Консультация для педагогов «Конструирование с детьми раннего возраста»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Конструирование-как средство развития детских способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_konstruirovanie.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Конструирование с детьми раннего возраста»

Подготовила: воспитатель Каузова Л.Б.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Конструирование детей раннего возраста подразумевает сооружение разнообразных построек из строительного материала. В процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструирование отвечает интересам детей, удовлетворяет их познавательную активность, развивает фантазию, изобретательность, способствует активному формированию технического мышления.

Детское конструирование — можно рассматривать как средство развития детских способностей. Игры со строительным материалом оказывают влияние на всестороннее развитие ребенка. Детское конструирование тесно связано с игрой: постройки малышей служат для практического использования, для игры. Сюжетно-ролевая игра является мотивом для создания построек, инициатором игр малышей является взрослый.

Для конструирования используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также вкладыши и нанизыватели.

Основная цель обучения конструированию заключается в том, чтобы развивать мышление ребенка, его нравственные качества, эстетические чувства, а не только научить выполнять ту или иную поделку.

Выделяют следующие задачи работы с детьми раннего возраста в конструировании:

- создать условия формирования у детей практического опыта в процессе обследования строительных деталей и игрушек, их сравнения, подбора по форме, цвету, величине;

- продолжать знакомить с основными формами строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина);

- совершенствовать элементарные конструкторские умения в процессе действий со строительными деталями и простыми элементами конструкторов (образовывать элементарные перекрытия);

- побуждать к играм-экспериментам со строительными деталями, познанию их конструкторских свойств (может стоять, лежать, катиться);

- формировать пространственные понятия и называть признаки предметов, контрастные размеры (вверху, внизу, вдалеке, ниже, выше; кирпичик красный; большой – маленький);

- упражнять в плоскостном конструировании (накладывать вырезанные фигуры на изображенные, вкладывать в прорези);

- расширять представления об окружающем (транспорт, мебель, заборы);

- содействовать сюжетно-отобразительной игре;

- развивать речевое и игровое общение;

- приобщать к труду (аккуратно разбирать постройки, складывать детали в коробки).

Разнообразие строительного материала развивает творческую активность детей. Сооружение постройки требует от ребёнка сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения рук детей, они становятся точными, ловкими, целенаправленными.

Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина). Понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.

Основой обучения детей конструированию является организованная деятельность, в которой применяются различные методы и приемы: показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по конструированию включает в себя:

- создание игрового образца (игровой ситуации) – эффективный прием педагогического руководства строительной игрой, пользуясь которым удается не только заинтересовать детей этой игрой, но и достигнуть более высокого качества стройки;

- создание проблемной ситуации – поддержание интереса к конструктивной деятельности в процессе НОД;

- показ образца постройки и его обследование – способствует освоение техники стройки;

- ознакомление с приемами конструирования – привлечение интереса к формообразующим способам;

- конструирование постройки детьми;

- подведение итогов НОД;

- рефлексия – косвенная оценка результата НОД.

В работе с малышами необходимо использовать художественное слово и игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Обязательно надо научить обыгрывать созданные постройки ведь это способствует повышению интереса ребят к конструированию и поможет им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру.

Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором

  1. Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите детали конструктора по одному. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.
  2. Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание» — любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, кирпичик — досочка, кубик – кабина машины, – столбик цилиндр).
  3. Удобнее всего играть на полу. Вы не будете опасаться, что постройка упадёт, или не хватит места для постройки.

Сначала нужно познакомить ребёнка с постройками из одинаковых геометрических форм: кубиков или кирпичиков.

  • Башенки из кубиков (из кубиков)
  • Узкая и широкая дорожки (из кирпичиков)
  • Заборчик (из кирпичиков)
  • Ворота (из кирпичиков)
  • Самолёт (положить два кирпичика крест – накрест)
  • Поезд (из кирпичиков).

Используем и обыгрываем постройку с игрушками.

Следующий этап конструирования, когда можно перейти к комбинированию двух или трёх знакомых деталей конструктора (кубик и кирпичик, кубик и призма, цилиндр, кубик и кирпичик)

  • Машина (кубик и кирпичик)
  • Дом с крышей (кубик и призма)
  • Горка (кубик и призма)
  • Стул и стол (кубик и кирпичик)
  • Мостик, скамеечка (кубик и кирпичик)
  • Паровоз (кирпичик, кубик, цилиндр)

К 2 годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух разных деталей. К 3 годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер. Дети могут построить сооружения из 3х и 4х разных деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-занятия по конструированию с детьми раннего возраста

Методическая разработка по конструированию с детьми раннего возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми раннего возраста «Диванчик для игрушек»

Публикуемый материал служит решению следующих задач:1. Образовательная область  «Познавательное развитие»:Продолжать учить создавать постройки, различать строительный материал;Закрепить знания о ...

Программа кружка «Маленькие строители» по конструированию с детьми раннего возраста с 1,5-2лет.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушк...

Конспект ОД по конструированию с детьми раннего возраста по теме «Заборчик для утят»

Цель: Развивать умение сооружать постройку по образцу. Задачи: - способствовать формированию умения различать и называть детали строительного материала (кирпичик);- способствовать формированию ум...

Консультация для педагогов "Работа с детьми раннего возраста"

Методические рекомендации для педагогов по организации работы с детьми раннего возраста...

Консультация для педагогов "Работа с детьми раннего возраста"

Консультация для воспитателей  : " Работа с детьми раннего возраста".Формирование у детей навыка взаимодействия с педагогом, другими детьми;создание благоприятных условий для успешного ...

Мастер - класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста. «Духовно-нравственное воспитание детей раннего (младшего) возраста на основе фольклорного речевого материала».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...