В гостях у тётушки Арины.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Задачи: Обогащать словарный запас  ( оберег, старинный, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, деревянный, расписной, узорчатый и др.)

Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить тряпичную, узелковую куклу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tyotushki_ariny.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у тётушки Арины.

Старшая группа.

Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

Задачи: Обогащать словарный запас  ( оберег, старинный, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, деревянный, расписной, узорчатый и др.)

Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить тряпичную, узелковую куклу.

Материал и оборудование: Сундук с косынками и кушаками. Кукла. Уголёк, зёрна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники). Слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы. Нитки, вата. Кукла-колокольчик. Корзина. Конфета. Костюм тётушки Арины.

Предварительная работа: Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины».Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.

                                  Ход занятия.

Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает тётушка Арина (взрослый в костюме).

Тётушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок. (Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики – кушаки.) Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь- ка,  назовитесь- ка.

Дети (поочерёдно). Я красна девица Ирина.  Я добрый молодец Саша.

Тётушка Арина: А я тётушка Арина. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. (указывает на самовар.) Это что?

Дети: Самовар. В нём кипятили воду.

Тётушка Арина: Сверху пар, снизу жар – шипит русский самовар. (показывает чугунок) А это что?

Дети: Чугунок. В нём варили еду.

Тётушка Арина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. (Показывает лапти) А это что, детушки?

Дети: Лапти. Их надевали на ноги.

Тетушка Арина: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетёные, лёгкие да просторные. На онучи их надевали, оборами подвязывали.  (Звучит запись плача ребёнка).

Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.)

Да это малец-удалец. Сегодня родился да вдруг рассердился. Возьмём его на руки, он и успокоится.

Ребёнок качает куклу, плач стихает.

        

Тётушка Арина: С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное  русское. Какие вы знаете старинные имена?

Дети называют имена. Выбирают для ребёнка имя Егорушка.

Тётушка Арина: Человек растёт, и имя его растёт. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. Подрастёт малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать. А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми?  (Ответы детей)

Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Нет? Егор-хозяин земли. Когда родители называли ребёнка этим именем, они мечтали о том, что, когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы.(Показывает уголёк, зерна, монеты и раздаёт их детям.)

Как вы думаете, зачем они младенцу?  (Предположения детей).

Во время ваших прабабушек и прадедушек уголёк, зёрна и монетки опускали в корыто с водой , где ребёнка в первый раз купали.

Когда клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».

 Маша, положи уголёк в корыто и повтори эти слова. (Ребёнок выполняет задание.)

А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт».

Саша, опусти зёрна в воду и повтори эти слова. (Ребёнок выполняет задание.)

Кто из вас догадается, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (Предложения детей.) Правильно.

Положи, Валя, монетки в воду со словами «Будь всегда богат». (Ребёнок выполняет задание.)

Теперь нашего Егорушку можно купать.

(Вместе с ребёнком купает куклу.)

Тили-тили - тили-тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки

Полное ведёрко.

Мыли - мыли-мыли-мыли,

Бело – набело отмыли.

Лишь головка одна,

Как была черным - черна!

Ира, помоги мне вытереть Егорушку.  Подай полотенце. (Вместе с ребёнком вытирает куклу.)

Полотенце вышито и бело,

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.

Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?

Дети: Его надо запеленать, одеть.

Тётушка Арина: Заворачивали ребёнка в отцовскую рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он. Посмотрите на рубаху. Какая она?

Дети: Красивая, вышитая, нарядная.

Тётушка Арина: Давайте завернём Егорушку.

 Помоги мне Оля  (Вместе с девочкой заворачивает куклу.)

Тётушка Арина: Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?

Дети: В колыбели, люльке.

Тётушка Арина: Что это лежит в колыбели?

Вынимает из колыбели кусок хлеба и узелок с солью.

Дети: Это хлеб и соль.

Тётушка Арина: На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом - солью.

Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбель хлеб и соль.

Тётушка Арина: Чтобы  Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.

Дети: (вместе).

Баю – баюшки   –  баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звёздочка горит.

