Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий конструированием из строительного материала и конструкторов c детьми 4–5 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutsakova_l.v._konstruirovane_iz_stroitelnogo_materiala_4-5_let.docx | 342.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий конструированием из строительного материала и конструкторов c детьми 4–5 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.
Л.В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий
Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" Под общей редакцией:
доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.
Людмила Викторовна Куцакова – педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса "Школа 2000", автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.
Введение
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.
При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе "Конструирование и ручной труд", рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.
Конспекты занятий
Тема 1. Загородки и заборы
Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы,
Ход работы
Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья. Они очень разные, Желтые, красные, Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)
Работа с иллюстрацией "Забор с узорчатой решеткой". Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: "Что может быть за этим забором?" и построить красивые заборчики из строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей 2–3 видов и цветов.
Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).
По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.
Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики "Лего-Дупло". Пусть дети придумывают и сооружают из них любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные строительные детали от деталей "Лего-Дупло" и благодаря чему детали "Лего-Дупло" скрепляются между собой.
Игровые задания. Строительство загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем застраивается расстояние между ними).
Рис. 6
Советы воспитателю
Подводите детей к самостоятельному анализу построек; учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.
Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений).
Ключевые слова
Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок.
Тема 2. Домики, сарайчики
Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.
Материал. строительные наборы.
Ход работы
Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации с разными домами. Рассмотрите их с детьми, определите особенности строений, их назначение. Предложите построить разные дома для человечков, сарайчики для зверюшек, гаражи для машин.
Соорудите в качестве образцов несколько строений (рис. 11). Для конструирования стен используйте кирпичики и пластины, устанавливая их в разных положениях.
Рис. 11
Активизируйте внимание детей на пластинах, их конструктивных свойствах (толстая пластина лежит и стоит на всех гранях, плоская пластина только лежит). Рассмотрите с ними постройки, проанализируйте, из каких частей они состоят, из каких деталей состоит каждая часть; в каком положении установлены детали, сколько их. Обратите внимание детей на цветовое решение построек.
Предложите детям сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца ваши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Не забывайте поощрять проявления инициативы и творчества.
Побуждайте ребят придумывать сопутствующие постройки (заборчики, ворота, скамейки и пр.); украшать сооружения дополнительными материалами (деревья, цветы); обыгрывать постройки, отбирая для этого игрушки по желанию, объединяясь в игре.
Дайте ребятам конструктор, например, строительные кубики "Лего-Дупло". Пусть они строят домики, сарайчики, приспосабливая при этом пластины, детали строительных наборов; используют для оформления построек мелкие игрушки и прочий дополнительный материал.
Игровые задания. Игра "Конструирование зоопарка". Поупражняйте детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, домиков разной конструкции, площадок для автостоянок; строительстве дорог, трамвайных путей, железных дорог (длинных, узких, широких) из разных деталей.
Игра "Перестрой ворота". Предложите детям построить ворота любой формы и размера. Возьмите машину, посадите в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжайте к каждой постройке со словами:
Вы ворота отворите
И машину пропустите!
Побуждайте детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.). Игра "Угадай, где я". Предложите ребятам построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например, петушка и начинайте игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: "Где я?". Дети отвечают.
Советы воспитателю
Способствуйте развитию детской поисковой деятельности; побуждайте ребят искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями); предлагайте строить по словесной инструкции; показывайте варианты строительства одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции).
Ключевые слова
Длинная, короткая, тонкая, толстая пластина.
Тема 3. Машина
Цель. Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.
Материал. Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы.
Ход работы
Работа с иллюстрацией "Геометрические фигуры". Предложите детям задание, которое подготовил для них Кубик: найти лист, на котором изображена полоска с пятью геометрическими фигурами
(рис. 19), отрезать ее и вырезать геометрические фигуры; затем найти оставленное для фигур свободное место на картинках (рис. 12 – 16) и наклеить их (например, рядом с зайчиком нужно приклеить шарик (кружок)).
