Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Процесс конструирования позволяет формировать у детей ассоциативные связи,  способствующие развитию воображениютворческого начала, обобщенных способов создания объемных макетов, построек, без чего не возможно развитие конструктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования

Подготовила: Зиновьева А.В.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. В настоящее время особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах дошкольного воспитания и обучения эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Под детским конструированием подразумевается целенаправленный

процесс создания ребенком различных изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В процессе целенаправленного обучения конструированию

осуществляется:

-умственное развитие

-нравственное воспитание

-эстетическое воспитание

-трудовое воспитание

Процесс конструирования позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображению, творческого начала, обобщенных способов создания объемных макетов, построек, без чего не возможно развитие конструктивной деятельности.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.

Конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

К художественному типу конструирования относят конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала.

Плоскостное конструирование:

• танграм

•разрезные картинки

• мозайка

• пазлы

Развитие творческих способностей детей в конструктивной деятельности предполагает выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании.

В конструктивной деятельности реализуются следующие воспитательные задачи:

• воспитание аккуратности

• эстетического вкуса

• умение доводить начатую постройку до конца.

Виды детского конструирования:

• из строительного материала

• из деталей конструктора

• из бумаги

• из природного материала

Методы и приёмы обучения детей конструированию

• показ и анализ образца

• показ способов действий

• показ отдельных приёмов

• обыгрывание постройки

• пояснение, вопросы

• постановка перед детьми проблемных задач

• анализ и оценка процесса работы

Формы организации детского конструирования

1. Конструирование по образцу

2. Конструирование по модели

3. Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам

4. Конструирование по теме

5. Конструирование по условиям

6. Каркасное конструирование

7. Конструирование по замыслу

Конструирование по образцу

Детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек. Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Данная форма не способствует развитию творчества, но является необходимым и важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели

Усложненная разновидность конструирование по образцу. В качестве натуры детям предлагается модель, т. е. форма, обклеенная бумагой, фольгой или тканью. Педагог ставит перед детьми конкретную задачу, но не показывает способ ее решения. Дети воспроизводят модель из имеющегося строителя. Обобщенные представления о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:

В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Детей сначала обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по теме:

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Конструирование по условиям:

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования

Каркасное конструирование :

Дети сначала знакомятся с каркасом как с центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий, а затем осваивают способы его преобразования (трансформации) в задуманную конструкцию. В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала.

Способствует развитию творческого воображения, образного мышления, обобщенных способов действия (интеллектуальных и практических)

Конструирование по замыслу:

В сравнении с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей,для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать, самостоятельно и творчески используя знания и умения, полученные ранее.

Важно помнить, что замыслы детей еще не устойчивы и часто меняются в процессе деятельности, поэтому чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть универсальными способами конструирования и уметь искать новые способы.

Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, во-первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему развитию последних. Целесообразно освоение детьми каждой темы в разных формах конструирования.

В обучении старших дошкольников (5–7 лет) оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности:

-конструирование по образцу,

-по условиям (преобразование образца по условиям и создание конструкции по условиям,

-конструирование по собственному замыслу.

Конструированиеиз природного материала:

Традиционно бытующая методика обучения этому виду конструирования, так же как и конструированию из бумаги, строится на подражательной основе. Детей учат воспроизводить образцы,а также создавать конкретные поделки из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик — из желудей.

Для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем — как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.

Особое внимание необходимо уделять широкому экспериментированию с природным материалом с целью выяснения его свойств: гнется или ломается (а если намочить, то будет гнуться, закручивается; мягкий или твердый; шершавый или гладкий; пушистый или гладкий; колючий и т. п. Это значительно расширяет ассоциации детей, что подводит их порой к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

Конструирование из бумаги:

Этому виду деятельности в отличие от предыдущих детей обучают на специальных занятиях. Как правило, из-за сложности этой деятельности обучение строится только на подражательной основе — используются образцы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При таком обучении каждый способ оказывается «привязанным» к конкретной поделке и существует для ребенка только в контексте ее изготовления. В результате этого не происходит обобщения способов конструирования, и ребенок не пользуется ими для создания других поделок.

Для формирования самостоятельного и творческого конструирования из бумаги предлагается поэтапная система обучения для детей от четырех до семи лет.

В основу этой системы положено овладение детьми обобщенными способами конструирования из бумаги в процессе определенным образом построенного их «распредмечивания». «Распредмечивание» выступает как процесс, в котором первоначально перед ребенком раскрывается механизм образования способа конструирования вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а затем он наполняется конкретным вариативным предметным содержанием.

Таким образом, эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит формированию своеобразных эмоциональных образов и развитию творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала.

Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детску...

Проект "Развитие речи и творческих способностей детей в процессе конструирования"

В результате проектной деятельности дети научились работать творчески и самостоятельно, анализировать и читать схематичные рисунки. Своими достижениями дети делятся в группе, а у родителей непременно ...