Ребята, имеет ли вода вкус? (Нет)

- Какая вода? (Безвкусная)

- Повторите вместе.

(Растворяю в воде сахар и предлагаю детям попробовать)

- Какая теперь вода на вкус?

- Правильно, вода сама по себе безвкусная, она приобретает вкус от того, что в нее добавляют.

- Ребята, понюхайте, чем пахнет вода в ваших чашках?

- А теперь я каждому в чашку добавлю сок лимона

(Выдавливаю сок из половины лимона)

- Понюхайте, вода пахнет? (Да)

- Чем пахнет вода?

- Если в воду ничего не добавлять, она будет иметь запах? (Нет)

- Правильно, вода не имеет запаха.

- Чтобы вода стала с запахом апельсина, что надо сделать? (Добавить сок апельсина)

- Каждому из вас я наливала воду очень осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь, Егор, вылей свою воду в это ведерко также медленно и аккуратно.

- Ребята, что делает Егор? (Выливает воду)

- Что делает вода? (Льется)

- Повторите вместе.

- Теперь ты, Вика, вылей свою воду в ведерко.

- Ребята, послушайте, как звучит вода? (Она журчит)

- Повторите вместе.

- Давайте еще посмотрим, как вода льется и послушаем, как она журчит.

- Ребята, ведро было пустое, а теперь? (Полное)

- Ваши чашки были полные, а теперь? (Пустые)

 

(«Случайно» проливаю воду на стол)

- Ой, ребята, что я сделала? (Пролила воду)

- Почему вода легко проливается? (Потому что вода жидкая)

- Повторите вместе.

- Посмотрите, на столе образовалась лужица. Стол был сухой, а стал? (Мокрый)

- Что надо сделать, чтобы стол снова стал сухой? (Его надо вытереть)

- Возьмите мягкие тряпочки и попробуйте вытереть стол.

- Что произошло с тряпкой? (Она была сухая, а стала – мокрая)

- Куда исчезла вода? (Она впиталась в ткань)

- Правильно, вода легко впитывается в ткань. Давайте тряпки выжмем над ведром, а потом высушим.

(Ставлю перед детьми таз с холодной водой)

- Ребята, потрогайте воду, какая она на ощупь? (Холодная)

- Повторите все вместе.

- Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (Добавить горячей)

(Добавляю из чайника горячую воду)

- Потрогайте воду. Какая она стала? (Теплая)

- Повторите все вместе.

- А горячей вода может быть? (Да)

- Потрогайте чайник, какая в нем вода?

- Какой может быть вода? (Холодная, теплая, горячая)

- Ребята, посмотрите в тазу вода чистая или грязная? (Чистая)

- Повторите все вместе.

- Если мы в этой воде после прогулки помоем руки, какой станет вода? (Грязная)

- А руки? (Чистыми)

- Правильно, ребята, вода помощник человека – она смывает грязь, делает руки чистыми.

- Ребята, зачем мы с вами наблюдали сегодня? (За водой)

- Что вы запомнили, какая вода?

- Попрощайтесь с гостями.

Дети входят и встают в центре групповой комнаты

Здороваются с гостями

Отгадывают загадку

Садятся за стол

Дети отвечают на вопросы

В луже, в озере, вода течет из крана

Деревьям, птицам, животным, людям

Пить, умываться, поливать растения, для рыб, стирать белье, мыть посуду, полы, повару для приготовления еды

Они засохнут и погибнут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя-дефектолога.

В статье представлены советовы дефектолога как приучить ребенка носить очки, ухаживать за очками, подбирать для ребенка игровой материал....

Советы учителя-дефектолога

Семья , как развивающая среда....

Советы учителя-дефектолога

Развитие мелкой моторики в домашних условиях...

"Советы учителя-дефектолога"

Как обучать ребенка в быту?Как проводить занятия за столом в домашних условиях?Как сделать занятия привлекательным для ребенка?...

Советы учителя-дефектолога

Рекомендации родителям для успешного проведения занятий с ребенком в домашних условиях....

Советы учителя – дефектолога Желтовой Е.Г.: 9 причин забрать у ребенка планшет

Огромный поток информации, порой лишней и вредной, делает даже взрослого человека беспокойным. Что же тогда говорить о детях, которые еще менее стойкие к различным волнениям. Кто-то что-то сказал в со...