Использование песочной терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике

Использование песочной терапии для детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ТАЛЬЖИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«Игра песка»

Использование песочной терапии при работе с детьми с ОНР

Выполнила: А.А. Балакина, учитель-логопед


Паспорт проекта

Актуальность

У детей с общим недоразвитием речи нередко отмечается общая соматическая ослабленность, им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, в частности недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.

Эмоционально-волевые нарушения часто проявляются в виде повышенной возбудимости и истощаемости нервной системы. Может наблюдаться повышенная раздражительность, или наоборот заторможенность и вялость.

детей характеризуется малой инициативностью, неуверенностью в себе, отсутствием интереса к занятиям вследствие критичного отношения к состоянию собственной речи. Все это обуславливает задержку в формировании коммуникативных навыков в целом.

Таким образом, в коррекционных занятиях для детей с ТНР необходимо сочетать задания, направленные не только на коррекцию нарушений речевой сферы, а так же на развитие двигательной и эмоционально-волевой сфер.

 

Одним из мощных ресурсов для образовательной работы с детьми данной категории является метод песочной терапии.

Основными преимуществами этого метода являются:

• в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка;

• перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;

• игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки; песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей;

• следствием решения проблем в социально-эмоциональной сфере является развитие монологической и диалогической речи;

• игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности, воображение ребенка;

 В песочнице можно организовать игры направленные на развитие всех компонентов речи;

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка»

Игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Песочная терапия позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе. Актуальность заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние песочной терапии на речевое развитие ребѐнка. Кроме того, песочная терапия способствует развитию внимания, восприятия, памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.

  Основные преимущества метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе:

  • Развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, гладкое – острое, твердое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения);
  • существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет,  с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге - это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей,  дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать  негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека);
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он  проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог);
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи,  над фонетико-фонематической стороной речи,  развитию связной речи  у детей  с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Проблема

Совершенно        очевидно,        что        необходимо совершенствовать дидактически приемы, методы образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала.

Возникает проблема: создание условий для обеспечения эффективности работы по коррекции речевого развития детей средствами песочной терапии.

Цель проекта

развитие всех компонентов речевой деятельности детей с тяжелыми речевыми нарушениями средствами песочной терапии.

Задачи

Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

Совершенствование речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Повышение интереса к логопедическим занятиям; создание ситуации успеха.

Стабилизация психоэмоционального состояния детей;

Принципы реализации проекта

  • принцип доступности предусматривает учет уровня речевого развития, особенностей индивидуального и психического развития детей;
  • принцип системности обеспечивает решение комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;
  • принцип последовательности заключается в постепенном повышении уровня сложности речевого материала в процессе познавательной деятельности с песком.
  • принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно- образовательной работы.

тип проекта

Образовательно – развивающий. 

По содержанию: практико – ориентированный.

По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с семьей.

По количеству участников: индивидуально – подгрупповой.

Срок реализации

сентябрь 2021 - май 2022

Этапы реализации проекта.

Предмет исследований: песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.

I этап - Подготовительный.

- изучение методической литературы с использованием интернет ресурсов, анализ ситуации;

  • ознакомление        родителей с        проблемой, целью и задачами проекта;
  • подбор        наглядно – дидактических материалов и оборудования для НОД, игр, индивидуальной работы с детьми.

II этап – Внедренческий.

  • подбор        методических        рекомендаций        по        использованию песочной терапии в коррекционной работе;
  • создание системы игр и занятий с детьми;
  • привлечение родителей к использованию песочной терапии в рамках семейного воспитания.

III этап - Итоговый.

  • консультации для педагогов и родителей;
  • создание картотеки игр и упражнений с песком;
  • памятки об использовании игр с песком в семье;
  • презентация «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ».

IV этап - Рефлексия.

  • произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;
  • распространить идею проекта в образовательной среде.

Участники проекта

  • воспитанники старших и подготовительных групп, нуждающиеся в коррекции речевого развития;
  • воспитанники с ограниченными возможностями здоровья;
  • учителя-логопеды;
  • родители воспитанников

Формы работы с детьми

Подгрупповые занятия

Индивидуальные дидактические игры и упражнения

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

Ожидаемый результат

В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Песочная терапия в коррекции речевых нарушений» у воспитанников повысится уровень фонетико-фонологической и лексико-грамматической компетенции, будут развиваться познавательные способности и

навыки позитивно-коммуникативного поведения.

Для детей:

  • повысился        уровень        фонетико-фонологической        и        лексико- грамматической компетенции;
  • повысился уровень познавательной активности (расширились представления об окружающем мире), творческих способностей, позитивно-коммуникативного поведения в ходе игр с песком;
  • совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве.

Для педагогов:

  • повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий;
  • внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы для обеспечения эффективности коррекции речевого развития детей.

Для родителей:

  • повышение уровня заинтересованности родителей в применении развивающих технологий дома.

