Проект «ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2024 – 2025 учебный год
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Мартынова Екатерина Викторовна

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных  листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.  .Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, способствует стимулированию  и развитию памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_origami_24-25.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)

__________________________________________________________________

238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка, 

ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698










Проект

«ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗАСТА»

воспитателя первой категории

средней группы  «Божья коровка»

МАРТЫНОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

2024 – 2025 учебный год

п. Константиновка, 2024 год.

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных  листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.  .Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, способствует стимулированию  и развитию памяти.

Оригами активизирует мыслительные процессы.  Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций.  И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.

У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого необходимо заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Таким образом, возникшее противоречие ,с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с техникой оригами, формирование у детей конструктивных и творческих способностей детей, и с другой стороны отсутствие целенаправленной , систематической работы привели к выбору данной темы проекта.

 Цель работы: создать условия для развития художественно-творческих способностей, развития речи дошкольников средствами оригами,  содействовать развитию инициативы, фантазии и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Задачи:

1. Дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии;

2. Расширить знания об основных геометрических понятиях (угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т.д.);

3. Познакомить детей с базовыми формами в оригами («треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей»);

4. Развивать познавательную активность детей;

5. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам;

6. Расширять словарный запас детей (слова «оригами», «базовая форма», и т. д.);

 7. Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.

Предполагаемый результат: 
В ходе реализации проекта будет достигнута основная цель-у детей появится интерес  к техники оригами и желание узнавать новое о бумаге. Будет обобщён и обогащён опыт детей в сфере художественного воспитания путём применения научных методов и приёмов. У детей сформируется стойкий интерес к узнаванию свойств и особенностей бумаги, желание самостоятельно конструировать различные поделки. В период работы над проектом дети пополнят свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей  сформируются  навыки элементарной исследовательской деятельности.

Проект способствует обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих и конструктивных способностей способностей детей, развитию мелкой моторики, эстетического восприятия.

Актуальность выбранной  темы:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как  уровень детей с нарушениями речи очень высок.

 В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика рук очень важна, так как тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук. Выполняя различные поделки из бумаги, у ребёнка расширяется и развивается активный словарь. 

   

Методы и приемы:

Наглядные (катинки)

Словесные (проблемные вопросы, инструкции)

Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность физминутки)

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание

работы

Практический

выход

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера,2006г.

3.Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. 4.М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.

Работа с детьми

Сентябрь

Тема: «Сказка квадратика»

Тарабарина Т.И.

Познакомить детей с поделками из бумаги, показать виды сгибания, находить линию сгиба,угол, сторону.Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость.

Октябрь

Тема: «Открытка»

Тема: «Солнечный зайчик»

Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее.

Аппликационное оформление открытки. Развивать фантазию и творчество.

Ноябрь

Тема: « Строим домики»

Тема: «Запускаем воздушного змея»

Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей» Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу.Использовать художественное оформление: из прямоугольников сделать окна, дверь и трубу.

Декабрь

 Тема : «Собачка»

Создание образа собачки по средствам оригами (складывание бумаги).

Январь

Тема: «Кошечка»

Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей»,

научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы;

Февраль

Тема: «Кораблик»

Март

Коллективная работа: «С днем Мамы»

Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца

Апрель

Тема: «Веселый зайчик»

Учить детей складывать из квадрата зайчика, учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба.

Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы.

Май

Тема: «Кошка»

Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей»,научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы;

 

Работа с семьей

Буклеты, консультации по данной теме.

Семинар – практикум для родителей

Предметно – развивающая среда

Пополнение конструктора разного вида.

Использование материала в работе.

Самореализация

Семинар – практикум на уровне ДОУ.

Обмен опытом

Работа с детьми

Сентябрь – май

Внедрение требований ФОП в воспитательно-образовательный процесс

Образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми

Взаимодействие с семьей

Повышение компетентности родителей в вопросах по оригами, применяемых в работе в соответствии с требованиями ФОП

Родительские собрания, консультации, беседы, наглядный материал в родительских уголках

Самореализация

Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ

Выставка моделей.

Работа с родителями.

Беседы

Консультации «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать»

«Роль оригами в развитии детей», «Развитие мелкой моторики посредством оригами»

Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.

Результаты деятельности детей .

Выставка поделок оригами.

Ключевые понятия проекта:

Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

 Бумага-материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы .Официальное письменное сообщение, документ, рукопись.

Верхняя сторона, нижняя сторона, левая и правая стороны, диагональ, серединка,базовая форма .

Список используемой литературы

 

1.Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера,2006г.

3.Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. 4.М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.

5.Кайдошко Н. Н. Занятия по художественному труду для дошкольников. – М.: Русское слово,2008

6. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С, Зуйкова М. БПроектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.:АРКТИ, 2006г.

7.Кирьянов Ю. С. Большая книга оригами. – М: ООО «Издательство АСТ» Астрель 2010г

8. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Академия развития, 2009г

9.Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.

10.Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003.

11.Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

12.Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.

13.Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009

14.Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие реьенка»,Ярославль,000 «Академия развития».

15.Интернетные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» -  это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...