Советы воспитателю
Показывайте детям новые приемы конструирования (открывающиеся двери; предметы мебели, которые они еще не сооружали), давайте советы; поощряйте самостоятельность, инициативность; хвалите за придуманные решения, принимайте участие в их играх. Предлагайте ребятам различный дополнительный материал для обыгрывания построек.
Игровые задания. Строительство внутренних помещений (квартира для кукол, кукольный театр, кинозал, комнаты для трех медведей, дом для веселых человечков). Закрепляйте навыки моделирования, используя конструкторы "Лего-Дупло" и платы (они удобны тем, что сооруженную мебель можно быстро переставлять, не разбирая ее).
Советы воспитателю
В процессе конструирования конкретизируйте и обобщайте знания детей о предметах мебели; упражняйте в строительстве по памяти, по инструкции, по замыслу; поощряйте сотрудничество и содействуйте ему; закрепляйте названия цветов.
Предложите детям отправиться в гости к их старым друзьям – зверюшкам, живущим на первых страницах книги (рис. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10), но не просто так, а с подарками. Пусть ребята найдут подарки на картинке, где изображены разные полезные предметы (рис. 20). Предложите им вырезать предметы и наклеить их на картинки со зверюшками, ориентируясь по смыслу (кому что пригодится).
Игра "Что бывает…". Дети называют, что бывает красного (фиолетового, коричневого) цвета; что бывает круглым (квадратным, прямоугольным, овальным, треугольным).
Ключевые слова
Фигура, предметы.
Тема 4. Грузовые автомобили
Цель. Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию.
Материал. Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей.
Ход работы
Рис. 33
Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные грузовые машины. Рассмотрите их с детьми, определите функциональное назначение грузовых машин, выделите общее и различия в их строении; подведите детей к пониманию того, что внешний вид машины зависит от ее назначения; к обобщению ("Что есть у всех грузовых автомобилей").
Проведите объяснение приемов конструирования в игровой форме от лица игрушки: дети учат Зайца (Мишку) строить машину, а тот ошибается, например, вместо цилиндров для колес берет бруски. Пусть ребята объяснят Зайке (Мишке), почему лучше взять для колес цилиндры.
После постройки сооружения дайте детям задание: перестроить свои машины так, чтобы можно было перевезти на них грузы (раздайте им игрушки, коробки, пластмассовые бутылки, шпульки и пр.). В процессе конструирования спрашивайте у детей, какая пластина потребуется для строительства рамы машины (длинные, короткие, узкие, широкие, толстые, тонкие пластины).
Организуйте строительство различных машин из конструктора. Пусть дети экспериментируют с деталями, придумывают свои машины. Содействуйте коллективным детским играм ("Автопарк", "Машины везут грузы" и др.).
Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные транспортные средства. Рассмотрите их с детьми; уточните назначение, строение видов транспорта. Учите ребят конструировать грузовой и пассажирский транспорт из различного строительного материала и деталей конструкторов с несложными креплениями (например, прикручивать к раме колеса; прикреплять кабину, кузов, прицеп и некоторые мелкие детали; усаживать шофера, пассажиров; размещать грузы и т. д.).
Упражняйте детей в планировании общей деятельности, используя метод плоскостного моделирования (предлагайте фигуры, вырезанные из любого материала, – фундаменты домов, формы разного вида транспорта, фонтанов, газонов, пешеходных дорожек). Дети раскладывают фигуры на поверхности, затем строят на них сооружения, оформляя постройки игрушками и прочим дополнительным материалом (городок, улица, детский сад и т. д.).
Побуждайте детей использовать сконструированные машины в играх. Организуйте конструирование на данную тему из конструктора. Через игровые ситуации побуждайте детей к созданию вариантов знакомых построек; упражняйте в их преобразовании по разным параметрам; создавайте условия для поиска, экспериментирования.
Предложите детям закончить задания, которые они не успели завершить на занятии (вырезать и наклеить необходимые зверюшкам предметы).
