«Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ДО в филиале детский сад «Сказочный городок»
методическая разработка по коррекционной педагогике
«Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ДО в филиале детский сад «Сказочный городок»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал детский сад «Сказочный городок» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Коксинская общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза В.И. Харитошкина
Выступление на августовской конференции работников образования
«Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ДО в филиале детский сад «Сказочный городок»
Подготовила: методист
д/с «Сказочный городок»
Иванова Н.Г.
с.Усть-Кокса, 2022
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Иванова Наталья Григорьевна, я методист филиала детский сад «Сказочный городок» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Коксинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза В.И. Харитошкина. (слайд № 1)
Сегодня я хочу представить вам опыт работы нашего детского сада по теме «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ДО в филиале детский сад «Сказочный городок».
Для того, чтобы мне понимать присутствующую здесь целевую аудиторию, предлагаю небольшой опрос. Поднимите пожалуйста руку те педагоги, которые никогда не работали с детьми ОВЗ, теперь те, у кого был опыт работы, но нет понимания данного процесса, ну и те педагоги, которые работают с детьми с ОВЗ и знают, что и как нужно делать. Мы видим, что среди нас присутствуют педагоги, которые не совсем хорошо ориентируются в данной области, поэтому некоторые моменты буду пояснять конкретнее. В конце вы сможете задать интересующие вас вопросы.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в том числе детей-инвалидов, дает возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребенок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование). (слайд № 2)
Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в ДО.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с ОВЗ. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Есть 2 варианта появления ребенка с ОВЗ в ДОО:
1 вариант –при зачислении в детский сад родители предоставляют старшему воспитателю заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о том, что ребенок имеет статус ОВЗ или справку медико- социальной экспертизы (МСЭ) о том, что ребенок имеет статус ребенок-инвалид.
2 вариант- ребенок зачислен, уже посещает детский сад, в адаптационный период воспитатели группы начинают замечать некоторые особенности в развитии ребенка.
Мной и учителем-логопедом Аленой Алексеевной был разработан протокол действий для воспитателей по выявлению ребенка с особенностями в развитии, в котором после наблюдений и проведения диагностики индивидуального развития воспитатель должен составить на такого ребенка педагогическую характеристику, в которой прописаны проблемные области развития ребенка. Далее такого ребенка обследуют наши специалисты и составляют характеристику (при обязательном наличии письменного согласия родителя на обследование). Специалисты беседуют с родителями (законными представителями) и если они дают согласие, то начинает свою работу ПП консилиум детского сада. Педагог пишет на ребенка педагогическую характеристику, специалисты делают заключение обследования, на заседании членами консилиума принимается решение о дальнейшем сопровождении ребенка. Если нарушения серьезные, родителям предлагается посетить ТПМП комиссию, объясняется, вся процедура прохождения. Если родители согласны, то специалисты ТПМПК проводят дополнительное обследование, а так как в ДОУ не психолога, то психолог ТПМПК проводит психологическое обследование. На заседании комиссии принимается решение о присвоении ребенку определенного статуса и дальнейшего его сопровождения в ДОУ.
В обоих случаях у нас ребенок со статусом ОВЗ и/или ребенок-инвалид.
( слайд № 3)
Согласно современному законодательству в области образования обучающихся с ОВЗ, любая организация, осуществляющая образовательную деятельность в нашем случае -дошкольная образовательная организация обязана предоставить услуги психолого-педагогического сопровождения ребенку, имеющему инвалидность и / или имеющему ограниченные возможности здоровья. Предоставляя услуги ребенку с подобными проблемами, образовательная организация берет на себя ответственность за создание специальных условий для получения образования, обозначенных в заключении ПМПК либо в ИПРА (при наличии инвалидности). Причем перечень специальных условий будет зависеть от особых образовательных потребностей каждого конкретного ребенка.
В настоящее время в детском саду «Сказочный городок» функционирует 4 группы, 2 из которых общеразвивающей направленности, а 2 группы комбинированной направленности. Из общей численности 100 воспитанников, 7 детей имеют особенности развития. (слайд № 4)
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Нозологические группы | Количество детей | Программа | |
Дети с ОВЗ | ТНР- тяжелое нарушение речи | 4 | АООП ДО для детей с ТНР |
Дети - инвалиды | 1.Слабослышащий +ТМНР (НОДА, ОНР, ЗПР) 2. Слабовидящий 3.Диабет | 1 1 1 | АООП ДО для слабослышащих воспитанников с учетом психофизических особенностей ребенка с НОДА и индивидуальных возможностей здоровья в сопровождении ассистента (помощника) АООП для слабовидящих обучающихся ООП ДО |
Создание условий должно обеспечить реализацию образовательных прав особого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования.
Для качественной комплексной воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в детском «Сказочный городок» созданы следующие условия: (слайд № 5)
Условия реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
I. Нормативно-правовые.
Нормативно-правовой основой деятельности являются: федеральные. Региональные, муниципальные нормативно-правовые документы.
Локальные акты ДОО (слайд № 6)
Разработаны следующие положения регулирующие работу с детьми с ОВЗ Положение: о филиале д/с, о ППконсилиуме, о консультационном центре, о группе комбинированной направленности, об организации инклюзивного образования, положение о логопункте, об оказании логопедической помощи, об организации коррекционной работы, о разработке АООП.
