"Формирование и развитие навыков конструирования у дошкольников с ОВЗ (ЗПР,РАС)
презентация по конструированию, ручному труду
Конструирование относится к универсальной деятельности, которая направлена на развитие как познавательно, так и художественно-эстетического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование и развитие навыков конструирования у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, РАС).
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я воспитатель Потафеева Тамара Григорьевна. Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта работы «Формирование и развитие навыков конструирования у дошкольников с ОВЗ (ЗПР, РАС)»
2 слайд
Конструирование относится к универсальной деятельности, которая направлена на развитие как познавательно, так и художественно-эстетического развития ребенка.
В познавательном развитии упор делается на развитие аналитико-синтетической деятельности (целое, состоящее из частей, части, объединенные в целое). Ребенка учат анализировать образец, выбирать способ постройки.
В художественно-эстетическом развитии акцент делается на развитие у детей понимания пользы и красоты постройки, т.е. какая она, для чего нужна человеку.
3 слайд
На первый взгляд простая и интересная деятельность, к которой относится конструирование, имеет ряд особенностей у детей с задержанным развитием и тем более у детей с расстройствами аутистического спектра.
Так, исследователи О.П. Гаврилушкина, В.Т. Хохрина В.А. и др. доказали, что у детей данной группы истинная конструктивная деятельность не формируется, а наблюдается лишь усвоение элементов конструктивных действий.
Причинами такого своеобразного развития конструктивной деятельности являются специфические нарушения, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра. К ним относятся:
- искажение процессов воображения и накопления жизненного опыта, что отражается на развитии игровой деятельности детей и как следствие создание замысла необходимой постройки;
- трудности социального взаимодействия и коммуникации;
- фрагментарность восприятия (когда дети фиксируют внимание на мелких деталях и испытывают трудности с формированием целостного образа предмета);
- повышенная или пониженная сенсорная чувствительность детей с РАС.
Коррекция имеющихся нарушений должна начинаться как можно в более раннем возрасте, что позволяет скорректировать имеющиеся трудности и предупредить развитие вторичных нарушений.
4 слайд
Для того чтобы активизировать мыслительные процессы, повысить познавательную активность, мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья, мы используем разные виды конструкторов:
- плоскостной (геометрические формы, вырезанные из плотного картона);
- настольный деревянный (наборы от 16 до 64 деталей);
- напольный (наборы фабричного производства с крупногабаритными деталями);
- конструктор типа «Лего» (наборы разной комплектации):
- самодельный конструктор (из пустых жестяных банок, картонных коробок разного размера, обклеенных цветной пленкой и др. предметов);
- конструктор-репейник (набор круглых липучих шариков);
- а также конструктор, выполненный из поролоновых губок (набор губок для мытья посуды разного размера и цвета, детали из липучки, палочки для соединения частей);
- «Дары Фребеля»
Все эти виды конструкторов используются мной ежедневно как в организованной образовательной деятельности, так и свободной самостоятельной деятельности детей, и в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ.
5 слайд
Хочу немного рассказать о конструкторе из поролоновых губок.
Данный вид конструктора имеет следующие преимущества в использовании:
- развивает и поддерживает интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к конструктивной деятельности;
- разнообразит и обогащает сенсорное восприятие детей (в наборах губок присутствуют основные цвета и оттенки, они имеют различную фактурную поверхность - мелкопористую, крупнопористую, шероховатую);
- является доступным по цене, в отличие от деревянного или напольного конструктора, что позволяет иметь в группе достаточное количество наборов на каждого ребенка для проведения занятий, а также для свободной деятельности;
- легко поддается трансформации инструментами (ножницами, макетным ножом), чтобы выполнить необходимые детали для занятий – призмы, цилиндры, кубы, арки, конусы;
- из поролонового конструктора можно сооружать не только постройки, но и различные объемные предметы (человека, птиц, животных и т.д.), скрепляя детали при помощи зубочисток, и применяя для украшения ленту-липучку;
- в процессе использования подобного рода конструктора у детей формируется интерес к поисково-исследовательской деятельности, так как он помогает самостоятельно находить отдельные конструктивные решения при сооружении построек по замыслу, по условию; а также при необходимости легко комбинируется с другими видами конструкторов, например деревянным и самодельным;
- является самым безопасным из всех видов конструкторов (легкий, не бьется, не имеет слишком мелких деталей).
Конструктор из поролоновых губок на первом году обучения применяется как для создания изображения на плоскости, так и для создания простых объемных построек по образцу. Перенос одного и того же предмета из плоскостного изображения в объемное (наприме6р домик на плоскости, и дом объемный) способствует формированию и закреплению образа предмета, улучшает элементарные представления детей об объектах окружающего мира, а также влияют на последующее более точное изображение предметов в рисовании, лепке и аппликации.
Примеры построек из поролонового конструктора. (ФОТО)
6 слайд
В моей группе компенсирующей направленности дети с ОВЗ (ЗПР, РАС) обучаются на протяжении четырех лет. Уровень знаний и умений детей в начале пребывания в группе компенсирующей направленности по продуктивным видам деятельности очень низкий – они не знают элементарных геометрических форм, в том числе и объемных, затрудняются в различении основных цветов и оттенков; дети практически не умеют строить по образцу, по условию, по замыслу; очень редко пользуются конструктором в свободной деятельности.
Чтобы научить различать основные формы и цвета, а также величину предметов, на первом году обучения в индивидуальной работе и свободной самостоятельной деятельности детей я использую в основном плоскостной конструктор из наборов четырех основных геометрических форм – это круги, квадраты, треугольники и прямоугольники разного размера и цвета.
Дети учатся выкладывать элементарные изображения предметов на плоскости по образцу, одновременно закрепляя пространственное расположение (середина, вверху, внизу, слева, справа). затем задания начинают варьироваться – выложить предмет только из 2-х форм, только из однородных форм, только из форм одного цвета и т.д.
