средняя группа
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
ПРОГРАММА
«В стране волшебной бумаги»
средняя группа
1.Пояснительная записка
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Тренировка рук стимулирует само регуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Программа кружка построена предусматривает освоение материала от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, конструирование).
Цель: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через бумагопластику.
Задачи:
Обучающие
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Знакомить детей с такими понятиями как: угол, сторона, вершина.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой, способствовать созданию игровых ситуаций.
- Развивающие:
- Развивать внимание, память, пространственное воображение.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
2. Возрастные особенности детей пятого года жизни
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленным в Программе.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и методы работы
Методы, используемые на занятиях кружка:
- Беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
- Работа с бумагой.
Формы подведения итогов реализации программы кружка
«В стране волшебной бумаги»
- Создание коллекции детских работ.
- Проведение выставок детских работ.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «В стране волшебной бумаги»
Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.
Принцип построения и реализации программы:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип систематичности и последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате обучения по данной программе дети:
- Научатся различным приемам работы с бумагой.
- Будут знать основные геометрические понятия.
- Научатся следовать устным инструкциям, приемам работы с «технологической картой».
- Будут создавать изделия и композиции из них.
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение.
- Будет развита мелкая моторика рук и глазомер, творческие способности и фантазию.
- Овладеют навыками культуры труда.
3.Учебный план
Особенности осуществления образовательного процесса
Программа «В стране волшебной бумаги» рассчитана на 1 год (средняя группа). Занятия проводятся один раз в 2 недели, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 20 минут.
возраст | Количество занятий в неделю | Кол-во в месяц |
средняя группа, 4-5 лет | 1 раз в 2 недели, 20 мин. | 2 занятия 40 минут |
4. Критерии результативности
Показатели результативности:
- Знает различные приемы работы с бумагой.
Ниже среднего – знает не все приемы работы с бумагой, с заданием справляется только с помощью взрослого;
Средний - знает приемы работы с бумагой, но справляются с заданиями при небольшой помощи взрослого;
Высокий - знает все приемы работы с бумагой, справляются с заданиями самостоятельно.
- Умеет следовать устным инструкциям.
Ниже среднего – не следует устным инструкциям, нуждается в практической помощи;
Средний - требуется неоднократное повторение инструкции;
Высокий - следует устным инструкциям.
- Знает такие понятия как: угол, сторона, вершина, сгиб, дигональ.
Ниже среднего – выполняет задание только с помощью взрослого;
Средний - знает геометрические понятия, но не всегда может их показать;
Высокий – знает и называет геометрические понятия.
- Создает композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой, способствовать созданию игровых ситуаций.
Ниже среднего – затрудняется как в создании изделий, так и в создании композиций;
Средний - работу выполняет самостоятельно, но создает композиции с небольшой помощью взрослого;
Высокий - самостоятельно выполняет работу, создает композиции с изделиями.
Особенности проведения педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:
- индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей;
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
- не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
- позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»
Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....
Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области
В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....