В гостях у тётушки Арины.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду
Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.
Задачи: Обогащать словарный запас ( оберег, старинный, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, деревянный, расписной, узорчатый и др.)
Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить тряпичную, узелковую куклу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_tyotushki_ariny.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у тётушки Арины.
Старшая группа.
Цель: Расширять представление о русских народных семейных обычаях.
Задачи: Обогащать словарный запас ( оберег, старинный, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, деревянный, расписной, узорчатый и др.)
Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить тряпичную, узелковую куклу.
Материал и оборудование: Сундук с косынками и кушаками. Кукла. Уголёк, зёрна, монеты. Корыто с водой и полотенце. Русская рубаха. Колыбель. Кусок хлеба, узелок с солью. Лоскуты разноцветной ткани (квадраты и треугольники). Слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы. Нитки, вата. Кукла-колокольчик. Корзина. Конфета. Костюм тётушки Арины.
Предварительная работа: Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины».Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.
Ход занятия.
Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает тётушка Арина (взрослый в костюме).
Тётушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла. Открывайте сундучок. (Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики – кушаки.) Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь- ка, назовитесь- ка.
Дети (поочерёдно). Я красна девица Ирина. Я добрый молодец Саша.
Тётушка Арина: А я тётушка Арина. Не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. (указывает на самовар.) Это что?
Дети: Самовар. В нём кипятили воду.
Тётушка Арина: Сверху пар, снизу жар – шипит русский самовар. (показывает чугунок) А это что?
Дети: Чугунок. В нём варили еду.
Тётушка Арина: В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. (Показывает лапти) А это что, детушки?
Дети: Лапти. Их надевали на ноги.
Тетушка Арина: Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетёные, лёгкие да просторные. На онучи их надевали, оборами подвязывали. (Звучит запись плача ребёнка).
Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.)
Да это малец-удалец. Сегодня родился да вдруг рассердился. Возьмём его на руки, он и успокоится.
Ребёнок качает куклу, плач стихает.
Тётушка Арина: С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте придумаем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена?
Дети называют имена. Выбирают для ребёнка имя Егорушка.
Тётушка Арина: Человек растёт, и имя его растёт. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. Подрастёт малыш, станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать. А вас как будут называть, когда вы станете взрослыми? (Ответы детей)
Молодцы! Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена. А вы знаете, что означает имя Егор? Нет? Егор-хозяин земли. Когда родители называли ребёнка этим именем, они мечтали о том, что, когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.
Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы.(Показывает уголёк, зерна, монеты и раздаёт их детям.)
Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей).
Во время ваших прабабушек и прадедушек уголёк, зёрна и монетки опускали в корыто с водой , где ребёнка в первый раз купали.
Когда клали уголёк, приговаривали: «Привыкай к домашнему теплу».
Маша, положи уголёк в корыто и повтори эти слова. (Ребёнок выполняет задание.)
А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт».
Саша, опусти зёрна в воду и повтори эти слова. (Ребёнок выполняет задание.)
Кто из вас догадается, для чего клали монетки и какие слова при этом говорили? (Предложения детей.) Правильно.
Положи, Валя, монетки в воду со словами «Будь всегда богат». (Ребёнок выполняет задание.)
Теперь нашего Егорушку можно купать.
(Вместе с ребёнком купает куклу.)
Тили-тили - тили-тили,
А мы по воду ходили.
Воды для Егорки
Полное ведёрко.
Мыли - мыли-мыли-мыли,
Бело – набело отмыли.
Лишь головка одна,
Как была черным - черна!
Ира, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце. (Вместе с ребёнком вытирает куклу.)
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.
Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?
Дети: Его надо запеленать, одеть.
Тётушка Арина: Заворачивали ребёнка в отцовскую рубаху, чтобы был он похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он. Посмотрите на рубаху. Какая она?
Дети: Красивая, вышитая, нарядная.
Тётушка Арина: Давайте завернём Егорушку.
Помоги мне Оля (Вместе с девочкой заворачивает куклу.)
Тётушка Арина: Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?
Дети: В колыбели, люльке.
Тётушка Арина: Что это лежит в колыбели?
Вынимает из колыбели кусок хлеба и узелок с солью.
Дети: Это хлеб и соль.
Тётушка Арина: На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом - солью.
Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбель хлеб и соль.
Тётушка Арина: Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.