Методические рекомендации по организации занятий с использованием песочной терапии с детьми с ОВЗ

Организацию игр-занятий с песком можно разделить на 3 типа:


1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, трафареты, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);


2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;


3) организация сюжетов, создание композиции, моделирование игровых ситуаций.

Организация игрового процесса
 включает 5 шагов:

Первый шаг – демонстрация песочницы

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые  борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, бора символизируют небо. У песочницы есть ещё один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь всё подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

РИТУАЛ «ВХОДА» В «ПЕСОЧНУЮ СТРАНУ».

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря —
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!

Четвёртый шаг – формулирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задаёт тему занятия, от его лица ведётся увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки…

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

 РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ «ПЕСОЧНОЙ СТРАНЫ».

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок.

Основные направления песочной терапии, используемые в логопедической работе:


- формированию фонематического слуха и восприятия,
- работа над слоговой структурой,
- развитие языкового анализа и синтеза
- расширение словарного запаса,
- развитию связной речи,
- развитие высших психических функций,
- развитие моторики, конструктивного праксиса.

Условия работы с детьми:


1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и  порезов на руках.
4. Для работы можно использовать передники.
5. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
6. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Оборудование для игр с песком

Стол для песочной терапии с подсветкой.

Дополнительный материал:
- формочки для работы с песком,
- наборы тематических игрушек,
- бросовый, природный материал (картон, бумага, пластилин, любые краски для смешивания с песком, ткань, гербарий),
- дидактические игры (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, магнитная азбука,), строительный материал, трафареты.

Проект предусматривает проведение одного мероприятия в неделю с использованием песка, это могут быть игры на развитие какого-либо компонента речевой системы, как индивидуальные, так и подгрупповые. А так же комплексные подгрупповые занятия.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно — развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Проект находится на стадии реализации, но уже можно смело судить о его результативности. У детей заметно вырос познавательный интерес, мотивация к занятиям. Поскольку игры и занятия с песком подкреплены позитивными эмоциями, материал с таких занятий усваивается легко и более полноценно.

Следовательно, игры и занятия с песком являются эффективным средством коррекции всех компонентов речевой системы детей с ТНР.

        

Приложение

Правила игры с песком.


1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить! (
Т. М. Грабенко)


Игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости.

Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.

Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

  • “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
  • “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
  • “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх–вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • Предложите ребенку, а еще лучше – двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать двумя пальчиками  мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы.

.

Выкладываем и печатаем на песке. Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например самолета, солнышка, цветка или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Поначалу взрослый  может рисовать на песке палочкой контур предмета,  а ребенок  будет выкладывать по нему изображение. Затем сам начнет придумывать сюжеты для своих картин. На песке можно создавать изображения методом печатания. Чтобы выдавливать их на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки, дощечки или ладоней разровнять влажный песок, подготовив таким образом гладкую поверхность. А дальше, слегка вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации

Что же спрятано в песке? Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:

«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..»

Узоры на песке. Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человечка.

Кто я? Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок, листок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

Волшебное превращение. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Узнавалки. В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож. В качестве примера можно предложить следующие контуры и варианты ответов к ним.

Одновременно. Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.

Вылечи букву (для старшего дошкольного возраста). Напишите на песке любую букву, а затем сотрите какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит  дольше сохранить работоспособность ребенка.  Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.


Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

 Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики,  дошкольник учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

  • «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
    - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
    - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
    - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
    - Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
    - Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
     Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
     Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
     «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
     Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
     Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
     Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
     Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
     Выложить фишками геометрическую фигуру.
     Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
     Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
     Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
     Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
     Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
     Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
     Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
     При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
     Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
     Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
     «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
     Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

     «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
     «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
     Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
     Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
     Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
    - Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.)
    Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
    - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
    Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)
     Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
     Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
     Игра «Какой звук лишний?»
    - А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
    - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
    - р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
    - д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
    - ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
    - з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
     Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
    - та-ка-па
    - па-ка-та
    - ка-на-па
    - га-ба-да
    - па-ба-па
    - по-бо-по
    - пу-бу-пу
    - пы-бы-пы
    - та-да-та
    - да-та-да
    - ла-га-ка
    - га-ка-га
    С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
     Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
     Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
    При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
     Упражнение "Необыкновенные следы".
    "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
    "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
    "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").



Литература:


1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСПиП, 1998.

3. Кобзарева, Л.Г., М.П.Резунова. Игры и упражнения для разщвития речи на 1 этапе коррекционного обучения детей с ОНР.

4. Кононов В. Счастливое детство в любимом городе. История воронежских памятников. Библиотека журнала «Черноземье».7. 5.Лиманская О.Н.Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с. (Логопед в ДОУ).

6. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

7. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

8. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.

9. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

11. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста"...

Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессозна...

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Игры с песком для дошкольников....

«Песочная терапия для детей дошкольного возраста с проблемами в развитии» /консультация для воспитателей/

Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными фор...

Методическая разработка занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бе...