нейропсихологический подход к коррекции нарушений речевого развития у детей
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
материал из опыта использования нейрокоррекционных приемов в работе с детьми, имеющих речевые нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы.
Нейропсихологический подход к коррекции нарушений речевого развития у детей.
Подготовила: учитель – логопед МБДОУ д/с № 8
Галина Алексеевна Воробьева.
Речь – это высшая психическая функция человека.
Речь – это тот инструмент, с помощью которого человек овладевает средой.
Речь начинает в норме формироваться к 2 годам.
Последние нейропсихологические исследования позволяют сделать основной вывод, что проблемы с речью возникают тогда, когда ребенок не проходит предречевые стадии в своем речевом развитии. С 6 месяцев у ребенка должны быть предречевые проявления. Если в 6 месяцев малыш не «агукает », а в 1 год не «лопочет» и нет указательного жеста, значит у ребенка налицо речевые нарушения. И уже в 1,3 – 1,5 года необходимо начинать работу с таким ребенком, чтобы получить лучший результат.
Ребенок должен пройти все предречевые этапы развития.
Основа речи – это взаимосвязь акустического и речедвигательного анализаторов. Речь – это мышечные ощущения, которые идут от речевых центров в кору головного мозга. Установлена очень большая взаимосвязь между речью, артикуляционным аппаратом (управляемым подкоркой) и речедвигательным центром в коре головного мозга.
Зона коры головного мозга, отвечающая за движение, тесно связана с речевой зоной ( эта взаимосвязь лежит в основе нейропсихологической коррекции речевых нарушений)
Еще в 70-х гг. Кольцова М. доказала, что тонкие движения пальцев рук и речь тесно взаимосвязаны. Участки мозга, которые контролируют движения пальцев, находятся в непосредственной близости с участками г.м., которые контролируют речь. Поэтому стимуляция пальцев рук ведет к стимуляции речи!
Современные исследования показали, что мозг ребенка РАНЬШЕ перерабатывает тактильные ощущения, чем просто слуховые, и даже чем зрительные. Вот почему нейропсихологическая наука доказывает, что речь тесно связана с движением.
В младенчестве, до 2 лет, двигательные и тактильные анализаторы являются у ребенка ключевыми и обеспечивают всех остальных анализаторных систем.
Фундаментом для интеллектуального развития ребенка является развитие всех видов движений у детей с момента рождения и до школы. Бег, качание на качелях, прыжки (на свежем воздухе) – т.е. любое движение без ограничений позволяет ребенку развивать головной мозг.
Движение запускает все!
Даже двигательные упражнения для глаз стимулируют развитие речи.
Чтобы весь мозг был активным, необходимо ДВИЖЕНИЕ, насыщение крови кислородом. Но физические движения ребенка должны быть насыщенными, чтобы активировать кору головного мозга. Чтобы ребенок заговорил, по сути ему необходимо активировать ВЕСЬ МОЗГ.
Для ребенка полезнее побегать во дворе, покачаться на качелях, чем развивающие занятия. Т.е. от 2 до 7 лет ребенок должен ДВИГАТЬСЯ, чтобы активировать свой мозг (сначала I его блок – энергетический).
Современные дети имеют нарушения работы I блока мозга: - астения (снижение физической и познавательной активности, ребенок вял, не заинтересован, повышенная утомляемость, истощаемость), - нарушение восприятия, внимания, памяти, - нарушения речи (дизартрия).
Значит, чтобы появилась речь, должны созреть связи между речевым и двигательным анализаторами; между речедвигательным анализатором и слуховым анализатором и определенным пониманием. Если структуры НЕ созрели, бесполезно предъявлять требования к ребенку.
Вторая неоспоримая истина в том, что чем больше родители будут разговаривать со своим ребенком во младенчестве, тем раньше заговорит ребенок.
Современные же дети вместо речи используют мэмы – картинку, жест и собеседник его понимает (посылаемая ребенком информация сжимается в одну картинку, совершенно без речи!!!). Речь же является той высшей психической функцией, через которую формируются остальные психические функции – память, мышление, внимание. Значит, если НЕ будет РЕЧИ, не будет и мышления, памяти, нормального интеллекта. Речь из всех ВПФ созревает первой.
Итак, после активации I блока мозга, с 3 летнего возраста необходима работа по стимуляции II блока мозга – развитие зрительного и слухового анализаторов, тактильной и двигательной активности. Наши коррекционные занятия – это необходимая стимуляция II блока.
