Консультация для воспитателей «Конструирование как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»
консультация по конструированию, ручному труду
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2
Консультация для воспитателей
«Конструирование как вид продуктивной деятельности
детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Гусева О.Н.
Саров
2022 г.
Актуальность конструирования состоит в том, что позволяет ребенку понять смысл различных конструкций, поделок выразить свое отношение к ним, максимально используя не только свои знания, но и умение использовать новые навыки.
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определённого продукта. Поддъяков Н. Н. отмечает, что для умственного воспитания продуктивная деятельность имеет важно значение, однако не любая конструктивная деятельность даёт нужное направление умственному воспитанию. Для этого необходима нацеленность и организация этой деятельности в соответствии с задачами умственного воспитания. Когда, мы учим детей конструировать, важно оценивать результаты этого обучения не только по качеству построек, но и по тому, какой умственный багаж приобрели дети, какие знания получили, какими познавательными действиями овладели.
Практика конструирования у дошкольников это, как правило, работа с каким-либо строительным материалом и деталями конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, разного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. д.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.)
Парамонова Л. А. выделяет два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциациям с образами сказок, фильмов. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющие разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отражают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся: конструирование из бумаги и природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.
В конструировании выделяют два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Деятельность дошкольников - это взаимообогащение практических и мыслительных действий. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания творческого конструирования. Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования: 1)нечёткость замысла, объясняемая нечёткостью структуры образа; 2)неустойчивость замысла - дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим; 3)поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлечённость ею - замыслу уделяется крайне мало внимания; 4)нечёткость представлений о последовательности действий и умение планировать; 5)неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае, как показали многие исследования (А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, А. В. Лурия, Л. А. Парамонова и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.
Источником замысла детей является окружающая жизнь, её богатая палитра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках.
Самым изученным видом детского конструирования является конструирование из строительного материала. Однако целенаправленное и систематическое обучение этому виду конструирования в практике отсутствует. В основном оно используется во взаимосвязи с игрой в обучении детей раннего и младшего дошкольного возрастов.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, из-за малой известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.
Рассмотрим кратко все известные нам формы обучения детскому конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., как правило, показывают способы воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача готовых зданий, способов действий, основанная на подражании.
Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
И, как показало исследование А. Р. Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. Конструирование по модели является усложнённой разновидностью конструирования по образцу, однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, в силу того, что готовых объёмных моделей не существует, а оклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.
Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддъяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её воспроизведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают её назначение (например, возвести
через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин и т. п.) В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу, по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развёртывания творчества у детей, для проявления самостоятельности; здесь ребёнок решает сам, что и как будет конструировать. В процессе такого конструирования ребёнок может неоднократно менять свой замысел и объединить отдельные элементы, как угодно. В этом виде конструирования задача анализа целостной формы и взаимоотношения, отдельных её частей не вычленяется, поэтому развитие анализа формы происходит в очень малой степени. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.д.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру к конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Конструирование каркасное. Эту тему детского конструирования выделил Н. Н. Поддъяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к их трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип построения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из данного каркаса.
Заключение
Таким образом, конструирование имеет большое значение в жизни ребёнка. По примеру взрослого ребёнок учится выражать своё отношение к красивому и некрасивому, доброму и злому, ласковому и сердитому, радоваться положительному, откликаться на знакомые изобразительные образы. В конструктивных играх у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность. Игры воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. Конструирование способствует развитию мышления детей и воображения.
Список литературы:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.
- Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.
- Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.
- Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000. - 208 с.
- Поддьяков Н.Н. «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий». М: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с.
- Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 1981. - 299 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Консультация для воспитателей "Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством иллюстраций"
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений по развитию активного словаря дошкольников. Раскрываются методы и приемы, позволяющие эффективно осуществлять совмест...
Консультация для воспитателей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Подробное описание всех компонентов сюжетно-ролевой игры в схемах и таблицах ....
Консультация для воспитателей: Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста
Ребёнок- великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано для разнообразных видов активной деятель...
консультация " значение лего-конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста" ( самообразование)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
Консультация для родителей. Конструирование как средство развития детей дошкольного возраста.
Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. Но самое главное конструирование предоставляет большие во...