Тема: «Формирование конструктивных способностей у детей через применение метода проектов»
проект по конструированию, ручному труду

Углова Мария Михайловна

Тема: «Формирование конструктивных способностей у детей через применение метода проектов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stazherka_po_konstruirovaniyu_2022-1.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №95 комбинированного вида»

Городская стажерская площадка

Тема: «Формирование конструктивных способностей у детей через применение метода проектов»

Разработали:

Воспитатели Бороздина О.В.,

Углова М.М.

2022г

Тема: «Формирование конструктивных способностей у детей через применение метода проектов»

Постановка проблемы.

В современном обществе существует потребность в социально активных, самостоятельных, творческих людях. Творческая активность в свою очередь обусловлена постоянным поиском чего-то нового, чему способствует развитие воображения дошкольника в различных видах детской деятельности. В связи с этим возникает проблема между запросами общества и необходимость поиска решения данных потребностей через применение актуальных способов педагогического воздействия.

Актуальность.

В нормативно-правовых документах достаточно часто делается акцент на важность развития инициативы и самостоятельности, в частности в познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. А также на необходимость разработки новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего обучения.  

В комплексной образовательной программе «Детство», реализуемой в МБДОУ, подчеркивается необходимость развития творческой активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Согласно содержанию образовательной программы, именно конструированию отводится важная роль в развитии данных способностей дошкольников.

Таким образом, перед педагогом стоит необходимость в развитии творческой активности и познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Для этого нужно подобрать подходящие способы работы. Известно, что именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности детей, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. Наблюдения показали, что игры с конструктором способствуют формированию у детей познавательных способностей и творческой активности. Разнообразие образовательных конструкторов, их цветовой гаммы — содействует проявлению детского творчества и раскрывает творческий потенциал личности каждого дошкольника.

Представление практического опыта работы.

Учитывая нормативные документы, запросы родителей на образовательные услуги и результаты педагогической диагностики воспитанников группы по развитию конструктивных способностей, пришли к выводу о необходимости внедрения в работу проектов по конструктивной деятельности. Было разработано два проекта: «Дети в стране Лего» и «Дети в стране Магформерс». В основе разработки первого долгосрочного проекта были использованы рекомендации методического пособия Елены Васильевны Фешиной «Лего-конструирование в детском саду». В основе второго – методические рекомендации и информация с официального сайта Магформерс.

Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно по этому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию

В работе применяли следующие методы и приёмы:

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде.

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдали разнообразные объекты, отмечали особенности, чтобы впоследствии смоделировать подобное из конструктора. Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.

2. Направленные на развитие конструктивных навыков и умений.

  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.

3. Направленные на формирование инициативы, творчества.

  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учились выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Совместно анализировали постройки, конструкции.

Проект «Дети в стране Лего» был реализован в 2018-2022 уч. годах (с младшей по подготовительную группу).

Мы определили цель: (развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности.)

Обозначили задачи:

(1. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы. 2. Проводить конструирование по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему модели. 3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.)

Определили участников проекта: дети группы, родители, воспитатели. Работа по проекту проводилась с нагрузкой 1 раз в неделю. Продолжительность деятельности детей в соответствии возраста дошкольников.

Обозначили этапы работы: (организационно-подготовительный, практический, итоговый).

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучена психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определена конкретная цель и способы решения проблемы.

На практическом этапе был создан банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов типа “Лего”; подобрана диагностическая методика. Разработан календарно-перспективный план реализации проекта с детьми. В младшем и среднем дошкольном возрасте были подобраны 4 мини-проекта, в старшей и подготовительной группе упор был сделан на развитие речи детей.

На итоговом этапе принято решение по результатам мониторинга, определены перспективы дальнейшего развития.

Для достижения максимальных результатов в работе руководствовались тщательно продуманными принципами:

(от простого к сложному; учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.)

Задачи проекта реализовывались по 3 направлениям:

  1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры.

Игры с конструктором развивают:

- образное (в действительности, ребенок реализует задуманное) и пространственное мышление (на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже);

- мелкую моторику и глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

- фантазию (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д.);

- способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

Для этого была составлена картотека игр по Лего-конструированию. Например, мы использовали такие игры как: «Найди кирпичик, как у меня», - для закрепления цвета и формы деталей. «Передай кирпичик Лего» - для развития координации движений. «Найди постройку» - для развития внимания, наблюдательности, умения соотносить изображенное на карточке с постройками. Данные игры использовали в совместной деятельности с группой детей или в индивидуальной работе.

