Применение конструтора Cuboro в коррекционной работе с детьми РАС и ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конструктор «Cuboro» - это уникальное пособие, на основе которого возможно построить многоуровневую коррекционную систему работы с детьми ЗПР и РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 146.15 КБ |
Корнспект мероприятия | 37.42 КБ |
Конспект занятия по конструированию с применением CUBORO | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КУБОРО - КОНСТРУИРОВАНИЕ» - КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Современный мир невозможно представить без различного рода машин и механизмов: связь, транспорт, работа, учёба и даже развлечения – все сферы наполнены устройствами, облегчающими и совершенствующими нашу жизнь. Мобильный телефон, автомобиль, компьютер, электрический чайник, лифт – все это возникло по воле людей, именуемых инженерами.
В настоящее время профессия инженер ассоциируется исключительно с развитием технического прогресса. Это понятие возникло ещё в далекой древности: так именовали управляющих военными приспособлениями (катапультами и другими). В России толчок к развитию отрасли в начале XVIII века дал Пётр I, учредивший школу математических и навигационных наук, в которой обучали военных инженеров.
В настоящее время специальность инженера массово востребована в отраслях народного хозяйства. Для их поддержания в нашей стране существует множество институтов, факультетов и кафедр, готовящих специалистов различной направленности.
Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность», а значит, эти специалисты работают везде, где нужно что-то придумать, сконструировать, усовершенствовать. В большинстве случаев специалисты вовлечены в жизненный цикл какого-либо технического изделия: осуществляют его проектирование, конструирование, пробные испытания, составляют описание процесса производства, отвечают за эксплуатацию и ремонт. При необходимости участвуют в проведении научных исследований, что, несомненно, можно записать в плюсы данной профессии.
В зависимости от сферы работы инженера можно выделить следующие его специализации:
· физик – нацелен на прикладное использование знаний о физических процессах, разработку новых технологий,
· конструктор – проектирует какой-либо механизм или прибор,
· технолог – выявляет минусы и оптимизирует процесс производства различных изделий,
· программист – автоматизирует разнообразные процессы путем написания алгоритмов и компьютерных программ,
· экономист – занимается анализом и планированием экономических показателей,
· военный инженер – конструирует и обслуживает военную технику и автоматизированные системы управления,
· биоинженер – применяет знания биологии для решения актуальных технических проблем: например, придумывает механизм создания искусственных органов.
Широкий спектр направлений работы позволяет выбрать специальность по душе.
Как правило, инженерами обычно становятся люди с техническим складом ума: те, кто с самого детства постоянно что-то мастерят, разбирают и собирают попадающиеся под руку устройства. Такое увлечение будет плюсом для ребенка – поможет облегчить выбор будущей профессии.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С CUBORO.
«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно по желанию построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями (в базовых наборах) можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия – прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек-лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. Работая с этим конструктором индивидуально, парами, или в командах, учащиеся 7 – 11 лет могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Система cuboro используется в образовательных учреждениях в качестве пропедевтики инженерного образования. Основные задачи данного образовательного процесса, это совершенствование практических навыков конструирования. Развитие у учащихся пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности и умение работать в команде. Выявление и поддержка детей, одаренных в области инженерного мышления.
Образовательная система cuboro направлена на развитие основных социальных навыков позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Традиционный логический подход к восприятию действительности и изучению любого явления основан на том, что наблюдаемая система разделяется на компоненты. Они подвергаются изучению с последующим сбором в одно целое. Выполняя эти действия, человек намеренно упрощает
систему, упуская при этом большое количество комбинаций факторов, влияющих друг на друга. Основы логического мышления и необходимость организации сбора отдельных моделей в одну является основополагающими навыками системы cuboro.
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ.
«Проектное мышление» — когда человек приходит на работу не для того, чтобы выполнять процессы, а для того, чтобы добиться результата в рамках конкретного проекта, ограниченного во времени.
Большинство видов групповой работы с системой cuboro
Могут успешно использоваться для проведения специализированных тренингов, начиная от выбора темы до определения целей:
· Описание проекта ( тема, требования, критерий) · Поставка задач
· Выбор правил
· Определение методов
· Выполнение заданий и так далее
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Креативность и чувство вкуса — эти компетенции машины точно не смогут освоить.
Творческое мышление, креативность, оригинальность, эстетика –
основные навыки по которым осуществляться оценка систем cuboro.
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ГРУППАМИ И ОТДЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ.
По мере смещения фокуса деятельности в направлении «человек — человек», умение выстраивать отношения будет цениться все выше. Командная/групповая работа с системой cuboro обязательна. Большинство задач системы cuboro рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Команда в системе cuboro может
состоять из разных возрастных групп.
