Статья воспитателя Лебедевой Т.С." Сенсорное развитие детей с отклонением в развитии"
статья по коррекционной педагогике

Лебедева Тамара Сергеевна

Сенсорное развитие дошкольника с отклонением в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitatelya_lebedevoy_t.s.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья воспитателя Лебедевой Т.С. «Сенсорное развитие детей с отклонением в развитии»

Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с сформированными  органами чувств: у него есть глаза, уши,  кожа. Позволяющие ребенку  видеть, слышать, осязать предметы- это  лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, слушанию. Сформировать у него перцептивные действия-  целенаправленные обследовательские действия по выяснению свойств и качеств предметов окружающего мира . Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками- «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это  геометрические формы, величина, вес, цвета,  фонемы родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.

В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

   Сенсорное развитие  ребенка с отклонением в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно – один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже  сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и примериванием . Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способами в процессе действий с предметами. 

   Среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения детей с отклонениями в развитии являются: создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире; формированию обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений; усвоению необходимой сенсорной базы; своевременное и правильное соединение опыта со словом; формирование плана представлений. Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов детской деятельности, которые свойственны детям как с нормальным, так и с аномальным развитием - предметной, игровой, изобразительной. Программой воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению.Особое внимание рекомендуется уделить обучению особых  детей умению обследовать предмет, анализировать его. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

  В качестве важного условия развития сенсорной сферы выдвигается необходимость использования всех доступных ребенку способов передачи сенсорного опыта, подбор программных задач в соответствии с требованиями сенсорного развития, вне зависимости от уровня речевого развития ребенка; повседневное оформление и закрепление собственного речевого опыта ребенка в слове, создание образов представлений, которые могут быть актуализированы по слову. В систему сенсорного воспитания должна включаться специальная работа по овладению всеми способами усвоения сенсорного опыта - пониманием жестовой инструкции, подражанием, анализом образца, самостоятельным анализом задачи, действие по словесной инструкции или по словесному описанию.

Сенсорное воспитание умственно отсталых дошкольников, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии

Этот материал содержит методы работы по развитию сенсорного восприятия у детей с отклонениями в развитии...

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее в...

игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.

Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....