"Автоматизация звука [Ш] в словах "
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Галина Викторовна Мишурова

Автоматизация звука [Ш] на материале слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_sh_v_slovah.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Ш] в словах

        Цель: автоматизация звука [Ш] на материале слов.

        Задачи:

Коррекционная: закрепление правильного произношения звука [Ш].

        Развивающая: развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, фонематического представления, фонематического анализа, развитие зрительного гнозиса, развитие мелкой моторики.

        Обучающая: пополнение словаря по теме «Игрушки», «Одежда».

        Воспитывающая: внимание, усидчивость, самоконтроль.

        Оборудование: зеркало; предметные картинки «Дедушка», «Бабушка», «внучка Машенька»; игрушка «Змея»; картинки со звуком [Ш] – 14 шт., картинки, в которых нет звука [Ш] – 7 шт.; фишки.

Ход занятия

        Организационный момент.

Здравствуй. Посмотри кто сегодня у нас в гостях? Правильно, Дедушка и Бабушка. Но они пришли к нам за помощью, их внучка Маша, пошла в лес и заблудилась. Мы должны помочь Маше вернуться домой к Бабушке и Дедушке, выполнив несколько заданий. Поможем вернуться Маше домой?

        1 задание. Послушай скороговорку и скажи, какой звук ты слышал чаще всего?

        Шесть мышат

        В камышах шуршат.

        На что похож этот звук? Правильно, он похож на шипение змеи. Наша Маша очень боится змей, давай пошипим на змею, чтобы она уползла? (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)

        2 задание. Повтори за мной:

        ШУМ, ШУТКА, ШАЛАШ, ШИШКА, ШАШКА, ХЛОПУШКА, МОШКА, ШАЛУН, ЧАШКА, МАЛЫШИ, КАМЫШИ, ЛАНДЫШИ, ШИНА, МАШИНА, КОШКА, МЫШКА.

        3 задние. Отгадай загадки (на столе лежат картинки с отгадками)

        а) Мягкие лапки, а в лапках царапки?  (кошка)

        б) Живет в норке, грызет корки.

             Небольшие ножки, боится кошки? (мышка)

        в) Прицепившись к задней шине,

             Мишка едет на … (машине)

        4 задание. Давай теперь поработаем пальчиками. (пальчиковая гимнастика)

                                Мышку кошка обижала,

                                Мышка в норку забежала

                                Погрозила кошке злой:

                                «Разберусь еще с тобой!

                                Станешь чистить свою шубку,

                                Я с тобой сыграю шутку!

                                Вылью быстро банку с клеем,

                                Коготки твои я склею.

                                Долго в душе будешь мыться,

                                Но не сможешь ты отмыться!»

        5 задание. Я буду называть слова, и показывать картинки, а ты должен забрать себе те картинки, в которых есть звук [Ш]: (флаг, шашлык, грузовик, каша, телевизор, шоколад, чашка, яблоко, шкаф, штаны, гриб, шуба, шляпа, рыба, шапка, погремушка, лимон, плюшевый мишка, стол, шайба, клюшка, ведро, лошадка, машина). Назови все картинки.

        6 задание.  А теперь, закрой фишкой те слова, в которых звук [Ш] первый? Придумай сам слово, чтобы звук [Ш] был в середине слова.

        7 задание. Смотри, Маша уже почти нашла свой дом, но дальше она не может идти, потому что все твои картинки перемешались. Бабушка с дедушкой часто говорили Машеньке, чтобы она не разбрасывала свои игрушки. А тебе часто мама говорит, чтобы ты убирал игрушки? Давай поможем Машеньке сложить картинки на свое место. Вот смотри, как это будем делать: картинки штаны, шуба, шляпа, шапка – все это одежда. А теперь ты найди все игрушки, которые здесь нарисованы.

        Итог. Вот ты и помог Машеньке вернуться домой к бабушке и дедушке. Они тебе очень благодарны. Молодец, Ты сегодня очень хорошо занимался. Что делали? Что тебе понравилось?

        Домашнее задание – проговорить все слова, которые написаны у тебя в тетради, разделить слова на слоги.

Белгородский государственный университет

Контрольное занятие

по логопедической практике

на тему:

«Постановка звука [Р]»

студентки 060503 группы

Молчановой И.А.