  1. Второе направление – это осуществление реализации проекта. В младшем и среднем дошкольном возрасте мы работали по 4 мини-проектам: "Наша группа", "Улицы города", "Леса-чудеса", "Космос". Цель каждого мини-проекта заключалась в том, чтобы дети группы научились называть детали конструктора, его форму и цвет; скреплять их так, чтобы постройки были устойчивыми и прочными. А также строили, используя образцы и схемы. Больше умений конструировать необходимо было при создании построек по собственному замыслу. В результате работы по каждому мини-проекту, дети обыгрывали созданные ими постройки, придумывая каждый раз новые сюжеты.

Так, по окончании мини-проекта «Наша группа» итогом были постройки мебели для группового помещения. Благодаря рассматриванию, подготовленных нами альбомов, дети получали необходимые знания о форме, размере, цвете, принадлежности предметов мебели. Альбом со схемами расположения мебели формировал у них навыки ориентировки в пространстве. Рассматривая фотографии групп детских садов, развивалось эстетическое восприятие детей и творчество. После этого воспитанники конструировали мебель из конструктора, оформляли макет группы и обыгрывали его в режиссерских и сюжетно-ролевых играх.

Аналогичным образом проходила работа по всем остальным мини-проектам.

По окончании мини-проекта «Улицы города» дети построили улицу с различными домами и моделями транспорта.

По завершении мини-проекта «Леса-чудеса» - лес с животными.

По завершении мини-проекта «Космос» –  всевозможные космические аппараты. Кроме того, в группе были созданы выставки детских построек, как в соответствии с темами проектов, так и придуманными по собственному замыслу детей. Воспитанники учились рассказывать другим детям о том, что у них получилось сделать из конструктора.

В ходе работы по мини-проектам были получены положительные результаты:

(у детей пробужден интерес к целесообразной красоте предметного мира; появились навыки анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме; дети научились создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу; у детей появились навыки сотрудничества в совместной деятельности;

наблюдается творческая активность и познавательная активность в работе с конструктором.)

Проект «В стране Лего» в старшем дошкольном возрасте был пересмотрен и дополнен формами работы по развитию речи детей.

Технология Лего–констрирования одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук, таким образом, воздействуя на речевой центр ребенка. Грамотная речь – это важная составляющая в полноценном формировании личности человека, который тесно связан с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями.

В результате мониторинговых исследований в средней группе были выявлены затруднения в речевом развитии воспитанников. У детей наблюдаются различные речевые расстройства: нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и несформированность связной речи. В связи с этим развитие связной речи у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Анализируя различные формы и планируя организацию работы с детьми группы, пришли к выводу, что эффективным решением данной проблемы является внедрение в практику метода проекта с применением технологии Лего-конструирования и обучения творческому рассказыванию с помощью сказок.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, в проекте используются различные формы организации обучения: (конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по условиям, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, конструирование по теме.)

Проект «Дети в стране Лего» содержит перспективное планирование на старшую и подготовительную группу. В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. Основными формами работы являлись – моделирование по схеме, по замыслу, по образцу. Например, одной из тем был «Самолет». Целью было закрепить знания детей о профессии летчика и учить строить самолет по схеме. Мы рассматривали иллюстрации и фотографии, читали энциклопедии и рассказы, затем совместно обсуждали полученную информацию. В дальнейшем, мы совместно рассматривали фотографии с различными вариантами построек самолета из конструктора. После этого дети с помощью предложенных схем построили свои самолеты.

В процессе конструирования дети рассказывают о своих действиях, активно пополняя словарный запас названиями деталей конструктора, описывают свои модели, придумывают новые сюжеты для игры с готовыми моделями. Кроме того, воспитанники придумывают сказки, используя различные способы. Так они совершенствуют навыки словообразования и словоизменения, формируется умение составлять их из предложенных стихов, пословиц, считалок. Также герои из знакомых сказок попадают в новые обстоятельства. Воспитанники учатся составлять коллаж из сказок, «цветные» сказки, сказки с новым концом.

Виды подготовительной работы к сочинению сказок:

  1. Рассматривание постройки.
  2. Беседа о постройке.
  3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть в постройке.
  4. Словарная работа:
  • антонимические и синонимичные игры;
  • игры на многозначные слова и родственные слова.

