Коррекционые игры и упражнения для детей.
картотека по коррекционной педагогике

Зубарева Марина Сергеевна

Коррекционные игры и упражнения для агрессивных, застенчивых,тревожных детей ,а также детей с ЗПР,СДВГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_igry.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЛАКСИРУЮЩИЕ УПРАЖЕНИЯ

«Пляж»

Для детей с 4 лет

Количество детей: не больше 15 чел.

Длительность упражнения: от 3 до5 мин.

Предложите детям лечь закрыть глаза, и представить, что они лежат на пляже на тёплом песке и загорают. Ласково светит солнце и согревает своим теплом. Веет лёгкий ветерок. Все отдыхают и слушают шум прибоя, крики чаек над морем. Нужно прислушаться к своему телу, почувствовать позу в которой лежишь, если неудобно перевернуться на живот/спину для того чтобы было максимально удобно и можно было полностью расслабиться. Затем нужно попробовать представить себя целиком и запомнить, задержать в своём воображении этот образ (пауза)… После потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаём.

«Ковёр-самолёт»

Для детей с 4 лет

Количество детей: не больше 15 чел.

Длительность упражнения: от 3 до 5 мин.

Предложите детям лечь на спину, закрыть глаза и представить, что мы ложимся на волшебный ковёр самолёт; ковёр плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра. Постепенно ковёр-самолёт начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаём.

«Снеговик»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Ведущий и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щёки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Затем ведущий говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал постепенно таять».  Дети постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Камень-верёвка»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Ведущий просит детей сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камешки. Затем расслабить руки – сделать их мягкими, как верёвочки. Упражнение повторяется 5-10 раз.

«Гора с плеч»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Чтобы расслабиться, стряхнуть с себя усталость, ведущий предлагает детям встать, широко расставив ноги, поднять плечи, отвести их назад – вдох, представить, что им на плечи легла целая гора и дети её держат; опустить плечи – выдох, поставили гору на место. Упражнение повторяем 5-10 раз.

«Надоедливая муха»

Для детей с 3 лет

Количество детей: любое

Ведущий предлагает представить, что все лежат на пляже, загорают, солнышко ласково согревает нас. Вдруг прилетела и села на лоб муха. Чтобы её прогнать нужно, пошевелить бровями. Муха кружиться возле глаз – нужно поморгать, похлопать ими, прищуривать поочерёдно левый и правый глаз. Затем муха перелетает на щёку с одной на другую – ими тоже нужно подвигать, надувать и сдувать по очереди, затем на рот, ртом нужно тоже подвигать влево вправо, попытаться сдуть муху. И наконец, муха садиться на подбородок – нужно подвигать челюстью, покрутить головой, помотать.

Упражнение «Порхание бабочки».

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

Упражнение «Цветок».

Включается спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки.

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо - влево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами».

Упражнение «Необычная радуга».

Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыплёнка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

«Злые – добрые кошки»

Цель: снятие мышечного эмоционального напряжения.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, СДВГ.

Количество играющих: любое.

Возраст: с 2х лет.

Описание игры: Дети встают на четвереньки и по команде превращаются то в злых, то в добрых кошечек. Злые кошки шипят и царапаются (изображают), добрые ласкаются и мяукают.

«Спортсмены»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Количество играющих: любое.

Возраст: с 3 лет.

Описание игры: на пол положите обруч или очертите круг. Каждый ребёнок становиться в круг, за его края выходить нельзя, затем даётся команда изображать каратиста, боксёра, делая энергичные махи руками и ногами. Активные движения и поддержка ведущего помогают детям выплеснуть агрессивную энергию, способствуют эмоциональной разрядке.

«Ассоциации»

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей, развитие воображения, образного мышления.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Количество играющих: группа детей.

Возраст: 6-7 лет.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные в это время договариваются, кого из детей они загадают. Затем водящий возвращается и задаёт вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог быть этот ребёнок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.

Примечание: Ведущий перед началом игры оговаривает, что ассоциации не должны быть обидными, можно проговорить на какие бы сравнения дети могли обидеться. После игры нужно устроить обсуждение выявленных положительных и не очень сравнений, и предложить детям высказать своё мнение как можно изменить то, что показалась не очень приятным. (н-р: дети загадали, что Вася кактус, нужно предложить варианты как Васе стать более дружелюбным, может менее агрессивным и т.д.) При проговаривании отрицательных сравнений обязательно закончить чем-нибудь положительным о ребёнке которого загадывали.

«Третий лишний»

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: чётное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1-2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выбирают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становиться впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становиться водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убегающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя перебегать через круг, в этом случае он становиться догоняющим.

«Замок»

Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определённые движения, разученные заранее.

На двери висит замок

(Пальцы рук сжаты в «замок»)

Кто открыть его бы мог?

(Дети соединяют пальцы в «замок» и разжимают несколько раз)

Потянули…

(Руки, соединённые в «замок» вытягивают вправо, затем влево.)

