Рабочая программа по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в ДОО
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Жармагамбетова Сауле Гизатовна

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровой набор "Дары Фребеля" в ДОО22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в ДОО

  1. Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для: формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания; развития физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения возможности достижения социальной успешности; сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста; коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. (Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе)

Актуальность программы: При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов. В настоящее время встречается 14 видов образовательных материалов Фребеля:

Модуль 1 «Шерстяные мячики»;

Модуль 2 «Основные тела»;

Модуль 3 «Куб из кубиков»;

Модуль 4 «Куб из брусков»;

Модуль 5 «Кубики и призмы»;

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»;

Модуль 7 «Цветные фигуры»;

Модуль 8 «Палочки»;

Модуль 9 «Кольца и полукольца»;

Модуль 10 «Фишки»;

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»;

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»;

Модуль 13 (5B) «Башенки»;

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»;

Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева), каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фребелем, педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» может быть использован для:

- социально-коммуникативного развития;

- познавательного развития;

- речевого развития;

- художественно-эстетического развития;

- физического развития.

Цель программы: Развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития; развитие культуры речи; развитие художественно – эстетической культуры; развитие продуктивного воображения, постигающего мышления, ориентации на позицию другого человека, произвольность и др. в ходе творческого приобщения к социуму, миру труда, основам безопасного поведения; культуры движений и работы по профилактике и оздоровлению детей.

Задачи:

- развитие продуктивного воображения и творческого мышления в процессе решения познавательных задач;

- создание условий для построения ребенком целостной образно – смысловой картины мира;

- формирование начал самопознания;

- развитие речевых способностей и умений;

- формирование предпосылок чтения и письма;

- овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях;

- развитие эстетического мировидения;

- освоение эмоционально – нравственной культуры;

- формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно – эстетических видов деятельности;

- формирование предпосылок общей художественной и художественно – конструктивной умелости;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Форма занятии: игровая, любое задание превратить в интересную для ребенка задачу. По содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки.

Формы работы:

- Двигательная: игровые упражнения, игровая, сюжетные игры, развивающие игры, дидактические игры, режиссерские игры;

- Изобразительная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов.

- Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

- Самообслуживание и элементарный труд (в помещении и на улице): совместные действия, дежурство, поручение, задания;

- Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, проектирование решения проблемы, моделирование, реализация проекта, познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного мате­риала, музыкального сопровождения, художественного слова, раз­вивающих игр упражнений, заданий); исследования объектов окружающего мира.

- Конструирование: конструирование из различного материала, конструкторы, модули, конструирование по образцу; конструирование по модели, конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по замыслу, конструирование по теме.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 5 лет

Режим занятии, периодичность и продолжительность занятии: 1 раз в неделю, продолжительность занятии – 25 минут, количество участников – не более 7 детей.

Календарно – тематический план

Сентябрь

1 неделя

«Знакомство с «Дарами Фрёбеля»

Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы.

2 неделя

Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков

3 неделя

«Светофор»

Цель: формирование основ безопасного поведения на улице

4 неделя

«Что в мешочке?»

Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

Октябрь

1 неделя

«Колобок»

Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи

2 неделя

«Три поросенка»

Цель: приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки

3 неделя

«Лови-лови»

Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность

4 неделя

«У нас в квартире»

Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира

Ноябрь

1 неделя

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений

2 неделя

«Теремок из кубов»

Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок

3 неделя

«Воздушный футбол»

Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений

4 неделя

«Хозяюшка»

Цель: развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере)

Декабрь

1 неделя

«Назови геометрическую фигуру»

Цель: развитие элементарных математических представлений

2 неделя

«Угадай песню»

Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения

3 неделя

«Обводим глазками фигуры»

Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

4 неделя

«Весёлый и грустный»

Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Январь

2 неделя

«Счётные палочки»

Цель: формирование элементарных математических представлений, изучение понятия «один-много»

3 неделя

«Что было раньше»

Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии

4 неделя

«Воздушный футбол»

Цель: учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений

Февраль

1 неделя

«Приглашаем в гости»

Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности

2 неделя

«Солнышко и цветок»

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности

3 неделя

«Веселая карусель»

Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

4 неделя

«Золушка»

Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира

Март

1 неделя

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений

2 неделя

«Умею-не умею»

Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи

3 неделя

«Магазин»

Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности

4 неделя

«Пианино»

Цель: развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте

Апрель

1 неделя

«Мышки, берегите хвостик»

Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений

2 неделя

«Дорожное движение»

Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице

3 неделя

«Аукцион»

Цель: учить владеть речью как средством общения

4 неделя

«Ручеек»

Цель: развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах

Май

1 неделя

«Кот, Петух и Лиса»

Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности

2 неделя

«Веселая карусель»

Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

3 неделя

«Волшебники»

Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности

4 неделя

«Эстафета»

Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере

В результате освоения программы ребенок может:

-группировать предметы по цвету, размеру, форме;

-при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;

-находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;

-определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же;

-видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые;

-различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;

-понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя;

-принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии.

Методические рекомендации по работе с "Дарами Фребеля" в речевом развитии...

Конспект организованно-образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игрового набора "Дары Фребеля"

Организованно-образовательная деятельность построенна в форме путешествия по острову Фребеля, в ходе которого дети выполняют задания с исользованием игрового набора "Дары Фребеля"...

Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»

Дети на занятии закрепять и уточнят  знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фребеля» №4 Тема: «Такие разные дороги» (Формы познания) старшая группа

Игровая деятельность строится на работе с игровым набором "Дары Фрёбеля №4. В процессе воспитанники учатся мыслить о том, как применить свои знания в практической деятельности....

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фребеля» №4 Тема: «Целое и часть» (Формы познания), старшая группа

В данном коспекте идёт работа с набором №4 "Дары Фрёбеля " . В ходе деятельности воспитанники знакомятся с понятиями "целое и часть"....