Раздайте ребятам листы бумаги с выкройками конвертов и предложите им сложить и склеить конверты; вырезать все оставшиеся на картинках (рис. 28 – 34) геометрические фигуры и убрать их в конверты.
Игра "Выкладывание изображений из геометрических фигур". Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки (по замыслу).
Ключевые слова
Цилиндр, строительные детали.
Тема 5. Мосты
Цель. Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.
Материал. Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры.
Ход работы
Рассмотрите с детьми трафаретные линейки (цвет, форма; форма "окошек"). Пусть дети
Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные мосты.
Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение мостов. Загадайте ребятам загадку: Через реки и пруды
Нас ведут дорожки, Смело мы по ним идем, Не замочим ножки. (Мост)
Объедините четыре стола и разложите на них "реку" (полосу голубой бумаги разной ширины, замкнутую кольцом). В центре кольца "реки" вместе с детьми устройте парк (деревья, скамейки, качели и пр.).
Предложите ребятам взять их любимые игрушки и "погулять" с ними в парке. Спросите: "Как можно попасть в этот парк?". Пусть дети найдут решение. (Переправиться на лодках, плотах, построить мосты.)
Похвалите детей за их предложения, остановитесь на последнем. Соорудите при детях несколько вариантов мостов (рис. 37).
Рис. 37
Конструируя, проговаривайге свои действия ("Вот устои, вот перекрытие, вот один спуск, а вот второй").
Затем предложите ребятам построить мосты (такие же или другие).
По окончании строительства дети обыгрывают постройки.
Разложите на сдвинутых лентой столах "реку" (полосу голубой бумаги разной ширины) и организуйте конструирование мостов из конструкторов. В ходе работы не подсказывайте детям способы соединения деталей, построения длинных, широких, высоких мостов; предлагайте варианты их оформления. Побуждайте ребят придумывать и конструировать свои мосты.
Игровые задания. Конструирование из настольного и напольного строительного материала разных мостов для пешеходов, машин; конструирование по замыслу из строительных наборов и конструкторов. Упражняйте детей в преобразовании построек по разным параметрам, организуйте различные игры.
Игра "Коврик". Предложите детям нарисовать разные геометрические фигуры, обводя их по линейке так, чтобы они накладывались друг на друга определенными частями. Места пересечений дети раскрасят фломастерами – получится необычный геометрический узор (коврик, открытка).
Игра "Превращения фигур". Предложите детям обвести геометрические фигуры и превратить их в любые образы, подрисовывая детали фломастерами. Поощряйте объединение геометрических фигур (например: обвести квадрат, над ним обвести треугольник – получится домик).
Советы воспитателю
Развивайте наблюдательность детей, тренируйте память, побуждайте к активности; стимулируйте творчество, стремление реализовывать свои замыслы, применяя приобретенный конструкторский опыт.
Ключевые слова
Слева, справа, сверху, снизу; квадратное, круглое, прямоугольное, треугольное, овальное отверстие.
Тема 6. Корабли
Цель. Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу.
Материал. Коробки со строительным материалом, ножницы.
Ход работы
Возьмите красный, желтый, зеленый и синий листы бумаги. Сложите их в стопку, а затем пополам. Попросите детей найти в коробке со строительным материалом кубик. Положите кубик на угол стопки бумаги, обведите фломастером, затем снимите и спросите: "Какой бочок у кубика?" (Квадратный.)
Обведите все грани кубика. Пусть дети сами сделают вывод: у кубика все грани (стороны) квадратные. Вырежьте по контуру квадратик и покажите фокус: "посолите" квадратиками, и у вас из-под пальцев посыпятся разноцветные квадратики. Спросите у детей: "Сколько квадратиков? Какие они?".
Таким же образом обведите грани кирпичика. Подведите ребят к выводу: у кирпичика все грани прямоугольные, но не одинаковые. Разложите фигурки парами (по две одинаковые). Обведите грани призмы и вырежьте ее. Поиграйте с фигурами, предложите детям накладывать их на грани строительных деталей (они поймут, что у многих деталей грани совпадают, например, квадратные и прямоугольные грани есть у бруска, арки, маленьких призм и др.).