В момент сочинения сказок дети опирались на свои собственные знания, опыт, навык и воображение. Интеграция конструирования и речевого развития способствовали решению поставленных задач, что помогло с помощью технологии Лего-конструирования достичь положительных результатов в речевом развитии, не только в процессе развития мелкой моторики рук детей, но и в момент придумывания сказок с использованием построек из конструктора. Работа над сказкой становится более эффективной. Сочинение сказки происходит не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает сочинение сказки более развернутым, увлекательным и интересным.

Центр «Конструирования» был пополнен образцами построек из конструкторов, технологическими картами по темам.

  1. Третье направление реализации проекта – это проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В диагностике использовали специальные диагностические таблицы на каждый возраст, с помощью которых отслеживали изменения в развитии детей и определяли необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его конструктивных способностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего -конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Для проведения диагностики уровня знаний и умений по Лего-конструированию детей использовали критерии в соответствии с возрастом воспитанников:

(называет детали, форму и цвет; умеет скреплять детали конструктора; строит по схеме; строит по образцу; строит по замыслу; умеет рассказывать о постройке.)

Оценка педагогического процесса, связанная с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями, осуществлялась по балловой системе.

(1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает, 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки, 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого, 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки, 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.)

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в декабре и в мае.

Об эффективности работы по проекту свидетельствуют положительные результаты диагностики.

Для реализации проекта была организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. Центр оснащен различными строительными наборами и конструкторами типа “Лего”, магнитным конструкторами.

(Конструктор Bauer mechanic avia 260 деталей; Конструктор Bauer mechanic 251 деталь; Конструктор Bauer mechanic Ferris Wheel 327 деталей; Конструктор Bauer mechanic «Космос»; Конструктор Кроха «Железная дорога».)

Магнитный конструктор Магформерс: 63108 «Магформерс My First 54», 63145 «Магформерс My First buggy car», 709007 «Магформерс Neon Led Set 31», «Магформерс Sensor block set».)

А также игрушками сомасштабными постройкам (человечки, животные, машинки и др.). Подобран материал в электронном виде, повествующий об истории появления Лего. Осуществлена подборка технологических карт и образцов построек из Лего по различным темам. Например, «Самые огромные постройки из Лего», «Постройки из Лего дупло», «Лего человечки», «Кран», «Заправка», «Мелкие машинки» и другие.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. В связи с этим, родители группы регулярно получали информацию о необходимости освоения детьми Лего-технологии, о цели проекта и возможных способах взаимодействия. Были проведены ряд мероприятий с родителями, в результате которых они были побуждены в домашних условиях вместе с детьми, конструировать и обыгрывать постройки из конструктора.

Об эффективности работы по проекту «Дети в стране Лего» свидетельствует устойчивый интерес детей к данному виду деятельности и положительные результаты диагностики по конструированию и речевому развитию.

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала как развитию коммуникативных навыков, так и развитию познавательного и творческого склада мышления воспитанников группы.

Заключение.

Работа над проектом в младшем и среднем дошкольном возрасте помогла включить детей в систематическую конструкторскую деятельность, что можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшем дошкольном возрасте, в результате реализации проекта, детьми были освоены разнообразные технические способы конструирования. Дети научились строить не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. У детей в большей мере проявляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. Занятия носят более сложный характер.

Подводя итог проделанной работе, заметила, что Лего-технологии способствуют развитию творческой активности и познавательных способностей детей. Результатами работы также можно считать приобретенные детьми навыки конструктивной деятельность, которые они смогли воплотить в постройках для участия в городских конкурсах по Лего-конструированию. Технология по Лего-конструированию отвечает запросам ФГОС ДО и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку".

В докладе раскрывается проблема усвоения математики у дошкольников, а через сказку математика становится интереснее и усваивается легче....

Анализ по самообразованию на тему: «Формирование математических способностей у детей через игровую деятельность»

Анализ по самообразованию на тему:«Формирование математических способностей у детей через игровую деятельность»...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

презентация "Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста"

презентация "Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста...

Творческий проект на тему «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игры В. Воскобовича»

Цель проекта. Повышение познавательного интереса у детей к математике через использование логико- математических игр, развитие у детей элементов логического мышления....

Формирование познавательных и конструктивных способностей у детей через знакомство с тряпичной куклой

Из опыта работы.Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий...

Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...