Опытные игроки младшего возраста могут давать инструкции, подсказки игрокам старшего возраста с меньшим опытом игры в cuboro.
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ РАБОТЫ С CUBORO
Простые фигуры
На данном этапе строим фигуры по инструкции по созданию простых фигур, что подготовит к дальнейшему изучению задач более сложного уровня.
Создание конструкций по главным параметрам
В этом этапе результаты будут во многом зависеть от рациональности и логических навыков. Они формируются благодаря анализу и регулярному тестированию разных подходов во время решения непростых заданий по разработке конструкций из деревянного конструктора.
Создание конструкций по задачам, которые связаны с указанными геометрическими данными
Куборо – это отличный вариант конструктора для решения задач, которые связаны с заданными геометрическими параметрами. Конструкционные возможности и наличие жестких требований выводят решение задач на совершенно другой, высококачественный уровень.
Формирование фигур по установленному контуру
Задачи на многоразовое применение одних и тех самых блоков, а также задания на достройку предложенных фигур предусматривают различные варианты решений. Благодаря спешному выполнению всевозможных заданий постепенно развивается творческое мышление.
Эксперименты с изменением направления и временем движения шариков, а также группировкой блоков
В этом этапе получают общее понимание по вариантам наборов и разным фигурам, научатся решать простые математические задания и частично поймет теорию множества.
Проведение экспериментов с принципами ускорения Задачи на этом этапе направлены на то, чтобы появилось
желание проводить собственные эксперименты, основанные на принципах ускорения.
«Cuboro – думай креативно» предоставляет возможность развивать регулятивные УУД. Выдаются карточки с заданиями на которых изображены лабиринты, которые им предстоит собрать, получают проблемную задачу.
Подобные задания формулируют и учат удерживать цель, планируют действия в соответствии с поставленной задачей.
В процессе сборки модели дети используют приём проговаривания для регуляции своего действия: «беру…, ставлю…,». Осуществляют контроль и самоконтроль, ведь каждый раз они вынуждены сличать свои действия с технологическими картами, также с помощью шариков они постоянно проверяютиспытывают модель, правильным путем они идут, добились ли желаемого результата. Ищут ошибки, исправляют, добиваясь поставленной цели.
Проведение соревнований
На этом этапе проводятся соревнования. Используются разные параметры оценки.
Техническое рисование
БлокиCuboro идеально подходят для технической рисовки. Составляйте фигуры, следуя законам геометрии, и получайте удивительные изображения, выполненные в новом для вас стиле.
Групповая и проектная работа
Увлекательный конструктор для детей Cuboro может использоваться для проектной или групповой работы, а также в качестве дополнительного обучающего материала во время проведения спецтренинга.
Большие возможности система cuboro открывает для развития коммуникативных УУД. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в cuboro.
Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей деятельности, пробовали описывать работу построенной ими
системы cuboro, используя специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь.
Работа с конструктором cuboro способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), что является основным направлением нового ФГОС образования. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков cuboro, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания и новые условия и построение простых и далее сложных конструкций.
Какая другая деятельность позволит так непринуждённо учить детей видеть, анализировать, контролировать себя, быть предельно внимательным? А главное после достижения поставленной цели следует запуск шариков в построенный лабиринт (невероятно увлекательное действие).
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия для детей с ЗПР 6-8 лет.
Цель – формирование первичных инженерных компетенций у детей дошкольного возраста с использованием конструктора Cuboro в условиях ДОУ.
Задачи:
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию детей к конструированию: способность познавать свойства и назначение строительного материала, способность к строительству из конструктора Cuboro;
- Развивать основы инженерных компетенций: способность представлять в уме предвосхищаемый результат и стремиться достичь его с помощью полученных навыков;
- Стимулировать развитие речевого творчества и интонационной культуры речи;
- Развивать социальный интеллект, эмоциональную отзывчивость у детей;
- Формировать коммуникативные навыки и умение работать в группе;
- Стимулировать сопереживание детей персонажу – мышке.
Планируемые результаты
- У детей сформируются основные навыки и понятия о принципах работы с конструктором Cuboro;
- Появится желание к созданию новых более сложных конструкций;
- Укррепятся навыки работы детей в подгруппах (команде);
- Дети научатся использовать творческий подход к решению проблемных ситуаций.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое и речевое развитие.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, видеокамера, схема лабиринта «Помоги мышонку», схема постройки лабиринта из конструктора Cuboro, конструктор Cuboro.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин)
Дети рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу : «Будет интересно!”
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (5-7 минут) Воспитатель:
— Ребята, я по электронной почте получила письмо, там был написан адрес нашей группы. Вам интересно узнать, что в нем?
Ответы детей:-Да
Воспитатель:
— Наша помощь нужна одному маленькому жителю нашей большой планеты. А кто это вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Зёрна в норку собирает.