Игра "Выложи пол плитками". Предложите детям выложить плитками (фигурами) красивый пол (на столе). Отбирайте фигуры и располагайте по краю стола, чередуя их по форме и цвету, а дети пусть повторяют ваши действия. От краев переходите к углам, затем вместе с ребятами выложите середину.
Игра "Придумай и построй". Построение из геометрических фигур различных образов и фигур. Сначала составляйте фигуры сами, а ребята пусть повторяют за вами. Затем дети придумывают свои образы и фигуры. Из самых интересных образов и фигур сделайте контурные, а затем расчлененные схемы. (Наложите на лист бумаги изображение, придуманное ребенком, обведите фломастером и снимите с листа – получилась контурная схема. Разделите схему на геометрические фигуры – получилась расчлененная схема.)
Советы воспитателю
Не забывайте с обратной стороны листа с детской работой фиксировать авторство (имя ребенка и название придуманного им образа). Из этих листов у вас получится оригинальное методическое пособие по плоскостному моделированию, разработанное детьми.
Работа с иллюстрациями. Выложите из фигурок кораблик и предложите детям угадать, что это. Подберите иллюстрации, на которых изображены разные корабли. Рассмотрите их с детьми; определите назначение, строение кораблей. Прочитайте стихотворение:
По морским просторам корабли плывут,
К незнакомым берегам нужный груз везут. Морякам не страшен ветер и туман.
Есть у них товарищ – смелый капитан.
Предложите детям построить корабли из строительного материала. Дайте им плоскостные модели днищ разного размера и формы для конструирования на них. Покажите, как можно обстроить борта кирпичиками и пластинами, соорудить с помощью второй пластины еще одну палубу, построить капитанский мостик, выделить место для грузов. Посоветуйте ребятам украсить кораблики флажками, заселить человечками. Предложите детям построить корабли из конструктора. Покажите им несколько вариантов конструирования корабликов. Пусть ребята строят, экспериментируют, изобретают свои модели.
Советы воспитателю
Стройте вместе с детьми; перестраивайте сконструированный вами корабль, привлекая к этому их внимание, показывая способы преобразования.
Поощряйте ребят, которые следуют вашему примеру и пытаются построить по-своему. Не забывайте спрашивать о назначении построенных ими корабликов, помогайте развивать сюжеты игр, побуждайте детей играть с конструкциями; придумывать и рассказывать истории о корабликах.
Через игровые ситуации привлекайте ребят к созданию новых видов кораблей. Побуждайте использовать в конструировании дополнительные детали и материалы (мачты, флагштоки, шпульки, коробочки и пр.). Создавайте условия для речевого и игрового общения.
Игровые задания. Строительство корабликов для человечков, зверюшек разного размера из настольного строительного материала, крупного напольного строителя, конструкторов.
Конструирование по образцам, по их преобразованию, по замыслу, по темам ("Парк с рекой, по которой плывут кораблики", "Морской пляж и стоящие на рейде корабли", "Улица, которую пересекает река" и т. д.).
Игра "Отбери фигуры". Выставьте перед детьми поднос с геометрическими фигурами, которые они использовали на занятии, и предложите разделить их поровну ("Саша взял желтый квадратик, и вы все возьмите такую же фигуру" и т. д.). По окончании работы каждый ребенок кладет отобранные фигуры в свой конверт. Предложите детям сложить из фигур кораблики или что-то другое (по желанию).
Тема 7. Самолеты
Цель. Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы.
Материал. Строительные наборы, ножницы.
Ход работы
Рис. 41
Советы воспитателю
В ходе работы предлагайте ребятам, об успехах которых у вас не сложилось твердое мнение, называть геометрические фигуры, которые они используют. Напоминайте детям о том, что следует убирать фигуры в конверты по окончании работы. Порадуйтесь тому, как много стало у ребят геометрических фигур. Чаще проводите игры и упражнения по плоскостному моделированию.
Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации, на которых изображены различные самолеты. Рассмотрите их с детьми, проанализируйте строение самолетов, определите функциональное назначение (пассажирский, спортивный, военный). Загадайте ребятам загадку:
Белая птица
По небу мчится,
В облаках пляшет,
А крыльями не машет.
(Самолет)
Игра "Аэропорт". До начала занятия постройте с детьми на сдвинутых столах здание аэропорта. Оставьте на столах место для взлетного поля. Возьмите длинную пластину, наложите поперек нее короткую и скажите: "Это самолет и летчик". Начните имитировать полет самолета и звук мотора. Пусть ребята подключаются к игре. Затем скажите: "Летчики устали, бензин в баках кончается – полетим в аэропорт". Предложите детям расставить их самолеты на взлетном поле.
Постройте 2–3 разных самолета. Определите вместе с детьми, из каких деталей можно сконструировать шасси, салон, кабину, крылья.
Предложите ребятам выбрать и построить любой самолет. Поощряйте внесение изменений и дополнений в конструкции, строительство "по-своему", стремление соорудить несколько моделей.
По окончании строительства проанализируйте получившиеся конструкции.
Организуйте конструирование из конструкторов "Лего". Покажите детям несколько вариантов конструирования: пусть ребята строят по вашему образцу или придумывают свои самолеты.
Игра "Строительство". Предложите детям мелкие игрушки и организуйте игры, например, можно построить микроавтобусы, бензозаправщики, киоски; украсить территорию аэропорта деревьями, цветами. Принимайте активное участие в строительстве и играх детей.
Игровые задания. Сооружение самолетов разного размера и конструкции (для игрушек и каких-либо грузов) из различных строительных материалов и конструкторов.
Строительство на темы: "Человечки прилетели на самолетах в сказочную страну", "Парад самолетов", "Детская площадка с самолетами", "Карусель с самолетами".
Игра "Идем в гости". Предложите детям сходить в гости к старым знакомым – зверюшкам, живущим на первых страницах книги (рис. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10). Пусть ребята рассмотрят разнообразные по форме, размеру и цвету геометрические фигуры, из которых состоят изображения.
Советы воспитателю
Расширяйте представления детей о самолетах; рассматривайте с ними иллюстрации, игрушки; показывайте разные варианты строительства. Содействуйте сотворчеству, взаимообучению. Побуждайте детей придумывать истории о своих конструкциях.
Ключевое слово
Контур.
Тема 8. Повторение
Цель. Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел; уточнять конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу.
Ход работы
Работа с иллюстрацией "Постройки". Предложите детям рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены разные постройки и назвать изображенные на ней предметы (рис. 46). Прочитайте стихотворения:
По дороге, напрямик Мчится синий грузовик. Осторожно! Не спешите И машину пропустите! Красные ворота
Есть за поворотом - Проезжайте, проходите, Пролезайте, как хотите. Вот стоит большая будка,
В ней живет огромный пес,
Никого он не боится, А зовут его Барбос.
Загадайте детям загадку:Шапочка да ножка - Вот и весь Ерошка. (Гриб)
Рис. 46
Предложите детям сконструировать изображенные на картинке предметы.
Советы воспитателю
Ребятам, быстро справившимся с заданием, предложите для конструирования более сложные изображения, которые обычно прилагаются к строительным наборам.
В течение месяца организовывайте конструирование из строительного материала и конструкторов, закрепляя навыки и умения детей.
Ключевые слова
Плоская пластина.
Тема 9. Повторение
Цель. Упражнять детей в конструировании по уменьшенным чертежам, в плоскостном моделировании, в умении строить элементарные схемы; уточнять пространственные понятия.
Материал. Строительные наборы, ножницы, фломастеры.
Ход работы
Работа с иллюстрацией "Постройки". Дети рассматривают иллюстрацию (рис. 47).