Покрутили…

(Руки, соединённые «замком», вытягивают вперёд, затем к себе.)

Постучали…

(Пальцы в «замке», ладошками хлопают – несколько раз.)

И – открыли!

(Пальцы разъединяются, ладони держат на весу параллельно друг другу.)

Примечание: развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой, а также различные игры –имитации (н-р животных) направленные на развитие координации и крупной моторики.

Войди в круг – выйди из круга

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 6-7 лет

Количество играющих: не больше 12-15 чел.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищем, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остаётся за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг – уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удаётся пробиться в центр круга, то пропустивший его становиться водящим.

Примечание: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходиться совсем трудно. В такой игре ребёнок учиться договариваться, проявлять твёрдость или уступать когда это необходимо.

Старенькая бабушка (ролевая игра)

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 15-20 чел.                          

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на три команды – бабушки (дедушки), внуки (внучки), автомобили, а также выбирается ребёнок на роль врача. «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие поэтому ничего не видят, и их нужно перевести через дорогу и отвести к врачу. Идти придётся через оживлённую улицу где ездит много машин. Проводить старичков нужно так чтобы их не задела машина. Затем медом очерчивают дорогу, а несколько детей изображают машины и бегают туда-сюда. Задача внуков не только перевести через дорогу, но и показать врачу, помочь купить лекарство в аптеке, а затем привести домой – в место откуда начали игру.

Примечание: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям. В процессе игры взрослый регулирует по необходимости отношения между играющими.

«Добрый стул»

Цель: сплочение группы, создание комфортной атмосферы в группе, развитие эмпатии, нравственных качеств детей, повышение статуса «непопулярных детей», коррекция агрессивности, деструктивных форм поведения.

Ведущий ставит в середину круга стул и говорит, что это не простой стул, а добрый, тот, кто на него садиться слышит от окружающих только самые хорошие о себе слова. Дальше дети по очереди говорят что-то приятное о ребёнке, сидящем на стуле.

«Ласковые лапки»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, создание комфортной атмосферы в группе, развитие эмпатии, коррекция агрессивности, деструктивных форм поведения.

Один ребёнок садиться в круг, ему завязывают глаза и дети по очереди молча и ласково к нему прикасаются, ребёнок должен отгадать кто к нему прикоснулся.

«Поменяйтесь местами те кто..»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, создание комфортной атмосферы в группе.

Дети стоят в кругу, ведущий предлагает поменяться местами тем, кто любит шоколад, у кого есть в одежде синий цвет, кто пришёл сегодня в хорошем настроении и т.д. инструкции могут быть любимыми в зависимости от возраста детей.

«Зеркало»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности чувствовать эмоциональное состояние, настроение другого человека.

Дети разбиваются на пары, поворачиваются лицом друг другу. Один ребёнок выполняет роль зеркала и повторяет за другим все его движения, копирует мимику, потом дети меняются местами.

Игровое упражнение «Злость»

Цель: Развитие способности детей понимать собственное эмоциональное состояние и состояние других людей.

В кругу обсудите с детьми какое лицо у человека, когда он злиться? Когда мы злимся? Как по их мнению выглядит злость?

Какого она цвета? С какой погодой её можно сравнить? На какой из окружающих предметов она похожа? А как она может звучать? После обсуждения последнего вопроса предложите прослушать музыкальную композицию, подобранную под эту эмоцию. После этого предложите нарисовать злость, так как дети себе её представляют. В конце расскажите детям, что когда они злятся они могут: покричать в специальный «мешочек для криков», постучать надувным молотком по мягким модулям, порвать на мелкие кусочки бумагу, измять её, подойти к «дорожке гнева» (небольшая массажная дорожка или коврик, с крутящимися деталями используемый только для этих целей). Также можно предложить детям обсудить эмоцию радости, страха, обиды, грусти. В процессе обсуждения можно использовать карточки с изображением различных эмоциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в подготовительной группе Тема : «Осенины. Встреча Осени и Зимы»

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями по теме «Осенины».Программное содержание: Образовательные задачи:Закрепить знания детей об осени как о времени года, расш...

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста

Проблема трудновоспитываемости и труднообучаемости очень актуальнв в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных деталей или, как их...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста....

Картотека коррекционных и развивающих игр.Из книги Л.В.Шапковой"Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии".-М:Советский спорт-2002г.

Коррекционная педагогика.Картотека коррекционных и развивающих игр.Из книги "Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии" под общей редакцией профессора Л....

Коррекционные игры и упражнения для детей на тему "Зима"

Игра с песком (фоном легкая музыка)Давайте поиграем, а я вместе с вами. Слушайте внимательно задание.Я загадываю загадку, а ответ вы рисуете на песке.Принесла зима мороз (рисуем снежные узоры)Снег, (с...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с ЗПР.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с ЗПР. ...