Дети: (вместе).
Баю – баюшки – баю,
Я тебе покой дарю.
Ветер за окном свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звёздочка горит.
-Спи, сыночек, - говорит.-
Баю-баю-баю бай,
Спи, Егорка, засыпай!»
Тётушка Арина: Вот и уснул Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребёнок спал, родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете, что дарили младенцу? (Предложения детей.)
Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем подарки для Егорушки – куклы-обереги. Только позабыла я, как их делают. Кто же нам поможет?
Звучит музыка шуршания, покашливания и голоса домового.
Домовой: Кто и поможет, если не я, хранитель дома?! Я видел, как ваши прапрабабушки мастерили таких кукол из лоскутков да ниток.
Тётушка Арина: Дети, это же домовой голос подаёт! Садитесь на лавки и будьте внимательны. Постарайтесь всё рассмотреть , да запомнить.
Воспитатель показывает слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы, которые сопровождаются комментариями домового.
Домовой: Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату. Обернуть вату лоскутком и обвязать ниткой. Это голова куклы. Из уголков квадрата, свёрнутых и обвязанных нитками, получатся руки. Кукла-оберег готова.
Я для вас кое-что припас. Посмотрите-ка под лавку. (Дети достают из-под лавки корзину с лоскутками.)
Уж вы постарайтесь, сделайте кукол яркими да нарядными, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.
Тётушка Арина: Спасибо, домовой! Дети постараются сделать настоящие куклы-обереги. Перед тем как начать мастерить, подготовим свои пальцы к работе.
Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу.
Тётушка Арина:
Алёнка маленька, шустра да быстра.
Воды наносила, сарафан сшила,
Носок связала, ягод насбирала,
Песню спела, везде поспела,
В охотку ей любое дело.
В старину так говорили: «Работа ладится, если песня сладится». Подпевайте мне.
Дети вместе с тётушкой Ариной поют русскую народную песню «Золотая прялица» и приступают к работе. Тётушка Арина при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность.
Тётушка Арина: Вот вы и сделали для Егорушки куклы-обереги. Впрочем, оставьте их себе, а ему мы подарим оберег, который смастерила я, -куклу-колокольчик. Пусть она хранит его и защищает.
Кладёт куклу в колыбель.
Домовой: Вот так гости! Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье? На именинах хороводы водить надобно, да в игры играть. Становитесь-ка в хоровод.
Звучит музыка русской народной песни «Каравай», дети поют и водят хоровод.
Домовой: Вот и славно! А на прощание пожелайте нашему Егорушке что-нибудь хорошее, доброе.
Дети(поочерёдно). Никогда не болей, будь здоров.
Расти сильным, крепким, да удалым.
Слушай отца-батюшку, да родную матушку.
Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.
Живи-поживай да добра наживай .
Тётушка Арина: Понравилось вам заниматься в русской избе? Чему вы научились? Что нового узнали? (Ответы детей).
Если вам понравилось, как вас встречали-привечали в русской избе, оставьте угощение для домового в его корзине.
(Дети кладут в корзину конфету.)
Спасибо за работу вашу и за старание. До скорого свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Тётушка Арина в гостях у малышей"
Это занятие по развитию речи для первой младшей группы....
Тётушка Арина в гостях у малышей.
Занятие проводится в первой младшей группе по "Программе воспитания обучения детей в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой.Занятие интегрированное: окружающий мир, музыка, развитие речи. Использо...
Конспект проведенного занятия - досуга на тему: "В гостях у тётушки - Арины"
Конспект проведенного занятия - досуга на тему: "В гостях у тётушки - Арины"...
Занятие по сенсорике для детей 1 младшей группы "В гостях у тётушки Арины"
Занятие для воспитатетелей по сенсорному развитию для детей 2 - злет, закрепляющее цвет. форму и величину предметов,. их качества.Конспект занятия «В гостях у тётушки Арины»Программное содержание:...
Конспект ООД на тему: «В гости к тётушке Арине»
Конспект ООД на тему: «В гости к тётушке Арине»...
Сценарий осеннего развлечения для 1 младшей группы "В гости к тётушке Арине"
Материал для педагогов ясельных групп, содержит игры, песни, пляски для малышей....
Сценарий игровой программы "В гости к тётушке Арине"
В помощь музыкальному руководителю для работы с детьми с нарушением речи...