ФОТО
7 слайд
После этого постепенно вводится деревянный настольный конструктор с объемными формами – кубиками, кирпичиками, призмами, конусами. Так как дети с ОВЗ 4-5 лет фактически отстают от сверстников на 1-1,5 года по уровню развитии. Дети учатся создавать простые постройки по образцу, содержание построек усложняются постепенно (например, сначала строим заборчик для игрушки по образу в один ряд, затем обстраиваем забор вокруг игрушки, после этого строим забор без игрушки и без образца по памяти). В процессе постройки постоянно закрепляем название деталей и их форму (кирпичик- прямоугольный, призма- треугольная и т.д.), и цвет.
8 слайд
При прохождении некоторых лексических тем, например, «Транспорт», «Мебель», «Дом и его части», я провожу коллективные постройки с использованием крупного напольного конструктора – это стимулирует интерес к конструированию, способствует развитию творческих навыков, кроме того так дети легче переносят образец действий в свободную деятельность и начинают выполнять эти постройки самостоятельно в сюжетно-ролевой игре.
ФОТО
9 слайд
На втором году обучения я продолжаю использовать как вышеуказанные виды, так ввожу и новые, используя их в организованной образовательной и свободной самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной работе.
Особой привлекательностью у детей старшего возраста пользуется конструктор типа «Лего» среднего размера. И хотя в начале обучения постройки детей не отличаются разнообразием, но при использовании моего образца, затем наглядных пошаговых схем-образцов из небольшого количества деталей, а также приучение к анализу последовательности работы и использования каждой детали, позволяют детям с ОВЗ в последующем использовать обычные картинки с изображением целой постройки и выполнять работу самостоятельно без помощи.
ФОТО
10 – 11 слайд
Также старшим детям очень нравится использовать и самодельный конструктор из бросового материала, детали в нем имеют разную величину – от большой коробки из-под сока до маленького цилиндра из футляра от губной помады. Данный вид позволяет детям участвовать в его создании и пополнении – приносить коробки от разного размера, обклеивать их вместе с другими детьми, раскрашивать, дополнять аппликацией (окна, двери и т.д.). Такое разнообразие позволяет развивать творчество и формировать умение выполнять постройки по замыслу.
ФОТО
12 слайд
Конструктор из поролона на втором и третьем годах обучения использовать с усложнением, путем введения большего количества деталей, а также палочек –соединителей. Это позволяет применять его для конструирования птиц и животных на занятиях при прохождении соответствующих лексических тем. Одновременно повышаются требования к безопасности, так как палочки-соединители имеют острые концы, поэтому даю детям только под своим руководством
ФОТО
13 слайд
На третьем году обучения детям с ОВЗ я предлагаю еще один вид конструкторов.
Конструктор-репейник – применяется как на занятиях, так и в свободной деятельности, он также подходит для построек на плоскости и в объеме. Для плоскостных изображений можно использовать силуэты различных предметов, которые дети заполняют липучками путем их соединения. При создании объемных изображений необходимо сначала анализировать образец, проговаривать этапы работы, отрабатывать эти навыки на изображении простых предметов (например мяч, снеговик) с моей помощью , а затем уже использовать в самостоятельной деятельности.
Для того, чтобы работа с разными видами конструкторов закреплялилась в свободной художественной деятельности, в группе специально создан центр для конструктивных игр, где на отдельной полке выставлены образцы построек. Образцы меняются еженедельно и при их постройке также применяются разные виды конструкторов. Также создана картотека образцов, как пошаговых, так и обычных для самостоятельного использования детьми в зависимости от возраста.
ФОТО
14 слайд
Одной из интересных развивающих технологий, в работе с детьми с ОВЗ, является систематическое и целенаправленное использование игрового набора «Дары Фребеля». Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ превратить в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.
Данный игровой набор стал мне настоящим помощником в разнообразных формах работы с детьми.
Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, я учитываю индивидуальные особенности, а также возможности каждого ребенка в частности, их желания и интересы. я считаю, что «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.
Исходя из опыта применения, я могу сделать вывод, что такой подход позволяет существенно повысить уровень умений и навыков детей с ОВЗ по конструированию к концу третьего года обучения.
Кроме того, применение разных видов конструкторов, в том числе и нетрадиционных, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет подвести следующие итоги:
- данный подход создает устойчивую мотивацию и познавательную активность детей с ОВЗ в процессе организованной образовательной деятельности по конструированию;
- развивает их творческую активность в процессе самостоятельной деятельности с разными видами конструкторов;
- формирует необходимые высшие психические функции и операции мыслительной деятельности, способствующие коррекции и компенсации интеллектуальной недостаточности.
15 слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Динамика развития навыков конструирования в дошкольном возрасте"
Анализ динамики развитие навыков конструирования в дошкольном возрасте....
Тезисы на тему: "Методическое обеспечение проекта «Зоопарк» как средство развития навыков конструирования у старших дошкольников"
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет в качестве одного из приоритетных видов активностив ДОУ детское конструирование, так как данный вид деятельности, направ...

Методическое обеспечение проекта «Транспорт», направленного на развитие навыков конструирования у детей подготовительной группы
Тезисы о Лего конструировании в подготовительной группе...

«Формирование и развитие навыков самообслуживания у дошкольников»
Консультация для родителей "Формирование и развитие навыков самообслуживания у дошкольников"...

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста
Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...

Формирование навыков конструирования у дошкольников
Конструирование для дошкольника – легкая дорога к познанию. Играя с любым конструктором, ребенок познает мир с удовольствием. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую мо...