проект: «Коррекция: нарушений звукопроизношений, дислексии, дисграфии»
проект по коррекционной педагогике
Актуальность: звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_praktiko-orientir1.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Коррекция: нарушений звукопроизношений, дислексии, дисграфии»
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019г.).
Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, родители.
Руководитель: учитель-логопед Родионова Ирина Георгиевна
Актуальность: звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Проблема: нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения - дислексии и письма - дисграфии, которое проявляется в стойких специфических ошибках, а так же снижается учебная мотивация.
Гипотеза: в работе проверяется предположение о том, что эффективность логопедической работы по профилактике дислексии и дисграфии у обучающихся может быть повышена при условии учёта структуры нарушений речи.
Цель: объединяя совместные усилия учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога и родителей (законных представителей) работать над коррекцией звукопроизношения.
Задачи:
- Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
- Формировать и совершенствовать звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
- Развивать коммуникативные способности, уверенность в себе.
- Формировать совместной творческой деятельностью эмоциональный детско-родительский контакт.
- Исследовать состояние предпосылок дислексии и навыков процесса чтения грамматического строя речи у обучающихся и проанализировать полученные результаты.
- Оценить эффективность логопедической работы по профилактике дислексии и дисграфии у младших школьников.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
- создать развивающую среду в кабинете;
- подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы;
- провести логопедическое обследование, анкетирование с родителями.
Основной этап:
- развивать звуковую культуру речи;
- осуществлять речевое развитие используя занимательный материал;
- приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (консультации, беседы, открытые занятия).
Заключительный этап:
- логопедическое обследование.
- родительское собрание.
- анкетирование родителей.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).
Для реализации проекта на коррекционных занятиях используются методы и приемы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Календарный план реализации проекта
Дата проведения мероприятия | Наименование мероприятия |
Сентябрь | Логопедическое обследование (с 1 по 15 сентября) |
Октябрь | Родительское собрание «Результаты логопедического обследования и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2018-2019 учебный год |
Ноябрь | Семинар-практикум для педагогов с участием учеников и родителей: «Как избежать ошибок при формировании письменной речи?» |
Декабрь | Конкурс стихов «Волшебница-зима» |
Январь | Семинар – практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи» |
Февраль | Открытые занятия для учителей «Звук [Л] в словах, предложениях, связной речи». |
Март | Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в словах, предложениях, связной речи». |
Апрель | «Неделя правильной речи» |
Май | Итоговые занятия |
Предполагаемый результат:
- повысится интерес к учебной деятельности;
- улучшится качество звукопроизношения;
- повысится уровень развития психических процессов.
Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах.
Оценка эффективности реализации проекта:
Проведение логопедического обследования выявило положительную динамику в развитии:
- звукопроизношения;
- психических процессов;
- коммуникативных функций речи.
Дальнейшее развитие проекта:
- публикация проекта;
- проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
- разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагается использование данного проекта:
- в работе;
- внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
- обмен опытом с педагогами.
Список литературы:
- Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007
- Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р. Пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
- Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014
- Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007
- Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л. Пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений
Логоритмика как однин из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией....
Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.
Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...
Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения
Материал для автоматизации звуков...
Проект учителей-логопедов Говорим красиво (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Цель проекта - повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)....
"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".
В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...
Проект: «Говорим красиво» (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Практико-ориентированный проект по коррекции нарушений звукопроизношения с тяжелыми нарушениями речи...
Проект: «Говорим красиво» (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Цель: повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)...