ООП детского сада + рабочие программы воспитателей и специалистов
АООП по разным нозологическим группам (АООП для детей с ТНР, АООП для слабослышащих детей с НОДА, АООП для слабовидящих детей); (слайд № 7, 8). разработаны ИОМ на учебный год на каждого ребенка с ОВЗ, где отражены данные о ребенке, родителях, внесена информация из заключения ТПМПК, цели и задачи из АООП, а также ежедневное планирование индивидуальной работы . (слайд № 9)
II. Материально-технические: (слайд № 10)
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности.
- кабинет специалистов (совмещенный для учителя-логопеда и учителя-дефектолога), оснащенный по Федеральной программе «Доступна среда»
- музыкально-физкультурный зал (оборудованный всем необходимым, в том числе детскими спортивными тренажерами) (слайд № 11)
- мультимедийные установки
- ППРС групп, оснащенная в соответствии с требованиями ФГОС ДО
(в каждой группе организованы уголки речевого развития и дидактические полки с различными коррекционно-развивающими играми для детей с ОВЗ и детей-инвалидов)
III. Кадровые: (слайд № 12) таблица
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям.
Комплексное сопровождение детей в нашем детском саду осуществляют
- Старший воспитатель (выполняет функции заведующего)
- Методист
- Медицинский работник
- Инструктор по физической культуре
- Родители
- Воспитатель
- Учитель-логопед
- Учитель-дефектолог
Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Функции участников психолого – педагогического сопровождения
Старший воспитатель | обеспечивает условия для полноценного развития дошкольников, осуществляет контроль, за состоянием образовательного процесса. |
Методист | организовывает консультативную работу с педагогами, родителями; повышает уровень педагогической компетентности педагогов детского сада, помогает воспитателям строить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника, также осуществляет контроль за состоянием образовательного процесса. |
Медицинский работник | участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию к педиатру, осуществляет контроль за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм |
Инструктор по физической культуре | осуществляет физическое воспитание детей; учитывает физическое развитие детей при подборе материала для занятий; организовывает совместные праздники и развлечения; проводит оздоровительные мероприятия и ЛФК |
Родители | это то естественное окружение (речевое, воспитательное, развивающее), которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. |
Воспитатели | осуществляют воспитательно-образовательный процесс с учетом рекомендаций всех участников психолого-педагогического сопровождения, создает предметно-развивающую среду для профилактики и коррекции нарушений воспитанников. |
Учитель-логопед | Осуществляет коррекцию речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, логопедических занятий, проведения дополнительной логопедической работы |
Учитель-дефектолог | Осуществляет коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии воспитанников путём проведения индивидуальных занятий |
Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. (слайд № 13,14)
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде. Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа в основном проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Стремимся приблизить и уровнять стартовые возможности детей при поступлении в школу.
IV.Научно-методические
Работа с педагогами и другими работниками ДОУ.
- Профилактическая работа с воспитателями. Обучение педагогов навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с воспитанниками и коллегами
- Консультирование педагогов по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
1. Составление ИОМ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов проходит в тесном сотрудничестве воспитателей, методиста и специалистов детского сада. Как только особенный ребенок приходит в детский сад. На него собираются все данные и заключения, с согласия родителей (законных представителей) проводится педагогическая диагностика и обследование специалистами. Учитель-логопед и учитель-дефектолог дают воспитателям практические рекомендации, помогают подбирать комплекс игр и упражнений.
2. Специалисты детского сада ведут тетрадь взаимосвязи с воспитателями, где прописывают темы консультаций, подборку игр и упражнений, а также образовательный запрос педагогов. (слайд № 15,16)
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций, различных тренингов, интеллектуальных-кафе (я, как методист провожу данную работу ориентируясь на запросы педагогов и новинки в образовании. Привлекаю к подготовке методических мероприятий, как воспитателей, так и специалистов. Постоянно придумываем новые формы проведения.)
3.В современных условиях педагоги должны быть грамотными во всех сферах своей деятельности, были и есть затруднения в работе с детьми с ОВЗ. Педагоги ДОУ повышают свою компетентность на курсах повышения квалификации, а затем, по уже сложившейся традиции, делятся с коллективом своими знаниями на семинарах, пед.часах и т.д.
Работа с родителями в рамках КЦ «Шаг на встречу»
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию воспитанников к ДОУ; беседы, лекции, семинары-тренинги по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие родители.
1.Учитель-логопед в своей работе во взаимодействии с родителями детей занимающихся на логопункте использует тетрадь домашних заданий. В тетрадь вклеивает различные задания и упражнения, для выполнения дома родителем и ребенком. Данная форма работы зарекомендовала себя как очень эффективная. Но, только в том случае, если родитель качественно занимается с ребенком и ребенок всегда выполняет все задания.
V V. Учебно-методические (слайд № 17,18)бно-методическо
Понимая причины трудностей, возникающих в работе психолого-педагогического сопровождения нашей организации, мы видим следующие пути решения проблемы:
1. Продолжать работу с педагогами ДОУ через организацию различных форм повышения компетентности:
• Обучение педагогов (курсы ПК, проведение семинаров, консультаций, посещение открытых мероприятий педагогического сообщества, использование методической литературы;
• Помощь в разработке программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
• Привлечение специалистов, в случае необходимости.
2. Вести информационно-просветительскую работу с родителями (законными представителями) с помощью различных форм взаимодействия: консультации, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, семинары-тренинги по развитию навыков общения и сотрудничества и пр.
При этом, работу с родительской общественностью, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса и его качества. В нашем детском саду, по возможности созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов и педагогов детского сада по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей участниками образовательного процесса. Но, данный процесс не совершенен и впереди предстоит еще много работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...
Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...
Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...
Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».
Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....
Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...
Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
Дети с ограничеными возможностями....
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Cегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...