STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое?
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Период дошкольного детства является важным для развития ребенка. В это время необходимо создать вокруг ребенка подходящую образовательную среду, которая будет способствовать формированию необходимых навыков. На этом этапе следует пробуждать у детей интерес к знаниям, развивать умение самостоятельного поиска информации и стимулировать активное участие в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stem_obrazovanie.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое?
Период дошкольного детства является важным для развития ребенка. В это время необходимо создать вокруг ребенка подходящую образовательную среду, которая будет способствовать формированию необходимых навыков. На этом этапе следует пробуждать у детей интерес к знаниям, развивать умение самостоятельного поиска информации и стимулировать активное участие в обучении.
2 слайд
Педагоги и родители используют для этого разные подходы, но одним из ключевых на сегодня считается STEM-технология. Это такое направление в образовании, которое объединяет научные дисциплины в единую систему обучения. Способствует развитию творческого мышления и практических навыков, подготавливает к успешной адаптации в быстро меняющемся мире технологий.
Впервые STEM-технология была внедрена в США, а потом уже распространилась по всему миру.
STEM-образование в России ориентировано на ФГОС, что обеспечивает стандартизацию и качество обучения и позволяет сформировать у детей познавательные интересы к различным видам деятельности.
3 слайд
Какие цели у STEM-технологии в дошкольном образовании
Глобальная цель — развить у детей ключевые навыки и знания, которые станут фундаментом для успешного функционирования в современном технологичном и научно-ориентированном мире.
Сюда можно включить и другие цели:
- развитие критического мышления — умение задавать вопросы, искать ответы, анализировать информацию, делать выводы и решать сложные проблемы.
- развитие навыков командной работы — STEM-активности часто предполагают работу в группах, что позволяет детям учиться сотрудничать, обмениваться идеями и решать задачи вместе.
- практическое применение знаний и видеть результаты своей работы;
- заинтересованность в науке и технологиях — стимулировать интерес детей к науке, технологиям, инженерии и математике;
- подготовка к современной реальности — обеспечить детям необходимые компетенции для успешной адаптации к миру.
Такой подход поможет детям учиться и исследовать мир через игру и практические занятия, стимулируя их интерес к науке, технологии, инженерии и математике с самого раннего возраста.
4 слайд
Как устроена STEM-технология в ДОО
Специально для детей дошкольного возраста отечественными авторами — Волосовец Т.В., Авериным С.А., Марковой В.А. — была разработана парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного возраста».
Ее можно использовать как часть основной образовательной программы в детском саду или для дополнительных занятий. Программа состоит из шести модулей, которые представляют собой целостные образовательные программы, спроектированные таким образом, чтобы обогатить образовательный опыт и развить необходимые навыки и знания.
- Математическое развитие. Занятия включают игровые и практические задания, направленные на понимание счета, геометрических форм, изучение взаимосвязи между числами и решение простых математических задач.
- Эксперименты с живой и неживой природой. В этом модуле знакомятся с различными явлениями природы, экспериментируют с живыми организмами и неживыми материалами, что позволяет развивать наблюдательность и научный подход к изучению окружающего мира.
- Дидактическая система Фребеля. В рамках этого модуля они осваивают математическую действительность, проводя действия с геометрическими телами и фигурами, а также учатся понимать пространственные отношения. Важной частью занятий является конструирование в различных ракурсах и проекциях, что развивает их способности к творчеству и логическому мышлению.
- Робототехника. Дети знакомятся с основами робототехники: учатся создавать простых роботов, программировать их движения и выполнять различные задачи. Это развивает логическое мышление, техническое мастерство и умение решать задачи с помощью технологий.
- LEGO-конструирование. Дети используют конструктор LEGO для создания различных моделей и конструкций. Это развивает творческие навыки, пространственное мышление и умение работать с различными материалами.
- Мультистудия «Я творю мир». Дети погружаются в процесс создания мультфильмов, где знакомятся с историей мультипликации, изучают различные техники анимации, разрабатывают сюжеты, создают персонажей, анимируют их и собирают готовый мультфильм, развивая художественные, творческие и технические навыки в увлекательной атмосфере творчества и экспериментирования.
С чего начать внедрение STEM-технологии в ДОО
Погружение в STEM-среду можно начать с конструирования из дерева, бумаги, металла и пластика, например, складывать оригами или собирать Lego. Так дети будут знакомиться с принципами инженерии и постепенно приобретать элементарные технические навыки и умения.
5 слайд
Применение робототехники является одним из основных направлений педагогической работы и может применяться в различных областях образовательной деятельности с детьми.
Идея состоит и в том, чтобы создать вокруг дошкольников такое предметно – развивающее пространство, которое способствовало развитию интереса к занятиям техническими играми. Тогда данная деятельность будет результативной: позволит детям достичь желаемого успеха, получить положительные эмоции и огромное удовлетворение от работы.
Популярность робототехники среди детей дошкольного возраста с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать в команде.
6 слайд
Центр конструирования и робототехники
В группе у нас два ноутбука с программным обеспечением, несколько наборов конструктора и два лого-робота Bee-bot, коврики.
Работаем в парах, распределяя роли («Инженер»- находит нужную деталь, «Техник»-строит модель по схеме). В процессе сборки робота важно правильно называть детали (балка, ось, шестеренка, мотор и т.д.), ребенок быстро запомнит все названия.
Кроме конструирования при создании роботов важно уметь программировать. Программная среда Lego Education WeDo– графическая. В ней не нужно писать код - только перетаскивать нужные блоки. Это более понятный формат программирования для детей.
В ходе обучения программированию нужно объяснять назначение блоков, анализировать каким образом они действуют.
7 слайд
Техника безопасности
Из СанПин:
3.5.14. При использовании электронного оборудования, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.5.15. В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
Продолжительность занятий
Подготовительная группа - 30 мин (дети 6-7 лет)
8-28 слайд Показ моделей и участие в конкурсах
29 слайд
Лого-робот Bee-bot
Программируемый робот, он сохраняет в памяти серию команд и последовательно их выполняет. Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче. Работа начинается всегда с команды «очистить», иначе запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут, можно использовать деревянные кубики или рисовать маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт».
Робот чрезвычайно популярен и любим детьми за простое управление и дружелюбный дизайн. С помощью данных устройств дети могут с легкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с Bee-Bot учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей.
Преимущества мини-робота Bee-Bot: робот вышел за пределы компьютера, свободнее перемещается в пространстве, не зависит от источника питания.
Педагогический потенциал мини-робота Bee-Bot: развитие коммуникативных навыков, создание дружеских взаимоотношений в группе; развитие пространственной ориентации, логического мышления, умения составлять алгоритмы, мелкой моторики, закрепление умения считать в пределах десятка, освоение правил дорожного движения, формирование речи.
Применяю мини-роботов Bee-Bot во время непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в утренний прием, в свободной деятельности детей.
В результате образовательной деятельности с использованием мини-робот стал нашим другом, для детей все игровые ситуации очень интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны. Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой информации в том объеме, котором он готов усвоить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM
Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в вид...
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...
«STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.Что такое STEАM?Если ра...
STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании.
STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании. В нашем детском саду «Ромашка»...
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
STEM — ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» 2022 г.
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» на семинаре № 1 «Использование...
Консультация для педагогов "Stem-технология в образовании детей дошкольного возраста"
STEM-образование — взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют ребенку понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии. Наука неотъемл...