От котов злых убегает.
Всех пугается малышка,
Это маленькая…
Дети:— Мышка
Воспитатель:— Да, ребята правильно! Давайте посмотрим видео-сообщение от мышонка.
Видео-сообщение:
— Здравствуйте ребята, я живу в норке, но она у меня такая маленькая, что я не могу спрятаться от хищников, которые на меня охотятся. Утром меня хочет поймать кот, а как наступает вечер, сова… я так устал постоянно бегать от них и боятся. Говорят надо построить лабиринт, но я не могу его построить, потому что я не знаю, как это сделать.. У меня есть схема лабиринта, вот она. Помогите, мне пожалуйста. Я буду ждать от вас видео-сообщение с ответом.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) (15-20 минут)
Воспитатель:— Ребята поможем мышонку?
Дети:— Да!
Воспитатель:— Сейчас наши действия мы запишем на камеру, и отправим потом ответ нашему мышонку. Надеюсь, ему это очень поможет!
— А что такое лабиринт вы знаете? (ответы детей)
Дети:— это запутанные ходы.
Воспитатель:
Смотрите, мышонок нам отправил схему лабиринта, сначала давайте попробуем его пройти сами. Прошу вас подойти к столу, возьмите по фломастеру и нарисуйте правильный путь мышонка к сыру.
(Раздаю схемы лабиринта. Дети фломастером проводят путь к выходу)
Воспитатель:
— Ребята, для того, чтобы пройти лабиринт, мышонку надо поворачивать то налево, то направо. Главное четко следовать направлению.
— Сейчас, я вам предлагаю немножко отдохнуть, вставайте ко мне.
(Дети проходят к воспитателю и встают в круг, выполняют движения за персонажами презентации на проекторе).
Мы сейчас пойдем направо
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Воспитатель:
— Хорошо, ребята мы отдохнули, а теперь надо продолжать выполнение нашего задания.
— Этот лабиринт плоскостной на бумаге, нам надо теперь показать мышонку, как построить лабиринт в объеме и отправить ему фотографии.
— Как вы думаете, что нам поможет построить лабиринт в объеме?
Дети:
— Кубики Cuboro
Воспитатель:
— Правильно. Для начала давайте вспомним, из чего состоит конструктор Cuboro
Дети:- из кубиков
(На слайде показываю иллюстрации элементов кубиков)
— Всего есть 12 разных элементов. Чем они отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель:
— Да правильно, отличаются они тоннелями и желобами.
-Какие есть желоба? (прямые и изогнутые)
— А какие тоннели? (горизонтальные и наклонные)
— Да молодцы. Также есть 2 элемента, которые , служат для перехода между уровнями. Есть кубик, который сбрасывает шарик с поверхности в тоннель, какой это элемент? (№11)
— А сбрасывающий с поверхности, в желоб другого кубика? (№12)
Ребята, смотрите, у меня есть три стола. На сколько команд нам нужно разделиться?
(С помощью жеребьевки предлагает детям разделиться на команды далее следует самостоятельная деятельность детей)
— Молодцы, теперь мы можем приступать к постройке. Но постройку лабиринта для мышонка вы должны построить по схеме, которую я вам раздам (обсуждаем схему) Приступим к работе.
(Дети встают около стола с конструктором, и строят модель лабиринта, по три человека .
(Педагог в это время наблюдает за процессом, подходит к столам, комментирует, подсказывает, направляет. Важно, чтобы дети поняли, что работать нужно сообща, командой. Работа построена таким образом, что детям изначально заданы одинаковые условия и выданы одинаковые ресурсы, однако, решения задачи среди команд могут оказаться совершенно разные. После того, как лабиринты построены педагог всех зовет к первому столу, а затем ко второму, чтобы посмотреть результат и постараться оценить его).
Воспитатель:
— А теперь давайте проверим, как мышонок сможет пробежать по лабиринту. Для этого нам понадобятся шарики.
(Дети пускают шарики по своим лабиринтам).
Воспитатель: Молодцы , ребята! Со строительством лабиринта по схеме вы справились, а теперь, я вам усложняю задание и предлагаю объединиться в одну большую команду и самостоятельно построить для мышонка свой большой лабиринт, согласны?
Дети: Да
(дети самостоятельно выстраивают лабиринт)
Заключительная часть (рефлексивный этап) (3-5 минут)
— Молодцы, ребята, поработали на славу! Какой интересный лабиринт построили для мышонка! Теперь он сам сможет построить себе лабиринт, чтобы можно было сбежать от хищников, которые его подстерегают!
— Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
(Педагог стимулирует детей к рефлексии. Важно, вызвать желание у детей поделиться впечатлениями).
— Что вам больше всего понравилось?