-Спи, сыночек, - говорит.-

Баю-баю-баю бай,

Спи, Егорка, засыпай!»

Тётушка Арина: Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу?  (Предложения детей.)

Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем подарки для Егорушки – куклы-обереги. Только позабыла я, как их делают. Кто же нам поможет?

Звучит музыка шуршания, покашливания и голоса домового.

Домовой: Кто и поможет, если не я, хранитель дома?! Я видел, как ваши прапрабабушки мастерили таких кукол из лоскутков да ниток.

Тётушка Арина: Дети, это же домовой голос подаёт! Садитесь на лавки и будьте внимательны. Постарайтесь всё рассмотреть , да запомнить.

Воспитатель показывает слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы, которые сопровождаются комментариями домового.

Домовой: Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутком и обвязать ниткой. Это голова куклы. Из уголков квадрата, свёрнутых и обвязанных нитками, получатся руки. Кукла-оберег готова.

Я для вас кое-что припас. Посмотрите-ка под лавку.    (Дети достают из-под лавки корзину с лоскутками.)

Уж вы постарайтесь, сделайте кукол яркими да нарядными, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.

Тётушка Арина: Спасибо, домовой! Дети постараются сделать настоящие куклы-обереги. Перед тем как начать мастерить, подготовим свои пальцы к работе.

Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу.

Тётушка Арина:

Алёнка маленька, шустра да быстра.

Воды наносила, сарафан сшила,

Носок связала, ягод насбирала,

Песню спела, везде поспела,

В охотку ей любое дело.

В старину так говорили: «Работа ладится, если песня сладится».  Подпевайте мне.

Дети вместе с тётушкой Ариной поют русскую народную песню «Золотая прялица» и приступают к работе. Тётушка Арина при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность.

Тётушка Арина:  Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, оставьте их себе, а ему мы подарим оберег, который смастерила я, -куклу-колокольчик. Пусть она хранит его и защищает.

Кладёт куклу в колыбель.

Домовой: Вот так гости! Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье?   На именинах хороводы водить надобно, да в игры играть. Становитесь-ка в хоровод.

Звучит музыка русской народной  песни «Каравай», дети поют и водят хоровод.

Домовой: Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорушке что-нибудь хорошее, доброе.

Дети(поочерёдно).  Никогда не болей, будь здоров.

Расти сильным, крепким,  да удалым.

Слушай отца-батюшку, да родную матушку.

Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.

Живи-поживай да добра наживай .

Тётушка Арина: Понравилось вам заниматься в русской избе? Чему вы научились? Что нового узнали?     (Ответы детей).

Если вам понравилось, как  вас встречали-привечали  в русской избе, оставьте угощение для домового в его корзине.

(Дети кладут в корзину конфету.)

Спасибо за работу вашу и за старание. До скорого свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Тётушка Арина в гостях у малышей"

Это занятие по развитию речи для первой младшей группы....

Тётушка Арина в гостях у малышей.

Занятие проводится в первой младшей группе по "Программе воспитания обучения детей в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой.Занятие интегрированное: окружающий мир, музыка, развитие речи. Использо...

Конспект проведенного занятия - досуга на тему: "В гостях у тётушки - Арины"

Конспект проведенного занятия - досуга на тему: "В гостях у тётушки - Арины"...

Занятие по сенсорике для детей 1 младшей группы "В гостях у тётушки Арины"

Занятие для воспитатетелей по сенсорному развитию для детей 2 - злет, закрепляющее цвет. форму и величину предметов,. их качества.Конспект занятия «В гостях у тётушки Арины»Программное содержание:...

Конспект ООД на тему: «В гости к тётушке Арине»

Конспект ООД на тему:  «В гости к тётушке Арине»...

Сценарий осеннего развлечения для 1 младшей группы "В гости к тётушке Арине"

Материал для педагогов ясельных групп, содержит игры, песни, пляски для малышей....

Сценарий игровой программы "В гости к тётушке Арине"

В помощь музыкальному руководителю для работы с детьми с нарушением речи...