Рекомендации тифлопедагога для родителей и педагогов
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Суженная информация об окружающих предметах при нарушениях зрения приводит к снижению скорости, точности, полноты зрительного анализа и синтеза, обед-нению предметных и пространственных представлений, которые могут быть не всегда достоверными и четкими. При восприятии предметов дети чаще всего используют зрение, а другие анализаторы, например осязание, в про-цесс знакомства с объектом, выделения его свойств и ка-честв не подключают. Нарушения функций зрения при-водят к определенным трудностям в восприятии детьми окружающей действительности, овладении предметно-практической деятельностью. Детям с нарушениями зре-ния в большей мере, чем их нормально видящим сверстникам, свойственны скованность движений, сла-бость мышечного тонуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_tiflopedagoga_na_rebenka.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации тифлопедагога для родителей и педагогов
Гиперметропия (дальнозоркость) — рекомендована усиленная зрительная нагрузка, пособия и материалы более мелкого по размеру. Охранительный режим — нагрузка на зрение 12 минут при интенсивной зрительной работе и поменять вид деятельности.
При гиперметропии работа на близком расстоянии вызывает головную боль, быстрое утомление. Следить за ношением очков.
После зрительной (непрерывной) нагрузки — зрительная гимнастика на расслабление зрительных мышц.
Астигматизм — искаженное восприятие изображений.
Ребенку с астигматизмом трудно соединить линии на рисунках, элементы букв. Они часто роняют ручки и другие принадлежности, так как часто не видят границы стола. Рекомендуется применять упражнения на тренировку аккомодации (предъявление предметов для опознания на различном расстоянии).
Сходящее косоглазие – поражение зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Глаз косит в сторону носа.
При сходящем косоглазии рекомендуются упражнения: смотреть вверх и вдаль, рассматривание картин вести на подставках.
Амблиопия — понижение остроты зрения в связи с расстройством зрительного аппарата.
Прямая окклюзия — выключение из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза. Вся нагрузка попадает на амблиопичный глаз (т. е тот который открытый).
Во время применения окклюзии ребенок испытывает серьезное неудобство и может быть агрессивен или плаксив, необходимо помочь ему сориентироваться ему в незнакомой ситуации, вновь обследовать знакомые помещения.
В процессе проведения окклюзии необходимо фиксировать амблиопичным глазом мелких предметов — раскладывание мелкой мозаики,сортировка разных мелких предметов, раскрашивание.
Игры и упражнения при прямой окклюзии (для амблиопичного глаза):
— обнаружение различий в двух одинаковых картинках;
— раскрашивание мелких деталей рисунка;
— нанизывание бус разного цвета;
— выкладывание из мозаики.
В период лечения методом прямой окклюзии детям при рисование и обводки следует использовать трафареты, контурные изображения, задание на рассматривание, так как на открытом глазе очень низкая острота зрения.
Средний дошкольный возраст в период окклюзии:
— Использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками — вкладышами.
— Нанизывание бус, шаров, плетение, шнуровка;
— Разрезные картинки, разрезное лото.
Эти игры заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания, активно влияют на развитие остроты зрения.
Предметы не должны быть менее 2 см. — т. к. нарушение зрения и развитие мелкой моторики рук- трудно работать с очень мелким материалом.
В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений.
Коррекционные упражнения для детей с амблиопией и косоглазием на формирование цветовых ощущений.
I. Упражнения для повышения остроты зрения (проводимые в плеоптический период лечения).
1. Обводка контуров через кальку с последующим закрашиванием цветными мелками, фломастерами, карандашами.
2. Обводка внешних и внутренних контуров и придания им цвета.
3. Цветная контурная обводка по точкам и штриховка обведенных рисунков в разных направлениях.
4. Цветная мозаика всех видов.
5. Яркие и красочные настольные дидактические игры.
6. Цветные лабиринты направленные на развитие прослеживающих функций глаза («Кто по какому телефону разговаривает», «Проследи путь рыбки», «Лоток с цветными шарами», «Прокати красный мяч в красные (синие) ворота»). Закрашивание рисунков гуашевыми красками методом тычка по контуру.
III. Сенсорное воспитание
1.Упражнения на развитие глазомера: «Построй дом», бабочки разных размеров и цветов, последовательное увеличение и уменьшение цветных фигур и предметов (пирамиды).
2. Упражнения на анализ сложной формы (разрезные картинки и кубики из 2 – 4 -12 частей). «Собери цветные квадраты из частей», «Колумбово яйцо».
3. Упражнения на соотношение цветных геометрических форм с предметом.
4. Упражнения на закрепление цветов спектра.
5. Упражнения на дифференциацию цветовых оттенков («Найди такой же»).
6. Рассматривание ярких и красочных предметов, картинок, иллюстраций (выделение перспективы изображения: передний план, середина, задний план).
7. Упражнения на развитие микроориентировки по цветовым объектам (на листе бумаге, на доске, на фланелеграфе).
8. Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти (развитие оптического внимания: «Какой предмет лишний (по цвету?», «Какого цвета не хватает?» «Теплые — холодные цвета». «Найди перышко такого же оттенка» (от светлого к темному и наоборот).
9. Упражнения для глаз,способствующие повышению остроты зрения: настенные глазодвигательные цветные тренажёры: «Проследи путь разноцветных шариков», «Проследи путь гусенички», «Цветные бабочки» и т. д.
10. Упражнения на шнурование и нанизывание цветных предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации тифлопедагога по теме "Деревья.Листья.Плоды"
В рекомендациях тифлопедагога по теме "Деревья.Листья.Плоды" определен объем знаний и представлений, которые необходимо сформировать и закрепить у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....
РЕКОМЕНДАЦИИ ТИФЛОПЕДАГОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по теме «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
В рекомендациях тифлопедагога по теме "Овощи и фрукты" определен объем знаний и представлений, которые необходимо сформировать и закрепить у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Подоб...
Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста. (рекомендации в работе родителям и педагогам)
игры и упражнения...
Рекомендации тифлопедагога для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях»
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...
Рекомендации от тифлопедагога для родителейпо воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Рекомендации психолога для родителей и педагогов "Игры и игрушки для детей"
Игра- традиционный,давно признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с её помощью он учится добровольно и охотно. И гл...
Рекомендации психолога для родителей и педагогов " Стресс. Как с ним справиться?"
Стресс - это состояние психического напряжения, которое возникает в психике в процессе его деятельности. в основном, зкстремально-сложных условиях. В одной из моих статей мы уже рассматривали способы ...