— Как вы считаете, поможет ли наш лабиринт мышонку спастись от хищников?
— Спасибо, вам ребята, сегодня вы очень хорошо поработали!
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового мероприятия «Шарики-кубарики» для детей с ОВЗ
Культурная практика: Конструктивно-модельная деятельность.
Культурно-смысловой контекст: для использования в самостоятельной игровой и конструктивной деятельности.
Цель: Формирование первоначальных технических навыков через конструкторские умения на основе «Куборо».
Образовательные задачи:
1. Отрабатывать умение составлять плоскую фигуру по образцу;
2. Отрабатывать умение детей устанавливать соответствие предмета с его схематическим изображением;
3. Формировать умение решать простейшие логические задачи;
4. Развивать творческие способности, изобретательность, наглядно-схематическое мышление;
5. Воспитывать умение работать в паре, договариваться, выполняя совместную работу;
6. Способствовать осознанию ценности умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование: «Шарики-кубарики» (по 1 набору для каждой пары детей), карточки «Нумерация кубиков», ноутбук, видеоматериал, наборы конструктора, схемы простых фигур, поля для игры с координатной сеткой.
Участники: дети с ОВЗ.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: вчера мне по Скайпу позвонила Красная шапочка – хозяйка нашего детского сада. И сообщила, что у нее случилась неприятность. Я записала ее видеосообщение и предлагаю вам его посмотреть.
Воспитатель включает на ноутбуке видеозапись с Красной шапочкой.
Видеозапись
Красная шапочка: здравствуйте, ребята! У меня случилась беда. В подарок на день рождения я получила конструктор «Шарики-кубарики». Мне он так понравился, что я решила показать его своей бабушке. Она живет в соседней деревне, путь к которой лежит через лес. И вот, когда я шла по лесной тропинке, мне на встречу попался Серый волк. Он меня обманул и забрал
шарики от конструктора. Что мне теперь делать? Может быть, вы мне поможете?
На экране появляется знак вопроса. В это время воспитатель спрашивает у детей об их желании помочь Красной шапочке и способах помощи. Воспитатель: вот это неожиданность! Как же так ребята?! Что будем делать? Без шарика Красная шапочка не сможет играть со своим новым конструктором! Через 20 секунд раздается звонок Скайпа. На экране появляется Волк.
Серый волк: вижу, вижу, что Красная шапочка обратилась к вам за помощью. Так уж и быть. Верну я ей шарики, но при условии, что вы, ребята, выполните все мои задания. Конверт с заданиями находится у вас в группе возле конструктора.
Вы готовы ей помочь? Тогда поищем письмо с заданиями от Волка. Воспитатель вскрывает конверт и показывает письмо детям.
Воспитатель: Ребята, Волк предлагает выполнить три задания и тогда он вернет шарики. Прежде, мы начнем, предлагаю поделиться на пары и занять столы. Уважаемые гости, может кто-то из вас хочет к нам присоединиться? Тогда занимайте свободные столы.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: вот первое задание Волка. Нужно по схеме собрать простую фигуру. Волк прислал несколько схем. Что вам выбрать, подумайте сами.
Дети выбирают карточки со схемой и собирают по ней фигуру. Воспитатель делает подсказки затрудняющимся детям, предлагает помогать друг другу. Воспитатель: Задание второе. Необходимо найти 1 кубик №1 и 2 кубика №12. В помощь я раздам вам карточки с нумерацией кубиков.
Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание на то, что кубик №12 очень похож на кубик №11. Также напоминает, что дети работают в паре и задание должны выполнять совместно.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Эти кубики нам понадобятся для выполнения третьего задания, в котором вам на координатном поле нужно построить дорожку для шариков. Начало и конец пути указаны зеленым и красным цветом. Как вы думаете, каким цветом обозначено начало пути? Конец пути?
Дети отвечают, что начало пути обозначено зеленым цветом, конец пути – красным. Воспитатель может дать подсказку, напомнив про цвета светофора.
Воспитатель: обратите внимание, что на поле также нарисована стрелка. Она показывает направление, в котором шарик должен закончить свой путь.
Пока дети выполняют задание, воспитатель на видное место выставляет шарики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы строили дорожки, волк незаметно подбросил шарики. Вы можете проверить, правильно вы выполнили задание. Шарик выкатился в нужном направлении?
Дети проверяют постройки, исправляют ошибки, если такие есть, самостоятельно или с помощью воспитателя.
Воспитатель: Мы справились с последним заданием Волка? Ответы детей.
Волк вернул нам шарики и теперь их нужно передать Красной шапочке.
Давайте вспомним, какие задания нам приготовил Волк? Кому было сложно (легко) выполнять задания? Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?
Воспитатель: Вы молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ
Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи отрицательно сказывается ...
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...