проект: «Коррекция: нарушений звукопроизношений, дислексии, дисграфии»
проект по коррекционной педагогике

Актуальность:  звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.  Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_praktiko-orientir1.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Коррекция: нарушений звукопроизношений, дислексии, дисграфии»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019г.).

Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, родители.

Руководитель: учитель-логопед Родионова Ирина Георгиевна

Актуальность:  звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.  Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема: нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения - дислексии и письма - дисграфии, которое проявляется в стойких специфических ошибках, а так же  снижается  учебная мотивация.

Гипотеза: в работе проверяется предположение о том, что эффективность логопедической работы по профилактике дислексии и дисграфии у обучающихся может быть повышена при условии учёта структуры нарушений речи.

Цель: объединяя совместные усилия учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога и родителей (законных представителей) работать над коррекцией звукопроизношения.

Задачи: 

  1. Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
  2. Формировать и совершенствовать звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
  3. Развивать коммуникативные способности, уверенность в себе.
  4. Формировать совместной творческой деятельностью эмоциональный детско-родительский контакт.
  5. Исследовать состояние предпосылок дислексии и навыков процесса чтения грамматического строя речи у обучающихся и проанализировать полученные результаты.
  6. Оценить эффективность логопедической работы по профилактике дислексии и дисграфии у младших школьников.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
  • создать развивающую среду в кабинете;
  • подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы;
  • провести логопедическое обследование, анкетирование с родителями.

Основной этап:

  • развивать звуковую культуру речи;
  • осуществлять речевое развитие используя занимательный материал;
  • приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (консультации, беседы, открытые занятия).

Заключительный этап:

  • логопедическое обследование.
  • родительское собрание.
  • анкетирование родителей.


Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях используются методы и приемы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.



Календарный план реализации проекта

Дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь

Логопедическое обследование (с 1 по 15 сентября)

Октябрь

Родительское собрание «Результаты логопедического обследования и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2018-2019 учебный год

Ноябрь

Семинар-практикум для педагогов с участием учеников и родителей: «Как избежать ошибок при формировании письменной речи?»

Декабрь

Конкурс стихов «Волшебница-зима»

Январь

Семинар – практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи»
Мастер-класс «Ох уж этот трудный звук»

Февраль

Открытые занятия для учителей «Звук [Л] в словах, предложениях, связной речи».

Март

Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в  словах, предложениях, связной речи».

Апрель

«Неделя правильной речи»

Май

Итоговые занятия

Предполагаемый результат:

  • повысится интерес к учебной деятельности;
  • улучшится качество звукопроизношения;
  • повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение логопедического обследования выявило положительную динамику в развитии:

  • звукопроизношения;
  • психических процессов;
  • коммуникативных функций речи.

Дальнейшее развитие проекта:

  • публикация проекта;
  • проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.


Предполагается использование данного проекта:

  • в работе;
  • внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
  • обмен опытом с педагогами.

Список литературы:

  1. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
  2. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007
  3. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р. Пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
  4. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014
  5. Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007
  6. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л. Пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

   Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

Проект учителей-логопедов Говорим красиво (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)

Цель проекта - повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)....

"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...

Проект: «Говорим красиво» (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)

Практико-ориентированный проект по коррекции нарушений звукопроизношения с тяжелыми нарушениями речи...

Проект: «Говорим красиво» (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)

Цель: повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)...