Белгород 2007

Постановка звука [Р]

        Цель: добиться правильного произношения звука [Р]

        Задачи: Коррекционная: выработка верхнего зазубного положения языка, укрепление мышц языка, подвижность кончика языка.

        Развивающая: развитие фонематического восприятия, фонематического анализа,  развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики.

        Воспитывающая: внимание, усидчивость, самоконтроль.

        Оборудование: зеркало, игрушка «Собачка», д/и «Дорожки», картинки со звуком [Р]- 8 шт., картинки, в которых нет звука [Р] – 8 шт., д/и «Строим домик».

Ход занятия

        Организационный момент.

Здравствуй. Максим, смотри к нам пришла в гости собачка. Она очень просит нас помочь ей научиться рычать. Поможем?

        1. Разминка.

        Жил-был маленький Язычок. У него били друзья: лягушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника («улыбка», «хобот»)

        Раз – лягушка с толстым брюшком

        Два – большой и толстый слон.

        Ежедневно на опушке,

        Посадив ее в кадушку,

        Как под душем, он лягушку

        Поливал из шланга.

        Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправиться в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. («Парус»)

        Лодочка под парусом по речке плывет,

        На прогулку лодочка малышей везет.

        Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сом побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывает. Вдруг Язычок увидел маляра, который красил ярко-синей краской крышу дома. Давай покажем, как маляр красил крышу. («Маляр»)

        Я сегодня утром встал

        И поселок не узнал:

        Каждый столб и каждый дом

        Был покрашен маляром.

        Если хочешь жить, как в сказке,

        Позови на помощь краски!

        Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок  догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок и увидел, что это гриб. Давай  покажем, какой гриб увидел Язычок. («Грибочек» и дуем на него)

        Под березой, у дорожки

        Гриб растет на толстой ножке

        Мимо мы пройти не сможем,

        Гриб в лукошко мы положим.

        Насобирал Язычок полную корзину грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай, изобразим, как стучит дятел. («Дятел»)

        Дятел на стволе сидит,

        Клювом по нему стучит.

        Стук да стук, стук да стук.

        Раздается громкий звук.

        2. Теперь пусть наш язычок отдохнет, а поработают наши ушки. (д/и «Строим домик») Я называю слова и показываю картинки, а ты если услышишь рычание собачки в слове, заберешь себе картинку и будешь из них строить дом. Тебе все понятно?

        (шар, велосипед, рыба, кровать, яблоко, перец, морж, стол, русалка, груша, слива, карандаш, тетрадь, трактор, самолет, самовар, рак, радуга)

        3.  На прогулке наш Язычок встретился с зайкой. Зайчик говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик. (улыбнуться, широко открыть рот, поднять язычок в верх, с силой ударять кончиком  языка по бугоркам за верхними зубками и произносить Дрр-Дррр (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее))

        По шоссе машина мчит,

        Во все стороны рычит

        За рулем лихой шофер,

        «Дын-дын-дын»- гудит мотор.

        А теперь давай заведем мотор вот так: «Дын- дын- дын-дын. Дын-дын» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение.)

        4. А теперь, из картинок которые у тебя есть, будем выкладывать   кирпичики по рядам. 1 ряд – картинки, где [Р] в начале слова, 2 ряд – в середине, 3 ряд – в конце. Только все выполняй молча.

        5. Давай теперь порычим на собачку. (д/и «Дорожки»).

        Итог. Молодец, ты сегодня очень хорошо занимался, и собачка говорит тебе спасибо за помощь. Максим, что мы сегодня делали? Чем занимались? Что ты запомнил? А где находится язычок, когда мы рычим?

        Домашнее задание тебе такое – придешь домой и покажешь маме, бабушке, как ты умеешь рычать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Ж] в словах и чистоговорках. III тип слоговой структуры слова.

Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. "Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания". Представлены односложные слова из зак...

Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Автоматизация звука /ЛЬ/ в словах при обучении детей словообразованию: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -К, -ИК.

Речевая игра "Большой - маленький"  упражняет детей в умении образовывать слова с помощью суфиксов -К, -ИК и автоматизировать звук /ЛЬ/ с словах.  Речевой материал подобран, исходя...

Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...