Рис. 47
Педагог. Рассмотрите рисунки-чертежи уменьшенного масштаба. Что здесь нарисовано? Из каких деталей состоит каждая постройка?
Предложите детям разнообразные строительные детали и организуйте конструирование любых изображенных на картинке построек (по желанию).
Работа с иллюстрацией. Рассмотрите с детьми изображение постройки (рис. 48 а), проанализируйте, из каких деталей она построена и каким способом.
Предложите ребятам определить на какой картинке (рис. 48 б, 48 в) изображены детали, из которых сооружена данная постройка, и аргументировать свой выбор.
Рис. 48
Советы воспитателю
Поиграйте с детьми, используя геометрические фигуры, строительные материалы и конструкторы "Лего".
Работа с иллюстрациями. Предложите детям найти лист, на котором изображен квадрат, разрезать его на геометрические фигуры по разметкам, затем выложить из фигур изображения по предложенным схемам (рис. 49, 50).
Игровые задания. Напомните детям об их друзьях – зверюшках (рис. 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) и предложите навестить их. Пусть ребята снова встретятся с полюбившимися героями, вспомнят и расскажут, на какие строительные детали похожи голова мишки, туловище лисички и т. д.
Игра "Убери фигуру (деталь)". Задания: "Уберите из трех фигур лишнюю" (квадрат, прямоугольник, круг и др.); "Уберите из трех деталей лишнюю" (цилиндр, конус, кирпичик и др.).
Игра "Отбери детали, у которых есть что-нибудь одинаковое". Дети отбирают детали, объединенные общими признаками.
Игра "Подбери к фигуре (форме) такую же большую (маленькую) фигуру (форму)".
Советы воспитателю
Усложняйте задания, предлагая детям большее количество элементов.
Игра "Преврати фигуру". Поупражняйте детей в рисовании геометрических фигур и придании им определенных образов.
Игра "Тень". Установите настольную лампу таким образом, чтобы на стене можно было получить тени от предметов. Предложите детям отбирать предметы разной формы и демонстрировать на стене. Обратите их внимание на шар (как не поверни – всегда виден круг). Сравните шар с плоским круглым предметом: пластинкой, крышкой от кастрюли (круг виден не всегда). Продемонстрируйте детали крупного настольного строителя (куб, кирпичик, призму и др.). Побуждайте детей самостоятельно делать выводы ("Когда у предмета есть разные стороны (грани), тени у них разные" и т. д.).
Установите на столе несколько деталей таким образом, чтобы они отбрасывали на стену тени – четкие геометрические фигуры, например, на два кубика, стоящих на расстоянии друг от друга, положите толстую пластину, а на нее – призму.
Предложите детям смоделировать постройку из геометрических фигур (на столах).
Игра "Выложи фигурами". Соорудите на столе элементарные постройки и предложите детям выкладывать их изображения геометрическими фигурами (вид спереди). Подведите детей к построению элементарных схем построек, предлагая затем обводить фигуры фломастерами.
Организуйте конструирование из строительного материала и конструкторов. Предлагайте детям строить знакомые сооружения и придумывать новые. Обращайте их внимание на то, что любой предмет можно сконструировать разными способами; упражняйте в поиске способов конструирования.
Чаще играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры с использованием строительного материала, конструкторов "Лего" и др.
Ключевое слово
Грань.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ольга Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада Конспекты занятий (сентябрь-октябрь)
Расширять представления детей о природе....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада Тема занятия: Вода помощница
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского садаТема занятия: Вода помощница...
О. В. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающе...
Л.В. Куцакова Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий конструированием из строительного материала и конструкторов c детьми 4–5 лет. В книгу включен разнообразный ...
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Трамвай»
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Трамвай»...
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Трамвай»
Задачи: 1. Продолжать формировать умение анализировать образец будущей постройки (выделять основные части, определять из каких деталей выполнен образец, количество необходимых деталей для построй...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Тема занятия: Вода помощница
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Тема занятия: Вода помощница...