Мастер-класс для воспитателей на тему: «Волшебные кружева Изонити»
консультация по конструированию, ручному труду

Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей на тему:

«Волшебные кружева Изонити»

 

Цель:

-  Познакомить педагогов с техникой «Изонить»;

-  Способствовать развитию деловых и дружеских взаимоотношений между педагогами.

Задачи:

- Познакомить педагогов с одним из основных приемов техники «Изонить» - заполнением угла, учить создавать образы посредством изонити.

- Способствовать развитию творческого потенциала и художественно-эстетического вкуса педагогов.

Форма проведения мастер-класса:

- Теоретическая часть.

- Практическая часть.

Предполагаемый результат:

-Знание педагогов об истории искусства «Изонить» и умение правильно и последовательно заполнять угол, различая лицевую и изнаночную стороны.

Методическое оснащение:

«Техника изонити для дошкольников» Н.Н.Гусарова  (библиотека программы «Детство»).

 «…чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

«Поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П. Павлов

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   Во все времена, сегодняшнее не исключение, творческие люди играли большую роль в развитии цивилизации. Человек, умеющий фантазировать и воплощать свои фантазии в реальность, всегда востребован в обществе. А детское творчество – это явление, вообще, уникальное. Педагогическая мысль разных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

   И пока наши дети будут грызть интеллектуальный гранит, мы с вами займемся творчеством. А в частности, я познакомлю вас с техникой «Изонити», так как для развития творческих способностей детей я организовала в ДОУ кружок по обучению технике изонити «Волшебные кружева».

   Что же такое изонить?
   Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.  

   Ниточный дизайн - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии, в далеком ХVI веке, когда английские ткачи набивали на деревянные  дощечки гвоздики и натягивали на них цветные нитки, а затем использовали свои работы  в украшении интерьера.

   Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям.

    Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее.

   Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

   Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения.      

   Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

   На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

   Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

   В ходе проведения занятий по изонити решаются следующие задачи:

Образовательные:

Дети знакомятся с основными формами работы с картоном.

Учатся приемам работы с линейкой и трафаретом.

У детей формируются умения следовать устным инструкциям.

Идет знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина, окружность, радиус, диаметр, хорда.

Дети учатся различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.

Обогащается словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.

Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивается пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».

Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.

   Цикл занятий состоит из двух разделов:

- овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;

- изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике  изонити, моделирование с их использованием образов.

   Прежде чем приступить к вышивке, дети изучают и запоминают правила безопасного творчества (работа с ножницами и иголкой), а я вместе с родителями готовлю инструменты и материалы, необходимые для работы в этой технике:

  1. Иголка с широким ушком.
  2. Нитки (использую ирис).
  3. Ножницы.
  4. Шило.
  5. Кусок пенопласта для полкладки во время прокалывания шилом.
  6. Картон (белый, цветной, бархатный), плотные обои.
  7. Линейка и трафареты углов и окружностей.
  8. Бросовый и декоративный материал (бусы, стразы, самоклейка).

   

   Далее надо научить детей отмерять длину нити для работы. Короткая нить быстро заканчивается, а слишком длинная будет запутываться, поэтому оптимальная длина – обхват руки до локтя. Когда нитка вдета в иголку, завязываем узелок (эти навыки дети дополнительно отрабатывают дома с родителями).

   Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности, поэтому - начинаю занятия именно с изображений углов.    

   Сначала учу детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, усложняю задания. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см. Чем меньше расстояние между отверстиями, тем ярче и точнее работа. (Показ готовых работ детей).
   Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов, должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.
   На первом этапе постепенно подвожу детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно, для развития творческого мышления ребенка.
   После того, как дети научились самостоятельно и безошибочно заполнять углы геометрических фигур пересечением и переплетением ниточного дизайна на цветном картоне, перехожу ко второму разделу – окружности.

   

   Практическая часть мастер-класса.

   А сейчас пусть вас посетит ее величество госпожа Фантазия!

   Предлагаю вам выбрать картон и нитки по цвету, подходящие  для вашей работы. В зависимости от угла, который вы будете вышивать, можно выполнить различные предметные картины, дополнив вышивку рисунком или аппликацией.

(Я объясняю технику вышивания угла, педагоги приступают к работе).

   Нарисуйте  помощью линейки контур угла на изнаночной стороне картона и разделите стороны угла на одинаковые части в 0.5 см, обозначьте точками.    

   Для удобства пронумеруйте их: на одной стороне угла снизу вверх, а на другой сверху вниз (показываю на мольберте).

   Положите картон на пенопласт лицевой стороной вверх и проколите каждую точку шилом.

  Начинаем шить, вводя иглу с изнаночной стороны, и ориентируясь на нумерацию отверстий с 1 и … (педагоги используют схему последовательности выполнения угла).

( В конце мастер-класса организуем выставку работ)

В завершении нашего мастер-класса хочу пожелать вам творческих побед и прочитать стихотворение:

Что такое «Изонить»?

Вы у нас спросили.

Как нитью по картону шить?

Мы вам объяснили!

Главное – желание!

Бурная фантазия,

Старание, терпение

И хорошее настроение!

Тогда построишь новый дом,

Ты в дождь пройдешься под зонтом,

Тебе наш клоун улыбнется,

И мир весь красками взорвется!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс инструктора по физической культуре Тема: «Волшебный платочек»

Цель: Учить детей и взрослых использовать нетрадиционное оборудование для профилактики осанки и плоскостопия.Задачи: Заинтересовать детей и педагогов использовать платок для профилактики осанки и...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года" на тему "Составление синквейна"

Мастер-класс для педагогов«Учимся составлять синквейн»Прекрасна речь, когда она как ручеёк,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать её поток, и восклицать: &laqu...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс для начинающих воспитателей по теме: "Картонная кукла в народном костюме своими руками."

МБДОУ Детский сад № 18  Мастер-класс для начинающих воспитателей по теме: "Картонная кукла в народном костюме своими руками." Подготовила:  воспитатель Багдасарян А.Г.Мар...

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...