«Игры и упражнения для развития слогового анализа».
консультация по коррекционной педагогике

Юнькова Екатерина Сергеевна

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государтвенное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1568 имени Пабло Неруды»

127221, г. Москва, пр. Шокальского, д.7, корп.2, ОГРН 1137746596316 ИНН 7715969660 КПП 771501001

тел/факс: (495) 656-83-04; (495) 656-88-13 e-mail:1568@edu.mos.ru,http://lyc1568.mskobr.ru

Консультация для воспитателей

«Игры и упражнения для развития слогового анализа».

        

Учитель-логопед

Юнькова Е.С.

Москва 2023г.

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

Практически всем детям удается безошибочно произнести слово не слитно, а по частям. Но часто данный вид работы вызывает у детей трудности. Поэтому работу по формированию слогового анализа, а также синтеза и представлений необходимо включать в занятия по обучению грамоте.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. Позже следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов.

Педагог ставит перед детьми задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем, пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам. С таким заданием дети нередко справляются легко.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть».

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.

Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо́к – за́мок).

Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно. Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры́-ба, мо́-ре. Второй слог произносится более коротко, отрывисто. Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем месте.

Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Для работы используется схематическое изображение слогового состава анализируемого слова, графические схемы. Дети получают задания узнать, сколько слогов в том или ином слове, произнося слово по слогам и одновременно шагая или хлопая в ладоши. В подготовительной к школе группе заучивается правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Этапы работы на развитие слогового анализа и синтеза слов:

- Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и памяти

- Работа над ритмом

- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку

- Упражнения на развитие динамического праксиса рук

- Формирование пространственно-временных представлений

- Работа над гласными звуками

- Работа над слогами

- Отработка слоговой структуры слов (двух- и трёхсложные слова из

открытых и закрытых слогов, односложные слова с закрытым слогом)

- Отработка слоговой структуры слов со стечением согласных

- Работа над словами сложной слоговой структуры (4-сложные слова с открытым и закрытым слогами)

Игры на развитие слогового анализа и синтеза слов

• Задания:

- произнесение слова по слогам (ма-ли-на);

- определение количества слогов по количеству хлопков;

- выделение ударного гласного звука;

- нахождение ошибок, допущенных при постановке ударения;

- узнавание слова по названным гласным звукам (с использованием наглядного материала): Какое слово задумано? В нем есть гласные [и], [а] (Лиса.)

- узнавание слова по первому, последнему слогу или слогу, взятому из середины слова;

- составление слов из перепутанных слогов;

- составление нового слова из первых слогов названных слов (капуста, шары — каша)составление слова из последних слогов (насос, бананы — сосны)Вопросы детей о звукослоговом составе слов.

- отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

прошагай словоВзрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.

поднимись по лесенке Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.

1. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

2. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.

4. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

5. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог и т.д.

6. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

7. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спинапанама, кабина, находка.

8. «Слоговая цепочка» - научить выделять первый и последний слоги.

«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

 «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

 Исправить ошибку в словах: слова написаны неправильно;

слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

 Что изменилось в слове? Лис — лиса — лисица.

 Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ — вниз; шил — сшил.

 Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

 Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…

 Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:

ЛЕТ СА МО

 Из двух слов образовать однолед, колоть (ледокол).

 «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

 Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

 Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

 Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

Игры и задания по развитию слогового синтеза

1.  Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,; СА:  …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ.

3. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…

4. Выбрать слоги из таблицы и составить слова:

МА

РА

НА

ША

У

ЛА

ШИ

ПА

Смешанные задания на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить  слово: рады – дыра.

2. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит слово целиком.

Вывод: слоговой анализ – один из этапов знакомства со звуковой со звуковой стороной слова. Мы говорили с Вами о том, как правильно научить ребенка делить слова на слоги, вычленять ударный слог. Я привела пример нескольких  наиболее понравившихся мне заданий и игр, которые вы можете использовать в своей работе.

Использованная литература:

  1. https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-slogovogo-analiza-915262.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/10/konsultatsiya-dlya-vospitateley-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития слогового анализа"

В данном файле представлены игры и игровые упражнения для развития слогового анализа....

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.

Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с  ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...

Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для воспитателей  «Игры и упражнения для развития слогового анализа»....

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова

Одним из важных направлений работы учителя - логопеда  является развитие навыков произнесения слов сложной слоговой структуры....