Проект «ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2024 – 2025 учебный год
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. .Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, способствует стимулированию и развитию памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_origami_24-25.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)
__________________________________________________________________
238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка,
ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698
Проект
«ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗАСТА»
воспитателя первой категории
средней группы «Божья коровка»
МАРТЫНОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВИКТОРОВНЫ
2024 – 2025 учебный год
п. Константиновка, 2024 год.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. .Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, способствует стимулированию и развитию памяти.
Оригами активизирует мыслительные процессы. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.
У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого необходимо заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
Таким образом, возникшее противоречие ,с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с техникой оригами, формирование у детей конструктивных и творческих способностей детей, и с другой стороны отсутствие целенаправленной , систематической работы привели к выбору данной темы проекта.
Цель работы: создать условия для развития художественно-творческих способностей, развития речи дошкольников средствами оригами, содействовать развитию инициативы, фантазии и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Задачи:
1. Дать представление о значении оригами, о его истории и разнообразии;
2. Расширить знания об основных геометрических понятиях (угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т.д.);
3. Познакомить детей с базовыми формами в оригами («треугольник», «книжка», «дверь», «воздушный змей»);
4. Развивать познавательную активность детей;
5. Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным поделкам;
6. Расширять словарный запас детей (слова «оригами», «базовая форма», и т. д.);
7. Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта будет достигнута основная цель-у детей появится интерес к техники оригами и желание узнавать новое о бумаге. Будет обобщён и обогащён опыт детей в сфере художественного воспитания путём применения научных методов и приёмов. У детей сформируется стойкий интерес к узнаванию свойств и особенностей бумаги, желание самостоятельно конструировать различные поделки. В период работы над проектом дети пополнят свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Проект способствует обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих и конструктивных способностей способностей детей, развитию мелкой моторики, эстетического восприятия.
Актуальность выбранной темы:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как уровень детей с нарушениями речи очень высок.
В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то рекомендую использовать в работе методику оригами. Оригами развивает мелкую моторику рук. Развитие мелкая моторика рук очень важна, так как тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук. Выполняя различные поделки из бумаги, у ребёнка расширяется и развивается активный словарь.
Методы и приемы:
Наглядные (катинки)
Словесные (проблемные вопросы, инструкции)
Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность физминутки)
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1.Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. 2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера,2006г. 3.Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. 4.М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Тема: «Сказка квадратика» Тарабарина Т.И. | Познакомить детей с поделками из бумаги, показать виды сгибания, находить линию сгиба,угол, сторону.Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать воображение, находчивость. |
Октябрь | Тема: «Открытка» Тема: «Солнечный зайчик» | Научить детей складывать квадрат пополам, находить линию сгиба, проглаживать ее. Аппликационное оформление открытки. Развивать фантазию и творчество. | |
Ноябрь | Тема: « Строим домики» Тема: «Запускаем воздушного змея» | Познакомить детей с базовой формой «Воздушный змей» Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу.Использовать художественное оформление: из прямоугольников сделать окна, дверь и трубу. | |
Декабрь | Тема : «Собачка» | Создание образа собачки по средствам оригами (складывание бумаги). | |
Январь | Тема: «Кошечка» | Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей», научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы; | |
Февраль | Тема: «Кораблик» | ||
Март | Коллективная работа: «С днем Мамы» | Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца | |
Апрель | Тема: «Веселый зайчик» | Учить детей складывать из квадрата зайчика, учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба. Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы. | |
Май | Тема: «Кошка» | Продолжить обучение детей работе в технике оригами, закрепить знание о базовой форме «воздушный змей»,научить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы;
| |
Работа с семьей | Буклеты, консультации по данной теме. | Семинар – практикум для родителей | |
Предметно – развивающая среда | Пополнение конструктора разного вида. | Использование материала в работе. | |
Самореализация | Семинар – практикум на уровне ДОУ. | Обмен опытом | |
Работа с детьми | Сентябрь – май | Внедрение требований ФОП в воспитательно-образовательный процесс | Образовательная деятельность, совместная деятельность с детьми |
Взаимодействие с семьей | Повышение компетентности родителей в вопросах по оригами, применяемых в работе в соответствии с требованиями ФОП | Родительские собрания, консультации, беседы, наглядный материал в родительских уголках | |
Самореализация | Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ | Выставка моделей. |
Работа с родителями.
Беседы
Консультации «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать»
«Роль оригами в развитии детей», «Развитие мелкой моторики посредством оригами»
Практические задания: Изготовление оригами совместно с детьми дома.
Результаты деятельности детей .
Выставка поделок оригами.
Ключевые понятия проекта:
Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Бумага-материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы .Официальное письменное сообщение, документ, рукопись.
Верхняя сторона, нижняя сторона, левая и правая стороны, диагональ, серединка,базовая форма .
Список используемой литературы
1.Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
2.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера,2006г.
3.Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. 4.М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
5.Кайдошко Н. Н. Занятия по художественному труду для дошкольников. – М.: Русское слово,2008
6. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М.:АРКТИ, 2006г.
7.Кирьянов Ю. С. Большая книга оригами. – М: ООО «Издательство АСТ» Астрель 2010г
8. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Академия развития, 2009г
9.Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
10.Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003.
11.Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
12.Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
13.Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009
14.Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие реьенка»,Ярославль,000 «Академия развития».
15.Интернетные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний ...
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка по работе с родителями Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Практические советы для родителей дошкольников по развитию речи детей через развитие мелкой моторики...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно...