Использование ТИКО технологии в ДОУ
консультация по конструированию, ручному труду
Конструктор ТИКО оказывает неоценимую помощь в развитии тактильного восприятия детей. Сцепляя элементы конструктора, дети активно работают пальчиками. А именно мелкая моторика рук отвечает за правильное и успешное развитие умственной деятельности ребёнка. Эту закономерность в своё время и вывела автор методики – Мария Монтессори.
Благодаря таким конструкторам, методика Монтессори может реально помочь малышу добиться достойных результатов в той или иной области. При этом он даже не заметит, что учится, так как конструктор помогает представлять всё в интереснейшей игровой форме!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko_tehnologiya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 21 г. Россоши
Консультация для воспитателей на тему:
«Технология ТИКО конструирования в ДОУ»
Воспитатель ВКК: Заболотная А. Ю.
Если ребенок не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), автор технологии ТИКО - моделирования методист Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом, конструктором ТИКО.
Конструкторы для развития детей младшего возраста и учеников начальной школы по уникальной методике Монтессори.
Педагогика (методика) Монтессори основывается на постулате индивидуального развития каждого конкретного малыша. В ней не приемлем групповой подход, за счёт чего, во многих случаях, получается добиваться просто потрясающих результатов.
Конструктор ТИКО также оказывает неоценимую помощь в развитии тактильного восприятия детей. Сцепляя элементы конструктора, дети активно работают пальчиками. А именно мелкая моторика рук отвечает за правильное и успешное развитие умственной деятельности ребёнка. Эту закономерность в своё время и вывела автор методики – Мария Монтессори.
Благодаря таким конструкторам, методика Монтессори может реально помочь малышу добиться достойных результатов в той или иной области. При этом он даже не заметит, что учится, так как конструктор помогает представлять всё в интереснейшей игровой форме!
Что же такое ТИКО? Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
В настоящее время ТИКО - технология значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально- коммуникативное развитие). Также в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества и способствует воспитанию социально-активной личности. А также объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Инновационность ТИКО – технологии заключается в наглядности перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Благодаря данному конструктору легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция, но и объемные (куб, призма, пирамида). Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной. Также он дает возможность конструировать бесконечное множество фигур: от коврика, стула до космического корабля, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
Цели:
- формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников;
- повышение образовательного уровня за счет обучения ТИКО – технологии;
- формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи, решаемые при использовании ТИКО
• обучение основам технического творчества: конструирования, легоконструирования, техномоделирования, робототехники;
• формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования;
• развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений;
• развитие высших психических функций, таких как: мышление, речь, внимание, воображение, память, логика, познавательная и творческая активность;
• развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов;
•воспитание личностных качеств: трудолюбие, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач, целенаправленность, умение сотрудничать с другими людьми.
ТИКО - это:
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Конструктор можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО - деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО - деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изо деятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Существует несколько разновидностей ТИКО. Таких как:
«Малыш», который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.
«Класс» предназначен для организации занятий с группой детей, классом. Это концепция базового обучения. Класс разработан специально для средних школ. Основной набор позволяет одновременно задействовать в конструировании фигур до 30 учащихся. Через обучение посредством конструирования они получают свой первый практический опыт в геометрии.
«Фантазер» может быть использован самостоятельно для игры и обучения детей от 4-х до 14-15 лет, что дает широкий простор детской фантазии.
«Школьник» предназначен для школьников младших классов. Помимо простых фигур, которые можно собрать из набора "Малыш", "Школьник" позволяет детям с окрепшими ручками и пальчиками собирать много сложных игровых и обучающих конструкций большего размера.
«Геометрия» помогает ребенку в освоении геометрии, объемов тел, пространственных фигур и их разверток, изометрических проекций тел на плоскость.
«Азбука» предназначен для детей старше 7 лет и включает буквы русского алфавита и знаки препинания. Зрительное восприятие играет огромную роль в обучении ребёнка чтению и письму. Кроме того, при складывании слогов, слов и предложений из конструктора ТИКО, к процессу обучения подключается мелкая моторика (работа пальчиками, что, по утверждению учёных и педагогов, способствует дополнительному развитию памяти.
«Шары» наглядно показывает возможности сборки шара из различных многоугольников, представляя шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней. Позволяет сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр (малый и большой) и додекаэдр (малый и большой). Показывает возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.
«Арифметика» предназначен для обучения детей счёту и позволяет составлять примеры на арифметические действия. Разработан специально для занятий с детьми младшего возраста и учениками младших классов.
«Архимед» можно с успехом использовать при изучении и конструировании объёмных геометрических фигур и их развёрток в геометрии, планиметрии и стереометрии. Любую, даже самую сложную объёмную геометрическую фигуру, можно представить в виде развёртки на плоскости, а шарнирное соединение многоугольников делает наглядным процесс перехода от плоскости к пространству и создание объёма.
«Грамматика» помогает сочетать обучение с игрой. Набор повышает у школьников мотивацию к обучению и развивает внимательность, превращает обучение в истинное удовольствие.
По формам обучения конструирование классифицируют на:
1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
2. Конструирование по моделям заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Её необходимо воспроизвести из имеющегося у них строительного материала Таким образом, ребенку предлагается определенная задача, но не дается способ ее решения.
3. Конструирование по условиям основано на том, что задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Это формирует у детей умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
5. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
6. Конструирование по теме – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме -- актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае заострения их внимания на одной и той же теме.
7. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.
Вместе с конструктором ТИКО можно играть в сюжетно-ролевые игры, инсценировать сказки, проводить развивающие занятия по математике, познавательному развитию, конструированию, обучению грамоте и развитию речи с мультимедийным сопровождением.
Этапы работы с ТИКО – конструктором:
Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.
- Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д.
- Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
- После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.
Задание для детей 2 младшей группы «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».
- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать.
- Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
- Соединять детали надо под углом.
Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора (выполнение задания)
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается. И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали с которыми уже играли дети.
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором:
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Задание.
Предлагаю вам построить что – нибудь из элементарных предметов, например, дорожку узкую и широкую.
Далее, я вам предлагаю немного поиграть, а именно выполнить слуховой диктант .
1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Детям подготовительной группы можно предложить
Задания на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Создание объемные конструкции. По желанию участников
Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос.
Можно поставить поделку на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этой конструкцией?
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает.
Давайте полюбуемся на дело рук наших детей.
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!
С уверенностью можно сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Использование инновационной технологии ТИКО-моделирования в среднем дошкольном возрасте"
Как использовать ТИКО-конструктор в образовательном процессе в среднем дошкольном возрасте....
Методические рекомендации "Использование инновационной технологии ТИКО-моделирования в среднем дошкольном возрасте"
Практические советы педагогам ОУ по использованию инновационной технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в соответствие ФГОС ДО....
«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...
«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в ДОУ»
Аннотация: В статье рассматриваются разнообразные игровые формы использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.Основой для всест...
Конспект образовательной деятельности по конструированию с использованием ИКТ технологий, здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Дикие животные из ТИКО-конструктора"
Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о диких животных.Задачи.1. Образовательные:-уточнить и расширить представления о диких животных на основе знакомства с волком.- расширить кругозор и словар...
«Развитие речи детей посредством использования инновационной технологии ТИКО - моделирования в ДОУ»
Основой для всестороннего гармоничного развития детей является создание оптимальных условий развивающей предметно-пространственной среды. В поиске новых путей оптимизации работы с детьми мы обра...
Рабочая программа познавательной направленности по формированию математического и сенсорного развития с использованием ТИКО-технологий
Пояснительная запискаРабочая программа познавательной направленности по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет .Цель програм...