Если в это время какая-либо психическая функция не будет сформирована вовремя, другие функции, которые должны были развиваться за ней, тоже не будут развиваться так, как надо. Это закон психического развития ребенка.
Итак, психическое развитие ребенка идет по закону – «Всему - свое время!»
А у современных детей наблюдается д е с и н х р о н о з развития психических функций организма, что проявляется в частой заболеваемости, в наличии большого числа детей с СДВГ. А логопеды констатируют тот факт, что речевые нарушения у современных детей очень долго корригируются. А почему? Да потому что мы пытаемся исправлять только речь, у ребенка изначально нарушено, например, восприятие. Поэтому РЕЧЬ надо КОРРЕКТИРОВАТЬ через коррекцию восприятия. Ведь РЕЧЬ – это ВПФ. Значит, на современном этапе просто необходимо работать с детьми логопеду и психологу в тесной взаимосвязи! Ведь мы формируем человека. А РЕЧЬ – это фундамент человека. Если человек не овладеет речью, он по сути – не человек.
Для успешного развития той или иной психической функции необходимы у с л о в и я: 1. Должна быть нейросоматическая готовность – возрастная зрелость всех систем организма ребенка (если нет, то необходим прием медпрепаратов по рекомендации невролога. Посылая ребенка на лечение, мы тем самым пытаемся простимулировать н е й р о со м а т и ч е с к у ю готовность речевых зон).
2. Обогащенная среда, которая должна стимулировать развитие ребенка. К а ч е с т в о наполняемой среды д.б. во много раз больше количества. Среда должна соответствовать развитию ребенка на данный момент и попадать в зону ближайшего развития.
3. Главное условие – присутствие рядом в з р о с л о г о для о б щ е н и я. (Гаджеты «убивают» общение и не будут развивать речь. Гаджеты ведут к тому, что у ребенка не возникает потребность в общении со взрослым, который бы научил ребенка чему – либо). Только общение со взрослым стимулирует речевое развитие ребенка!
4. Ребенку, как «батарейке», нужна подзарядка. А особенно нужна подзарядка мозгу. Мозг же у нас заряжается только двигательно (т.е. через движение). Но двигательная активность здесь необходима о р г а н и з о в а н н а я.
На коррекционных занятиях для этого обязательно чередование когнитивной и двигательной активности (как для ослабленных детей, так и для детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), т.к. у таких детей мозг сильно «обесточен» и им очень нужна организованная двигательная активность).
Необходимо знать, что подкорка дает человеку активность, а кора головного мозга тормозит деятельность. Когда работа подкорки коры находится в балансе, тогда работа мозга ребенка плавная. Если дисбаланс в работе, тогда мы видим, что ребенок неуправляем, его не остановить, или он «Засыпает». Вот поэтому для достижения баланса движения и торможения необходимо чередование когнитивной и двигательной активности. Значит, в работе логопеда необходимо применение н е й р о п с и х о л о г и с к их приемов.
Принцип использование нейропсихологических приемов: речь + движение + интеллектуальная нагрузка.
Нейропсихологические приемы:
- Нестабильное оборудование (фитобол, балансир). Попытка ребенка устоять или усидеть на нестабильном оборудовании (на обычном стуле ребенок «сползает») ведет к стимуляции головного мозга и нервная система не так истощается. Раскачивание на стуле – своего рода самостимуляция мозга ребенком.
- Двуручные доски (работа двумя руками одновременно) с квадратной или круглой резьбой.
- «Умные дорожки» для автоматизации звуков.
- Добавление к классическим логоиграм нейропсихологических двигательных приемов. Например, найди картинку на звук С, назови и хлопни в ладоши.
- Речедвигательная гимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений речевого развития
Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных спосо...
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Семинар-практикум: "Логопедический массаж как эффективный способ коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста".
Приемы и описание логопедического массажа при дизартрии....
Сценарий ООД с использованием технологии нейропсихологического подхода в коррекции нарушений в развитии детей
Из опыта моей практической работы - в профессиональную копилку педагогам и специалистам. Как практически можно применять нейропсихологический подход в коррекции различных нарушений в развити...
Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов....
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Интерактивные формы лрогопедической коррекции...
интерактивные формы логопедической коррекции нарушений речевого развития у дошкольников
итерактивные формы коррекции у детей с нарушением речи...