Рабочая программа по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в ДОО
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровой набор "Дары Фребеля" в ДОО | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в ДОО
- Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для: формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания; развития физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения возможности достижения социальной успешности; сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста; коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. (Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе)
Актуальность программы: При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:
Модуль 1 «Шерстяные мячики»;
Модуль 2 «Основные тела»;
Модуль 3 «Куб из кубиков»;
Модуль 4 «Куб из брусков»;
Модуль 5 «Кубики и призмы»;
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»;
Модуль 7 «Цветные фигуры»;
Модуль 8 «Палочки»;
Модуль 9 «Кольца и полукольца»;
Модуль 10 «Фишки»;
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»;
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»;
Модуль 13 (5B) «Башенки»;
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»;
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева), каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем, педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:
- социально-коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- речевого развития;
- художественно-эстетического развития;
- физического развития.
Цель программы: Развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития; развитие культуры речи; развитие художественно – эстетической культуры; развитие продуктивного воображения, постигающего мышления, ориентации на позицию другого человека, произвольность и др. в ходе творческого приобщения к социуму, миру труда, основам безопасного поведения; культуры движений и работы по профилактике и оздоровлению детей.
Задачи:
- развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения познавательных задач;
- создание условий для построения ребенком целостной образно – смысловой картины мира;
- формирование начал самопознания;
- развитие речевых способностей и умений;
- формирование предпосылок чтения и письма;
- овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях;
- развитие эстетического мировидения;
- освоение эмоционально – нравственной культуры;
- формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно – эстетических видов деятельности;
- формирование предпосылок общей художественной и художественно – конструктивной умелости;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Форма занятии: игровая, любое задание превратить в интересную для ребенка задачу. По содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки.
Формы работы:
- Двигательная: игровые упражнения, игровая, сюжетные игры, развивающие игры, дидактические игры, режиссерские игры;
- Изобразительная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов.
- Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице): совместные действия, дежурство, поручение, задания;
- Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, проектирование решения проблемы, моделирование, реализация проекта, познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира.
- Конструирование: конструирование из различного материала, конструкторы, модули, конструирование по образцу; конструирование по модели, конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, конструирование по теме.
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 5 лет
Режим занятии, периодичность и продолжительность занятии: 1 раз в неделю, продолжительность занятии – 25 минут, количество участников – не более 7 детей.
Календарно – тематический план
Сентябрь
1 неделя
«Знакомство с «Дарами Фрёбеля»
Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы.
2 неделя
Знакомство с «Дарами Фрёбеля».
Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков
3 неделя
«Светофор»
Цель: формирование основ безопасного поведения на улице
4 неделя
«Что в мешочке?»
Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
Октябрь
1 неделя
«Колобок»
Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи
2 неделя
«Три поросенка»
Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки
3 неделя
«Лови-лови»
Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность
4 неделя
«У нас в квартире»
Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира
Ноябрь
1 неделя
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений
2 неделя
«Теремок из кубов»
Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок
3 неделя
«Воздушный футбол»
Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений
4 неделя
«Хозяюшка»
Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере)
Декабрь
1 неделя
«Назови геометрическую фигуру»
Цель: развитие элементарных математических представлений
2 неделя
«Угадай песню»
Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения
3 неделя
«Обводим глазками фигуры»
Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук
4 неделя
«Весёлый и грустный»
Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Январь
2 неделя
«Счётные палочки»
Цель: формирование элементарных математических представлений, изучение понятия «один-много»
3 неделя
«Что было раньше»
Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии
4 неделя
«Воздушный футбол»
Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений
Февраль
1 неделя
«Приглашаем в гости»
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности
2 неделя
«Солнышко и цветок»
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности
3 неделя
«Веселая карусель»
Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук
4 неделя
«Золушка»
Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира
Март
1 неделя
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений
2 неделя
«Умею-не умею»
Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи
3 неделя
«Магазин»
Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности
4 неделя
«Пианино»
Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте
Апрель
1 неделя
«Мышки, берегите хвостик»
Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений
2 неделя
«Дорожное движение»
Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице
3 неделя
«Аукцион»
Цель: учить владеть речью как средством общения
4 неделя
«Ручеек»
Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах
Май
1 неделя
«Кот, Петух и Лиса»
Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности
2 неделя
«Веселая карусель»
Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук
3 неделя
«Волшебники»
Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности
4 неделя
«Эстафета»
Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере
В результате освоения программы ребенок может:
-группировать предметы по цвету, размеру, форме;
-при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
-находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
-определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же;
-видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые;
-различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
-понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя;
-принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии.
Методические рекомендации по работе с "Дарами Фребеля" в речевом развитии...
Конспект организованно-образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игрового набора "Дары Фребеля"
Организованно-образовательная деятельность построенна в форме путешествия по острову Фребеля, в ходе которого дети выполняют задания с исользованием игрового набора "Дары Фребеля"...
Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»
Дети на занятии закрепять и уточнят знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...
Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фребеля» №4 Тема: «Такие разные дороги» (Формы познания) старшая группа
Игровая деятельность строится на работе с игровым набором "Дары Фрёбеля №4. В процессе воспитанники учатся мыслить о том, как применить свои знания в практической деятельности....
Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фребеля» №4 Тема: «Целое и часть» (Формы познания), старшая группа
В данном коспекте идёт работа с набором №4 "Дары Фрёбеля " . В ходе деятельности воспитанники знакомятся с понятиями "целое и часть"....
Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фребеля» №4 Тема: «Разгадай загадки» (Формы познания), старшая группа
Игровая деятельность строится на умении различать понятия "целое и часть", развивая речь и память...
Игровые практики использования игрового набора «Дары Фребеля» «Подбери соседа».
Игровая обучающая ситуация....